Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как отсрочить уплату ндс. Возможна ли отсрочка платежа по НДС на таможне при ввозе импортного производственного оборудования для обработки массива древесинына территорию России из Италии? Как абсолютно законно уменьшить размер ндс к уплате: легальные схем

Импортерам необходимо знать, что изменение сроков уплаты таможенных платежей (таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами) производится в виде отсрочки или рассрочки их уплаты.

Таможенные пошлины

Отсрочка и рассрочка по уплате таможенных пошлин предоставляется на основании:

  • Таможенного кодекса Таможенного союза (ст. 83);
  • Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 10 января 2011 г. «О ратификации Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин» (скачать , 22.1 КВ);
  • Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»(скачать , 290.3 КВ).

Отправить заявку

Подождите, идет отправка данных...

Налог на добавленную стоимость

Отсрочка и рассрочка по уплате НДС предоставляется в соответствии с:

  • Таможенным кодексом Таможенного союза (статья 83);
  • Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»;
  • Декретом Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему»(скачать , 16.5 КВ);
  • Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь»(скачать , 20.8 КВ).

Отсрочка и рассрочка по уплате таможенных пошлин

В соответствии с Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин, отсрочка (рассрочка) по уплате таможенных пошлин может предоставляться при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в следующих случаях:

  1. Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
  2. Задержка плательщику таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского) бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ.
  3. Ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче.
  4. Осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство-член Таможенного союза, если законодательством государства-члена ТС не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин.
  5. Ввоз товаров, включенных в утвержденный Комиссией таможенного союза перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин.
  6. Ввоз организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, или поставки для указанных организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники субпозиций 8424 81, 8433 51, 8433 59 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, товаров для кормления животных, (кроме кошек, собак и декоративных птиц).
  7. Ввоз товаров, в том числе и сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

Важно! Срок предоставления отсрочки (рассрочки) - не более 6 месяцев, а в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, - не более 2 месяцев. За пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенных пошлин взимаются проценты.

Порядок взимания процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) уплаты таможенных пошлин аналогичен порядку их взимания за пользование рассрочкой или отсрочкой по уплате НДС. Далее в статье мы остановимся более подробно на этом вопросе.

Условия и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин

Отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных пошлин предоставляются при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин в порядке, предусмотренном главой 12 Таможенного кодекса Таможенного союза. Самым распространенным способом обеспечения уплаты таможенных пошлин является банковская гарантия. Такую гарантию уполномочены выдавать банки, включенные в соответствующий реестр Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Ознакомиться с реестром можно по ссылке: http://www.customs.gov.by/ru/banki-ru/ .

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин принимается по письменному заявлению плательщика в таможенный орган, которому подается таможенная декларация. С заявлением плательщик представляет документы, подтверждающие наличие оснований для пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенных пошлин.

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин указываются следующие сведения:

  • сведения о плательщике;
  • наименование товаров;
  • реквизиты внешнеторгового договора (международного договора);
  • сумма таможенных пошлин, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;
  • срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;
  • график поэтапной уплаты сумм таможенных пошлин, в отношении которых запрашивается рассрочка;
  • информация об отсутствии обстоятельств, указанных в статье 8 Соглашения, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляется (задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов; возбужденная процедура банкротства или уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства; непредоставление таможенному органу необходимых сведений и документов).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин либо об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Важно! Изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в форме отсрочки или рассрочки не производится .

Условия и порядок предоставления отсрочка или рассрочка по уплате НДС

Отсрочка (рассрочка) по уплате НДС в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» сроком на 2 месяца.

В соответствии с Законом, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления плательщику может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) уплаты НДС сроком на 2 месяца в следующих случаях:

  • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка этому лицу финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;
  • ввоз скоропортящихся товаров;
  • осуществление поставок в рамках международного договора Республики Беларусь;
  • ввоз юридическими лицами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, или поставка для указанных организаций сельскохозяйственной техники по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, товаров для кормления животных (кроме кошек, собак и декоративных птиц);
  • ввоз товаров, в том числе и сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

Для предоставления таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков.

