Выберите букву:

Шпаргалки по Аудиту - скачать бесплатно - Реферат

- Вы можете скачать эту работу совершенно бесплатно
 Отрицательное аудиторское заключения.
 
ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ АУДИТА.
 
    Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации в рабочей документации аудита, оформленной в соответствии с настоящим правилом (стандартом) аудиторской деятельности.
    К рабочей документации аудита относятся:
● планы и программы проведения аудита;
● описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;
● объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;
● копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;
● описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;
● аналитические документы аудиторской организации;
    Рабочая документация может быть создана аудиторской организацией, проводящей аудит, либо получена от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц.
    Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя из:
● характера проводимой работы;
● характера и сложности деятельности экономического субъекта;
● состояния бухгалтерского учета экономического субъекта;
● надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;
● необходимого уровня руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.
    Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией, если акты, регулирующие аудиторскую деятельность не предписывают такие формы.
    Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта.
    Аудиторская организация вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономического субъекта, в отношении которого проводился аудит, и других лиц.
    Экономический субъект, в отношении которого проводился аудит, и другие лица, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют право требовать от аудиторской организации предоставить рабочую документацию или ее копии полностью или в какой-либо части.
    Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению аудиторской организацией.
    Аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит. Аудиторская организация не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы.
 
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
 
    Рабочая документация должна содержать все сведения, необходимые и достаточные для:
● составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией;
● подтверждения того, что аудит проведен аудиторской организацией в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность;
● осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита;
● планирования аудита аудиторской организацией.
    Рабочая документация должна содержать:
● записи о планировании аудита;
● записи о характере, времени проведения и объеме выполнения аудиторских процедур;
● выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений.
    Все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, подлежат отражению в рабочей документации.
    Рабочая документация должна быть достаточно полной и подробной, с тем чтобы опытный аудитор, ознакомившись с ней, мог получить общее представление о проведенном аудиторской организацией аудите.
    Сведения, включенные в рабочую документацию, должны быть изложены ясно и выражены так, чтобы были очевидны их содержание и форма и невозможны различные толкования.
 
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
 
    Рабочая документация должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.
    Рабочая документация должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.
    Записи в документах должны производиться средствами, обеспечивающими сохранность записей в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.
    Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты:
● наименование документа;
● наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;
● период, за который проводится аудит;
● дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа;
● содержание документа;
● личную подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку, либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица;
● дату проверки документа;
● личную подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровку, либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица.
    Если в рабочей документации используются условные обозначения (символы), то такие обозначения (символы) должны быть объяснены.
    Документы, входящие в рабочую документацию аудита, должны, как правило, содержать ссылку на источник сведений, включенных в них.
    Если документ, входящий в состав рабочей документации аудита, создан экономическим субъектом или другим лицом, то это обстоятельство должно быть раскрыто в документе с указанием лица аудиторской организации, проверившего такой документ.
    Каждый документ, входящий в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный номер. Система построения и порядок присвоения идентификационных номеров таким документам устанавливаются аудиторской организацией.
    Рабочие документы должны быть оформлены аккуратно.
 
ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
 
    По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации.
    Рабочая документация должна храниться скомплектованной в папки ("файлы"), заведенные для каждого аудита, проводимого аудиторской организацией, отдельно. Система расположения документов в папках устанавливается аудиторской организацией. Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде.
    Сохранность рабочей документации, оформление и передачу ее в архив организует руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное.
    Выдача рабочей документации, фиксирующей проводимый и проведенный аудит, работникам аудиторской организации, не занятым аудитом данного экономического субъекта, как правило, не должна допускаться.
    Рабочая документация должна храниться в архиве аудиторской организации не менее пяти лет.
    Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то органами.
    В случае пропажи или порчи рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование.                    .   Результаты служебного расследования оформляются соответствующим актом.
 
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНЫ В СОСТАВ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    Информация относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта.
    Извлечения или копии учредительных документов экономического субъекта, а также иных важных юридических документов его (договоров, контрактов, протоколов и т.п.).
    Материалы, свидетельствующие о планировании аудита, и программы аудита.
    Записи об изучении и оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота или комбинации их).
    Анализ хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета.
    Анализ существенных показателей и тенденций деятельности экономического субъекта.
    Записи о характере, дате проведения и объеме проведенных аудиторских процедур и результатах таких процедур.
    Материалы, свидетельствующие о том, что работа, выполненная не аудиторами, контролировалась аудиторами.
    Сведения о том, кем и когда выполнялись аудиторские процедуры.
    Копии переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с проводимым аудитом экономического субъекта.
    Копии переписки или записи обсуждений во время встреч с экономическим субъектом по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита.
    Письма-подтверждения, полученные от экономического субъекта.
    Выводы, сделанные аудиторской организацией по результатам аудита.
    Копии бухгалтерской и иной финансовой документации экономического субъекта.
 
ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДЛЯ СЕРТИФИКАЦИИ АУДИТОРОВ В качестве результата проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности выступает профессиональное мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Украины. Основным требованием к мнению аудитора является его качество.
    Для того чтобы выразить объективное и независимое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, аудитору необходимо иметь представление о том, какие интересы преследуют различные группы пользователей отчетности.
    Пользователями профессионального мнения аудитора следует считать пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (или другой бухгалтерской информации) аудируемого лица, заинтересованных в ее достоверности.
    Во-первых, это пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов, которые согласно законодательству об аудиторской деятельности подлежат обязательному аудиту. Ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
    Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
● организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
● организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
● объем выручки организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год.
● организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения
● обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом».
    Обязательный аудит проводится преимущественно в интересах экономической безопасности государства, но не конкретных групп пользователей.
    Отдельно следует выделить пользователей мнением аудитора по собственной инициативе.
    Среди таких пользователей по степени заинтересованности в достоверности информации можно выделить как активных, так и j пассивных пользователей бухгалтерской информации.
    К активным можно отнести пользователей, которые занимают активную позицию в отношении достоверности предоставляемой предприятием бухгалтерской информации. Пользователи бухгалтерской информации подразделяются на внешних и внутренних, к активным пользователям могут быть отнесены:
● внутренние (собственники (акционеры, учредители, участники) и руководители (менеджеры);
● внешние (инвесторы и кредиторы).
    Пассивные пользователи — это пользователи, которые не предъявляют конкретных требований к качеству предоставляемой предприятием бухгалтерской (финансовой) информации: например, органы государственной статистики, налоговые органы и иные государственные органы, общественность в целом.
    По степени воздействия на качество предоставляемой бухгалтерской информации экономическим субъектом активные пользователи являются более значимыми, в отличие от пассивных, не оказывающих значительного влияния на качество бухгалтерской информации. Для получения уверенности в качестве предоставляемой предприятием информации активные пользователи профессионального мнения аудитора заинтересованы в качественном проведении аудита и тем самым в получении качественного аудиторского заключения, которое будет содержать объективное и независимое мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности о всех существенных аспектах. Именно в соответствии с потребностями активных пользователей организации, не являющиеся субъектами обязательного аудита, инициируют проведение аудиторской проверки.
    Выделяются три основных классификационных признака пользователей результатами аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности: по объему используемой информации, по отношению к субъекту аудита, по формальному договору с аудитором.
    Все группы заинтересованных пользователей объединяет одна общая цель, а следовательно, общая информационная потребность, которая заключается в том, насколько бухгалтерская информация достоверна во всех существенных аспектах. В рамках общей информационной потребности и у внутренних, и у внешних пользователей есть специфические информационные потребности.
    Специфические информационные потребности внутренних пользователей:
● собственники (акционеры, учредители, участники) — получение достоверной информации о стоимости капиталовложений, рентабельности вложенного капитала, чистой прибыли, извлекаемой из акций и подлежащей распределению;
● управленческий персонал (руководители, менеджеры) — получение достоверной информации, которая поможет им в принятии решений, планировании, контроле и регулировании управленческой деятельности в интересах собственников. Это информация о расходах, спросе, доходах, рентабельности продукции, конкурентоспособности;
● бухгалтеры предприятия — получение достоверной информации, которая поможет им оценить результаты своей деятельности в прошедшем отчетном периоде.
    Специфические информационные потребности внешних пользователей:
● инвесторы — получение достоверной информации об ожидаемом движении денежных средств, финансовой устойчивости, о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных инвестиций и о приросте балансовой стоимости акций;
● кредиторы — получение достоверной информации о стоимости и ликвидности имущества организации, платежеспособности (способности организации выплатить в срок причитающиеся им суммы), кредитоспособности (способности организации погасить предоставленные ей займы и выплатить соответствующие проценты по ним);
● органы государственной власти - получение достоверной информации, необходимой для осуществления ими своих функций (по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения). В частности, налоговые органы уделяют внимание декларируемой прибыли, начисляемым налогам;