Важно! Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляются таможенным органом при условии обеспечения их уплаты. Как и в случае с отсрочкой (рассрочкой) по уплате таможенной пошлины, наиболее часто используемым видом обеспечения уплаты является банковская гарантия. За предоставление таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов уплачиваются проценты.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляются по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, которое подается в письменной форме в таможенный орган, в котором будет производиться декларирование товаров. Заявление подается с документами, подтверждающими наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов указываются следующие сведения:

  • сведения о плательщике;
  • наименование товаров;
  • реквизиты внешнеторгового договора;
  • основания для предоставления отсрочки или рассрочки;
  • сумма налога, в отношении которой запрашиваются отсрочка или рассрочка;
  • срок, на который запрашиваются отсрочка или рассрочка;
  • график поэтапной уплаты сумм налога, если в его отношении запрашивается рассрочка;
  • информация об отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 107 настоящего Закона, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются. (неисполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы; возбужденное производство по делу о банкротстве; возбужденного в отношении физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем либо руководителем и (или) главным бухгалтером юридического лица, уголовное дело, производство дознания по которому ведется таможенными органами; в случае неполного предоставления соответствующих сведений и документов).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов либо об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Важно! При нарушении сроков погашения отсрочек (рассрочек) уплачиваются пени, а плательщик, в том числе и его руководитель, могут быть привлечены к административной ответственности по части 9 ст.13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Статья предусматривает применение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 2 базовых величин.

Рассрочка уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему. Основанием является Декрет Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему».

При ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402-8408, 8410-8431, 8433-8443, 8444 00, 8445-8448, 8449 00 000 0, 8450-8466, 8468, 8471-8475, 8477-8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504-8508, 8514-8517, 8523, 8528-8531, 8535-8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010-9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030-9032, в отношении которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины ноль процентов, организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на год с уплатой ежемесячно 1/12 суммы начисленного налога на добавленную стоимость .

Рассрочка в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему предоставляется без взимания процентов и без обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость. Рассрочка предоставляется непосредственно при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Ежемесячно декларант обязан оформлять в таможне корректирующую декларацию на товары с учетом уплаченной части суммы НДС. Погашается рассрочка каждый месяц без взимания процентов за ее использование.

На сегодняшний момент это наиболее востребованная рассрочка у плательщиков.

Рассрочка уплаты НДС при ввозе товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга. Основанием является Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь».

В соответствии с Указом, при ввозе товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга, при заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления по заявлению лизингополучателя предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет.

Рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость.

Погашение рассрочки и уплата процентов производятся в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.

Порядок взимания процентов за пользование отсрочкой или рассрочкой по уплате таможенных пошлин и налогов

За предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин и налогов взимаются проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки (за исключением рассрочки уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему).

Проценты начисляются на сумму таможенной пошлины (налога), по уплате которой были предоставлены отсрочка или рассрочка, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, до дня прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 1/360 ставки рефинансирования НБРБ, действовавшей в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты за каждый день пользования. Суммы процентов уплачиваются одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки (отсрочки).

Расчет процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины (налога) производится по каждому такому периоду по формуле:

П = (РТП х КД х СР) / (360 х 100)

П - размер процентов, начисленных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

РТП - размер суммы таможенной пошлины, налога, срок уплаты которых был изменен, не уплаченных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

КД - количество календарных дней фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога, ограниченное сроком, на который предоставлены отсрочка или рассрочка, в течение которых сумма таможенной пошлины, налога и ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь оставались неизменными, включая день уплаты суммы таможенной пошлины, налога или день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования.

СР - ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

Размер процентов , подлежащих уплате за весь срок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины и налога, определяется как сумма размеров процентов, исчисленных в соответствующих периодах фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами по таможенному оформлению товаров, расчету процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) по уплате таможенных пошлин и налогов, а так же по оформлению всех необходимых документов на таможне. Обращайтесь к нашим специалистам по таможенному декларированию или по тел. +375 44 580 31 66.

Схема оптимизации НДС

Схема с отсрочкой уплаты НДС



Упрощенная система налогообложения и др.

Налог на добычу полезных ископаемых

Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 26 НК РФ. Налог носит воспроизводственный характер.

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. В зависимости от категории субъекта налога налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр, по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (ст. 335 НК).

Объект налогообложения – полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ или за ее пределами на территориях, находящихся по юрисдикцией РФ, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства.

Установлены виды полезных ископаемых , добыча которых подлежит налогообложению. К ним относятся: каменный уголь, торф, нефть, природный газ, руды черных, цветных и редких металлов, минеральные воды и др.

Не признаются объектом налогообложения полезные ископаемые:

· не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

· добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение и др.

Налоговая база – стоимость добытых полезных ископаемых, исчисленная налогоплательщиком самостоятельно исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации (без учета государственных субвенций) или расчетной стоимости.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется тремя способами:

1. исходя из сложившейся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, облагаемая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговый период – календарный месяц.

Ставки налога зависят от вида полезных ископаемых запасов и составляют от 0 до 17,5%. Специальная ставка 0% применяется при добыче некоторых полезных ископаемых:

1. полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;

2. газа горючего природного из нефтяных месторождений;

3. минеральных вод, используемых исключительно в лечебных целях без непосредственной реализации и т.д.

Пользователи недр, осуществляющие за счет собственных средств поиск и разведку месторождения, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых с коэффициентом 0,7.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Она определяется по итогам налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в совокупном количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Сроки уплаты. Налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию, начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Эта декларация передается в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, перечисляется в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Государственная пошлина

Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, за совершение в их интересах юридически значимых действий и выдачу им документов (копий, дубликатов) уполномоченными органами и должностными лицами.

Субъекты налогообложения (налогоплательщики) – организации и физические лица в случае, если они:

· обращаются за совершением юридически значимых действий;

· выступают ответчиками в судах, когда решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Объекты взимания пошлины – это исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суд; совершение нотариальных действий нотариусами государственных контор; государственная регистрация (в том числе актов гражданского состояния) и другие юридически значимые действия, рассмотрение и выдача документов, связанных с приобретением гражданства РФ; въездом (выездом) в РФ; регистрация программ для ЭВМ; осуществление федерального пробирного надзора.

Ставки. Законом установлена твердая сумма государственной пошлины. Размеры пошлины определены на каждый вид совершаемых юридически значимых действий и выдачу документов

Например, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, требуется заплатить 100 руб. (для физических лиц) и 2 тыс. руб. (для юридических лиц) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке. За государственную регистрацию заключения брака уплачивается – 200 руб.,

Льготы. Полное освобождение от уплаты пошлины распространяется на отдельные категории физических лиц (Герои СССР и РФ, участники и инвалиды войны и др.) и организации (бюджетные учреждения, суды, государственные органы и др.). Установлены дополнительные основания неуплаты пошлины, например, регистрация арестов имущества, ипотеки, соглашения об изменении содержания закладной.

При обращении в суды общей юрисдикции не уплачивают пошлину:

· истцы – по некоторым видам исков (взыскание заработной платы, алиментов, возмещение вреда);

· стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

· организации и физические лица – при подаче в суд некоторых видов заявлений и жалоб;

При обращении за совершением нотариальных действий также установлены льготы. В этом случае от уплаты могут быть освобождены общественные организации инвалидов (по всем видам нотариальных действий); школы-интернаты и специальные учебно-воспитательные учреждения; воинские части и др.

При государственной регистрации актов гражданского состояния освобождение от пошлины получают физические лица (например, за внесение изменений в записи актов гражданского состояния), а также органы управления образованием, опеки и попечительства – за выдачу повторных свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Срок и порядок уплаты пошлины. Плательщики уплачивают пошлину в следующие сроки:

· при обращении в суды – до подачи запроса, ходатайства, заявления;

· плательщики, выступающие ответчиками в судах, когда решение суда принято не в их пользу – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

· при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;

· при обращении за выдачей документов – до выдачи документов;

· при обращении за проставлением апостиля – до его проставления;

· при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и иных документов на совершение таких действий.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия наличными деньгами в рублях через банки (их филиалы), а также путем безналичных перечислений сумм пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины осуществляется с выдачей квитанции установленной формы или копии платежного поручения с отметкой банка (при безналичных расчетах).

Схема оптимизации НДС

Схема с отсрочкой уплаты НДС

Эту схему целесообразно применять, если фирма в конце налогового периода по НДС (месяца или квартала) получила большую выручку. А в следующем налоговом периоде она получит большой вычет по НДС.