● общественность в целом — получение достоверной информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях;
    Аудитору также следует иметь в виду, что у заказчика аудиторской проверки могут быть как установленные, так и скрытые потребности.
   123Установленные потребности — это потребности, которые четко оговорены на этапе предварительного планирования и определены условиями договора на оказание аудиторских услуг.
    Скрытые потребности - это подразумеваемые потребности, которые необходимо выявить в процессе оказания аудиторских услуг. Они могут заключаться в потребности фирмы-клиента в выработке на профессиональной основе компетентных рекомендаций и советов по различным вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента, права и налогообложения, а также в разработке предложений по улучшению системы внутреннего контроля и т.д.
    Пользователи профессионального мнения аудитора помимо потребностей формируют свои ожидания относительно качества аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Эти ожидания связаны с тем, что принятие экономических решений на основе профессионального мнения аудитора не вызовет негативных последствий в обозримом будущем. Они могут быть разделены на две группы:
● ожидания относительно хода аудиторской проверки (соблюдение аудитором запланированных сроков и норм профессиональной этики, профессиональная компетентность и персональные качества аудитора и др., т.е. ожидания относительно того, каким должен быть и как должен работать аудитор);
● ожидания относительно результатов проведения аудита (содержание в аудиторском заключении объективного и независимого мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности).
    Следует отметить, что у клиентов аудиторских фирм могут возникать завышенные ожидания относительно аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые заключаются в том, что аудитор по итогам аудиторской проверки абсолютно гарантирует достоверность отчетности клиента. Однако к процессу аудита в целом применяется понятие разумной уверенности, которое констатирует ограниченные возможности, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудиторами искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности.
    Принимая во внимание интересы акционеров и инвесторов, нельзя не учитывать интересы собственно представителей этой профессии - аудиторов, аудиторских фирм, профессиональных объединений, которые заинтересованы в обеспечении доверия к профессии аудитора со стороны общества в целом.
    Информация, формируемая в системе бухгалтерского учета, является базой для информирования аудитора относительно достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации. Однако аудитор не может сформировать качественное мнение, если ему предоставлена некачественная бухгалтерская отчетность.
    Качество бухгалтерской информации определяется тем, насколько могут быть удовлетворены информационные потребности заинтересованных пользователей с точки зрения возможности принятия обоснованных экономических решений. Информационные потребности заинтересованных пользователей заключаются в необходимости получения информации о деятельности организации и ее имущественном положении. Они определяют требования к качеству предоставляемой предприятием учетной и отчетной бухгалтерской информации, которые следует учитывать при ее формировании.
    Для удовлетворения таких потребностей в системе бухгалтерского учета формируется:
● применительно к внутренним пользователям - учетная и отчетная информация, полезная руководству организации для принятия управленческих решений, планирования, анализа, контроля производственной и финансовой деятельности;
● применительно к внешним пользователям - отчетная информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в финансовом положении, полезная широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. И в том, и в другом случае оговаривается, что информация, формируемая в системе бухгалтерского учета, должна быть полезной, чтобы удовлетворить потребности пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.
    Итак, каждого пользователя бухгалтерской информации интересует полезность информации с точки зрения возможности с наименьшими усилиями с ее помощью достигнуть определенных целей. Поэтому для пользователя бухгалтерская информация тем качественнее, т.е. тем полезнее, чем в большей степени она приближает решение задачи.
    Таким образом, практическая ценность как учетной, так и отчетной бухгалтерской информации реализуется через критерий полезности, а именно пригодности информации для принятия эффективных решений на базе данных бухгалтерского учета.
    Положения Концепции раскрывают основные требования к бухгалтерской информации, соблюдение которых делает ее полезной для пользователя при принятии решений. Для того, чтобы информация, формируемая в бухгалтерском учете, считалась полезной заинтересованным пользователям, она должна быть уместной, надежной и сравнимой. Особенность требований, определяющих полезность информации, формируемой в бухгалтерском учете для внутренних пользователей, устанавливает руководство организации.
    Однако Концепция бухгалтерского учета в рыночной не имеет статуса нормативного документа, а бухгалтерский учет как профессиональная деятельность регулируется нормативными актами по бухгалтерскому учету, требования которых в качестве приоритетных качественных характеристик рассматривают достоверность и полноту.
    Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Так, достоверность и полнота отчетности ставится в зависимость от устанавливаемых требований к порядку составления финансовой отчетности.