Суть схемы в следующем. Получив в конце месяца большую выручку, с которой надо платить НДС, фирма сдает в инспекцию декларацию за этот месяц, с небольшой суммой налога к уплате, не учитывая в ней данную сумму, поступившую в конце месяца. Желательно, чтобы данная декларация не сильно отличалась от сумм по прежним декларациям, чтобы не вызвать лишних подозрений у инспектора. Эту сумму впоследствии бухгалтер и перечислит в бюджет.

За следующий налоговый период, когда у фирмы появляется большая сумма возмещения по НДС, она подает декларацию в обычном порядке. Сразу после этого бухгалтер перечисляет в бюджет НДС за предыдущий период с учетом налогового вычета по последней декларации. При этом он быстренько составляет «уточненку» уже с достоверными цифрами и отправляет ее в инспекцию.

При этом организации придется заплатить пени за несвоевременную уплату налога (1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки). Таким образом, вы без всякой документальной волокиты берете своего рода налоговый кредит с минимальными процентами.

Однако уплатить пени и сумму НДС надо обязательно до подачи уточненной декларации, иначе штрафа вам не избежать.

2. Создание рациональной холдинговой структуры как метода комплексной оптимизации налогообложения. При этом происходит оперативное распределение налоговой нагрузки между участниками холдинга, аккумулирование всех финансовых потоков (с НДС и без) на одном предприятии «Управляющей компании» или «Торговом доме».

3. Применение зарубежных оффшоров во внутрироссийских операциях;

4. «Инвалидизация» организации;

В целом ряде случаев организация может перенести установленный срок уплаты налога и сбора на более поздний срок, экономя при этом не на сумме налога, а на стоимости привлечения денежных средств.

Правовые основы

Право имеющие

С ледует обратить внимание, что не каждая организация вправе перенести установленный срок уплаты налога. Статьей 62 НК РФ определены обстоятельства, исключающие такую возможность. Так, компания не сможет отсрочить дату уплаты налога, если в ее отношении:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
  • имеются достаточные основания полагать, что она воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.

Если вышеперечисленное организацию и ее должностных лиц не касается, можно подумать о получении отсрочки и рассрочки по уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • 1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • 2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  • 3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
  • 4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • 5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

Перечень видов деятельности с сезонным характером работ утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 г. № 382.

  • 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных ТК РФ.

При этом если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 3, 4 и 5, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в течение периода отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (см.Пример 1).

Пример 1

Свернуть Показать

Деятельность ЗАО «Актив» носит сезонный характер. Поэтому компания получила отсрочку по уплате налога на прибыль в размере 300 000 руб. сроком на 6 месяцев. Ставка рефинансирования за все время отсрочки не менялась и составляла 12,5 процентов годовых.

За пользование отсрочкой организация заплатит:

300 000 руб. × 12,5% × 1/2 × 6 мес. : 12 мес. = 9 375 руб.

Если бы фирма не получила отсрочку и задержала уплату налога на 6 месяцев (180 дней), то ей пришлось бы заплатить пени в сумме:

300 000 руб. × 12,5% × 1/300 × 180 дн. = 21 600 руб.

По решению Совета директоров Банка России с 24 апреля 2009 года ставка рефинансирования составляет 12,5%.

Если же отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Длительность

Отсрочка или рассрочка предоставляются на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ). По решению Правительства РФ уплата федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка или рассрочка может быть продлена до трех лет.

И уж в совершенно особых случаях, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по ним могут быть предоставлены по решению министра финансов РФ на срок до пяти лет.

Следует обратить внимание, что отсрочку или рассрочку можно получить по одному или нескольким налогам.

Порядок оформления

Правила предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита утверждены приказом ФНС России от 21.11.2006 г. № САЭ-3-19/798@. Так, чтобы изменить срок уплаты налогов, компания и предприниматель должны подать в уполномоченный орган следующие документы:

  • заявление (см.Пример 2);
  • справку налогового органа по месту учета о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
  • справку налогового органа по месту учета о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых и инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
  • обязательство, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки, инвестиционного кредита) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора;
  • копию устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;
  • баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором он обратился по поводу изменения срока уплаты налога;
  • поручительство, предусмотренное статьей 74 НК РФ, если основаниями для отсрочки или рассрочки федеральных налогов служат: угроза банкротства, невозможность единовременной выплаты налога в силу имущественного положения или если производство и реализация товаров (работ, услуг) лицом носит сезонный характер (заверенную в установленном порядке копию договора поручительства либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем - региональных и (или) местных налогов);
  • непосредственно документы, подтверждающие наличие оснований на получение отсрочки или рассрочки.

Право принимать решение о переносе сроков уплаты налогов имеют:

  • по федеральным налогам (НДС, акцизы, ЕСН, налог на прибыль и т.д.) - ФНС России;
  • по региональным и местным налогам (налог на имущество и транспортный) - территориальные налоговые инспекции;
  • по налогам, которые платят на таможне, - Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения.

Судебно-арбитражная практика

Требование о предоставлении справки налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов (следует отметить, что решением ВАС РФ от 21.01.2008 г. № 14430/07 данный подпункт признан не соответствующим НК РФ и недействующим).

Не стоит также забывать, что копию соответствующего заявления компания и предприниматель в течение пяти дней должны направить в налоговый орган по месту своего учета.

В течение месяца после получения заявления уполномоченный орган принимает решение об отсрочке (рассрочке) уплаты налога или об отказе в этом, согласовав его с финансовыми органами.

По ходатайству компании уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы фискальной задолженности. В течение пяти дней со дня принятия решения его копия представляется в налоговый орган по месту учета организации.

При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать компании в отсрочке или рассрочке, в пределах суммы причиненного ей ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного ею госзаказа.

В решении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть указаны:

  • сумма задолженности;
  • налог, по уплате которого предоставляются отсрочка или рассрочка;
  • сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
  • документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Кроме того, в решении фиксируется дата, с которой оно вступает в силу. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до момента вступления в силу решения включаются в сумму задолженности.

Если же чиновники отказали компании в отсрочке или рассрочке, они должны мотивировать свое решение.

Тем не менее каким бы ни было решение, уполномоченный орган должен направить его в трехдневный срок после принятия в адрес организации и налогового органа по месту ее учета.

Следует отметить, что при возникновении разногласий по вопросам предоставления отсрочки или рассрочки суды часто встают на сторону бизнеса.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Бездействие налогового органа, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления налогоплательщика о предоставлении отсрочки по уплате налога, незаконно (постановления ФАС Уральского округа от 21.01.2008 г. № Ф09-11304/07-С3 и ФАС Уральского округа от 21.04.2008 г. № Ф09-2507/08-С3).

Тем более, что не допускается отказ заинтересованному лицу в отсрочке по уплате налогов в пределах суммы недофинансирования при отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 НК РФ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2008 г. № А19-11457/07-Ф02-9913/07).

Свернуть Показать

Роман Стасюк, адвокат:

«После принятия решения о предоставлении рассрочки (отсрочки) налоговых обязательств орган налоговой службы по месту регистрации организации заключает с ней договор о рассрочке (отсрочке). В документе должны быть указаны название и вид платежа, коды бюджетной классификации, сумма рассроченного (отсроченного) налогового обязательства, срок рассрочки (отсрочки), сроки уплаты отмеченных сумм, права и обязанности налогоплательщика и налогового органа, условия действия принятого решения и заключенного договора.

Срок действия договора начинается с даты его заключения. С этого момента пеня на рассроченные (отсроченные) суммы не начисляется. В соответствии с пунктом 3.9 Порядка рассрочки и отсрочки, если договор заключается позднее дня принятия соответствующего решения, то такое решение является основанием для отмены пени и штрафных санкций, начисленных за несвоевременную уплату согласованного налогового обязательства, сумма которого подлежит отсрочке (рассрочке), за период от начала действия рассрочки (отсрочки) до даты подписания договора.

В случае внесения в договор изменений или дополнений они должны быть утверждены подписями и печатями должностных лиц участников договора».