    Итак, достоверность и полнота как основные критерии качества бухгалтерской отчетности формализованы. Следует заметить, что при этом одной из целей деятельности профессионального бухгалтера в соответствии с Кодексом профессиональной этики бухгалтера является обеспечение потребности общества в полноценной и достоверной информации.
    Помимо основных требований к качеству подготовленной информации выделяются также требования к самому процессу подготовки бухгалтерской информации. К ним относятся:
● правила ведения бухгалтерского учета: обязательность двойной записи, ведение бухгалтерского учета в валюте Украины раздельное ведение бухгалтерского учета текущих затрат на производство продукции и капитальных затрат, непрерывность ведения бухгалтерского учета, обязательность документального оформления хозяйственных операций, обязательность систематизации и накопления информации в учетных регистрах, оценка имущества и обязательств в денежном выражении, обязательность инвентаризации имущества и обязательств;
● допущения в отношении порядка ведения бухгалтерского учета: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
● принципы бухгалтерского учета: полнота отражения бухгалтерской информации, своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности, осмотрительность в признании фактов хозяйственной деятельности, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость данных аналитического и синтетического учета, рациональность ведения бухгалтерского учета.
    Перечисленные бухгалтерские требования, предъявляемые нормативными актами по бухгалтерскому учету к формированию информации в системе бухгалтерского учета, являются критериями для оценки того, правильно ли сформирована бухгалтерская информация. Следование этим принципам позволяет достичь определенных качественных характеристик бухгалтерской отчетности.
    Помимо этого, существенное влияние на формирование качественной бухгалтерской информации оказывают такие факторы, как учетная политика и профессиональное суждение бухгалтера.
    Учетная политика является средством нахождения оптимального соотношения между интересами организации и внешними заинтересованными пользователями бухгалтерской информации путем формирования методического, технического и организационного аспектов ведения бухгалтерского учета.
    Профессиональное суждение оказывает непосредственное влияние на формирование качественной бухгалтерской информации, так как своим суждением бухгалтер определяет, что такое истинное отражение хозяйственных фактов в бухгалтерском учете.
    Таким образом, бухгалтеры должны, с одной стороны, учитывать мнение заинтересованных сторон, а с другой стороны, объективно отражать финансово-хозяйственную деятельность организации. В условиях сложившейся российской системы порядок ведения бухгалтерского учета должен соответствовать нормам Закона о бухгалтерском учете; Кодекса профессиональной этики бухгалтеров; требованиям Положений по бухгалтерскому учету, методических рекомендаций (указаний), инструкций, комментариев; положениям рабочих документов по бухгалтерскому учету организации.
   Степень удовлетворенности потребностей пользователей бухгалтерской информации зависит от степени полезности бухгалтерской информации, которая, в свою очередь, зависит от правильности применения требований к формированию бухгалтерской (финансовой) информации.
    Следовательно, качество бухгалтерского учета можно определить как степень полезности бухгалтерской (финансовой) информации, необходимой заинтересованным пользователям при принятии обоснованных экономических решений. При этом достоверность и полноту данных в соответствии с нормативными правовыми документами по бухгалтерскому учету следует рассматривать как приоритетные характеристики, гарантирующие качество представления данных в бухгалтерской отчетности.
    Аудитор, не определяя качество системы бухгалтерского учета во всех аспектах, оценивает качество бухгалтерского учета по степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях, уменьшая тем самым до приемлемого уровня информационный риск для ее пользователей.
    Понятия «качество аудита» и «качество бухгалтерского учета» взаимосвязаны. Чем выше качество проводимого аудита, тем выше качество формируемой в системе бухгалтерского учета информации и, следовательно, выше уверенность пользователя профессионального мнения аудитора в правильности принятия и совершения экономических решений в будущем. И наоборот, подтверждение аудитором недостоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности заказчика влечет за собой снижение качественных характеристик бухгалтерского учета и снижение доверия к профессиональному мнению аудитора.
    Основным критерием качества аудита выступает доверие со стороны пользователей к профессиональному мнению аудитора, а критерием качества бухгалтерского учета — полезность бухгалтерской информации для заинтересованных пользователей. Степень полезности бухгалтерской информации зависит от эффективности системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, а степень доверия к профессиональному мнению аудитора - от эффективности системы контроля качества аудита.
    Качество аудита оценивается на уровне системы контроля качества аудита. Необходимость разработки такой системы и методики проведения контроля качества вызвана тем, что пользователи профессионального мнения аудитора должны быть уверены: аудит как деловая профессиональная услуга удовлетворяет требованиям по качеству.
 
КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ ?  
 
    Существуют три типа аудитов: первой стороной, второй стороной и третьей стороной. К аудитам первой стороной относятся внутренние проверки, проводимые преимущественно собственным персоналом компании и выполняемые периодически для обеспечения работы системы менеджмента качества так, как было запланировано компанией. Аудиты, проводимые и второй, и третьей сторонами являются внешними аудитами. Потребители используют аудиты второй стороны, чтобы проверить своих поставщиков. Сертификационные аудиты, проводимые органами по сертификации, подпадают под категорию аудитов третьей стороны.
Проведение внутреннего аудита или аудита первой стороной
    Для внутреннего аудита системы менеджмента качества рекомендуется отобрать работников из собственного штата всех уровней для выполнения задач внутренних аудиторов в дополнение к их обычным обязанностям. Лицо, назначенное выполнять работу по внутреннему аудиту, должно хорошо понимать требования СМК, как они запланированы и осуществляются в компании, и должно знать, как подготовиться к аудиту, а также как отчитываться по обнаруженным фактам. Внутренние аудиторы должны также иметь хорошие навыки общения, поскольку им необходимо взаимодействовать с людьми, выполняющими работы, которые влияют на качество.
    Внутренние аудиторы могут быть обучены внутри компании или консультантом по СМК, которого нанимают для оказания помощи компании. Компании могут обучить будущих аудиторов, направляя их на краткосрочные курсы внутренних аудиторов СМК, проводимые торговыми или отраслевыми ассоциациями, или обучающими компаниями. Часто национальные органы по сертификации проводят такие курсы. Внутренним аудиторам необязательно проходить курс обучения сертифицированных аудиторов или регистрироваться в качестве профессиональных аудиторов. Однако рекомендуется, чтобы первоначально проверяющий обязательно работал с опытным внутренним аудитором.
Внешние аудиторы
    Руководство по квалификационным критериям для аудиторов системы менеджмента качества даны в ИСО 10011-2 : 1991. Оно определяет, что аудиторы СМК должны отвечать следующим требованиям:
 Образование
    Они должны иметь, по меньшей мере, среднее образование, должны быть способны ясно и свободно объяснять концепции и идеи, устно и письменно.
 Обучение
    Они должны быть соответственным образом обучены в следующих областях:
• Знание и понимание ИСО 9001 и систем менеджмента качества;
• Методы оценки изучения, опроса, оценки и отчетности;
• Планирование, организация, поддержание связи и направление процесса аудита.
Опыт работы
    Аудитор должен иметь, по меньшей мере, следующий опыт:
• Четыре года практической работы, из которых, по меньшей мере, два года в области обеспечения качества;
• 20 рабочих дней аудиторского опыта в минимум четырех аудитах, охватывающих полный процесс аудита (как описано в ИСО 10011-1:1991).
Личные качества
• Личные качества аудитора должны включать трезвое суждение, аналитические способности и способность реалистично воспринимать ситуацию.
Управленческие способности
• Аудитор  должен  обладать  управленческими  способностями,  требуемыми  для выполнения проверок, в особенности, в качестве руководителя группы (ведущего аудитора). Ведущий аудитор должен иметь дополнительный опыт проведения, по меньшей мере, трех полных аудитов в качестве руководителя.
    В дополнение к изложенным выше требованиям аудиторы должны поддерживать свои знания по современным стандартам систем качества и процедурам и методам аудита. Для этой цели они могут участвовать в обучающих программах по повышению квалификации.
    Требования для аудиторов качества, приведенные выше, используются органами по сертификации для отбора своих аудиторов. Каждый сертификационный орган вырабатывает свои собственные критерии отбора, чтобы отвечать требованиям, приведенным выше.
    Во многих странах действуют национальные произвольные схемы регистрации или сертификации аудиторов. Любой аудитор качества, который отвечает критериям регистрации, может получить регистрацию. Критерии для регистрации основаны на руководстве, изложенном выше. К примеру, в Великобритании Международный реестр сертифицированных аудиторов (International Register of Certificated Auditors IRCA) регистрирует и внутренних, и внешних аудиторов. Аналогичные схемы действуют в других странах, таких как Австралия, Франция, Индия, Япония и США.
    Различные обучающие организации предоставляют курсы обучения, которые одобрены органами регистрации аудиторов. Эти курсы известны под названием: «курсы повышения квалификации ведущих аудиторов систем ИСО 9000». На международном уровне работает схема регистрации аудиторов, осуществляемая IATCA (Международная ассоциация обучения и сертификации аудиторов), которая является форумом для многосторонних соглашений по признанию (MLA) среди различных органов регистрации аудиторов. Регистрация аудиторов по схеме IATCA MLA в любой стране-участнице действительна во всех странах, которые являются членами этой схемы.


Наверх

www.webmoney.ru Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Студенческий Маяк © 2010 - 2012   ИП Каминская О.В. ОГРНИП 310774602801230
При использовании материалов активная ссылка на StudMayak.ru обязательна.