Свернуть Показать

Ирина Мирошниченко, налоговый аудитор ООО «Бейкер Тилли Русаудит»:

К сожалению, практика показывает, что нормы НК РФ, предоставляющие налогоплательщику право и возможность получить в тяжелой финансово-экономической ситуации послабление (рассрочку, отсрочку) по уплате налогов, на самом деле не действуют или действуют далеко не всегда. Возможно, когда речь идет о крупнейших предприятиях и суммах в миллиарды рублей, этот механизм можно заставить работать. В случаях, касающихся средних предприятий, не приближенных к чиновникам, это маловероятно. Рассмотрим реальную ситуацию, с которой столкнулась организация, пожелавшая получить рассрочку по уплате НДС в связи с невозможностью зачесть в счет предстоящих платежей сумму налога, подлежащую к возмещению.

Согласно старой редакции статьи 176 НК РФ разница, возникшая по итогам налогового периода между суммой вычетов и общей суммой налога и подлежащая возмещению, направлялась в течение трех календарных месяцев на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов. Зачет инспекторы производили самостоятельно. По истечении трехмесячного срока сумма, которая не была зачтена, возвращалась налогоплательщику по его письменному заявлению (см. Пример 3).

Пример 3

Свернуть Показать

По данным расчета НДС за месяц (квартал) компании, сумма к возмещению из бюджета составила 1 000 руб. Организация написала заявление о том, чтобы эту сумму направили в зачет уплаты налога в следующих периодах. Это позволило избежать налоговой проверки. В следующем месяце (квартале) компания рассчитала к уплате налог в размере 1 500 руб. Тогда вместе с подачей налоговой декларации по НДС организация написала заявление с просьбой учесть сумму налога к возмещению за прошлый период в счет уплаты налога за текущий период. Таким образом, за текущий период компании оставалось оплатить только 500 руб.

Это было очень удобно и организациям, и налоговым инспекциям.

С вступлением в силу в 2007 году Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ ситуация изменилась: теперь после сдачи налогоплательщиком декларации инспекция при проведении камеральной проверки оценивает обоснованность суммы, заявленной к возмещению. В течение семи дней по итогам проверки, если не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган принимает решение о возмещении соответствующих сумм.

Пример 4

Свернуть Показать

По данным расчета НДС за месяц (квартал) компании, сумма к возмещению из бюджета составила 1 000 руб. После подачи декларации начинается камеральная проверка с истребованием документов по НДС за этот период, которая проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации. То есть если декларация за 1 квартал 2009 г. предоставлена 20 апреля, то проверка будет проводиться до 20 июля 2009 г. и раньше не закончится. Плюс 7 дней на вынесение решения. В то же время 20 июля - это крайний срок для представления декларации и уплаты НДС за II квартал 2009 г.

Таким образом, если во II квартале компания рассчитала налог к уплате в размере 1 500 руб., то получить зачет суммы, подлежащей возмещению по итогам I квартала, она не успеет и вынуждена будет заплатить исчисленную сумму полностью.

Сложилась такая ситуация, при которой налогоплательщик фактически может направить сумму налога, исчисленную к возмещению, на исполнение своей обязанности по уплате налога только через квартал (см. Пример 5).

Пример 5

Свернуть Показать

Компания, импортирующая сырье для пищевой промышленности, в I квартале 2008 года создала складские запасы (закупила больше, чем планировала реализовать в первом квартале, чтобы удовлетворить возрастающий к лету спрос). Таким образом, в первом квартале у компании по расчету НДС образовалась сумма к возмещению из бюджета.

После подачи декларации налоговая инспекция начала камеральную проверку с истребованием всех необходимых документов. Стали проводиться встречные проверки поставщиков и покупателей, сверки таможенных деклараций с таможней. Стало очевидным, что проверка затягивается и зачет до срока наступления платежа за II квартал компания получить не успеет.

Сумма налога к уплате (без зачета) за II квартал предполагалась весьма существенная, поэтому организация решила получить возможность рассрочить уплату НДС за II квартал на три месяца.

В качестве основания для получения рассрочки компания посчитала подходящим «угрозу банкротства в случае единовременной выплаты налога» (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ). Компания приложила к заявлению финансовую отчетность, график движения денежных средств, копии договоров, из которых следовало, какие платежи и в какие сроки должны быть совершить, а также документы об имуществе, которое может стать предметом залога (в данном случае товар в обороте). Копии заявления и документов компания направила в свою налоговую инспекцию по месту учета.

Поскольку решение о предоставлении рассрочки принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления, компания одновременно подала ходатайство о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы задолженности.

По согласованию с УФНС организация подала весь пакет документов в ФНС через них и стала ожидать развития событий. Конечно, достаточно много времени ушло на то, чтобы прийти к решению о запросе рассрочки, подготовить и отправить документы в ФНС. В итоге к 20 июля, когда наступил срок уплаты налога за II квартал, компания не получила решения ни о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате НДС, ни даже о временном приостановлении уплаты суммы задолженности.

Таким образом, организация оказалась в ситуации, которую предвидела и опасалась: не сумев воспользоваться ни возмещением по I кварталу (т.к. решение по камеральной проверке еще не было принято), ни отсрочкой по уплате налога (т.к. не было принято решение ФНС), ей пришлось отвлечь значительные средства из оборота для уплаты НДС за II квартал.

В конце концов, уже в августе 2008 г. компания получила решение налоговой инспекции об успешном завершении камеральной проверки с подтверждением суммы НДС к возмещению из бюджета. После подачи заявления на возврат данной суммы на расчетный счет и нескольких звонков с напоминанием уже в октябре компания вернула свои деньги. А ФНС все-таки ответило отказом на просьбу о рассрочке по причине того, что необходимости в ней уже нет.


С 4 марта действует новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов. Он утвержден (далее - Приказ № ММВ-7-8/683@). Одновременно признан утратившим силу предшественник названного документа - . Необходимость внесения поправок обусловлена новым порядком администрирования страховых взносов.

В связи с этим регламент изменения срока уплаты налоговых платежей распространен на страховые взносы, кроме того, Приказом № ММВ-7-8/683@ обновлены требования к составу и содержанию документов, которые налогоплательщики должны представить в инспекцию для получения отсрочки (рассрочки) и (или) инвестиционного налогового кредита.

Общие правила изменения срока уплаты налоговых платежей

Изменением срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа признается перенос установленного срока уплаты (в том числе ненаступившего срока) на более позднее время. Указанный перенос осуществляется в соответствии с гл. 9 НК РФ. В частности, общие условия изменения срока уплаты налоговых платежей (пени и штрафов) установлены ст. 61 НК РФ. Так, п. 2 названной статьи предусматривает изменение срока уплаты в отношении всей подлежащей уплате в бюджет суммы либо ее части (суммы задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности. Причем обозначенный перенос не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога (п. 4). Кроме того, данное изменение может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ, поручительством либо банковской гарантией (п. 5).

Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8 ст. 61 НК РФ). В настоящее время это Приказ № ММВ-7-8/683@.

Что такое отсрочка и рассрочка?

Напомним: в силу п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка (рассрочка) по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии установленных Налоговым кодексом оснований на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. При предоставлении отсрочки налог уплачивается единовременно, но в более поздний срок (п. 6 ст. 61 НК РФ), а при рассрочке - не только позднее, но и частями (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части,зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, отсрочка (рассрочка) не предоставляется (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).

Важный нюанс. Сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ правом на отсрочку (рассрочку) может воспользоваться заинтересованное лицо, финансовое положение которого не дает уплатить названный налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка.

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

  • причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;
  • производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.
Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Правила получения отсрочки (рассрочки)

Как упоминалось выше, ФНС Приказом № ММВ-7-8/683@ утвердила новый Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа налоговыми органами (далее - Порядок). Данный документ (как, впрочем, и его предшественник) регламентирует процедуру предоставления налогоплательщику отсрочки (рассрочки), а также определяет требования к составу и содержанию документов, представляемых им в указанных целях.

Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком,мало чем отличается от предыдущих правил.

Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Пунктом 17 Порядка, п. 1 ст. 63 НК РФ определены уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налогов. Для удобства эта информация приведена в таблице.

Вид налога

Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке)*

Срок отсрочки (рассрочки)

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет

ФНС России

Не более трех лет

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований

Не более одного года

Страховые взносы

ФНС России

Не более одного года

Региональные и местные налоги

УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика

Не более одного года

* Заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, обращается в ФНС России через управление ФНС по субъекту РФ по месту своего нахождения либо через межрегиональную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Важный нюанс. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (абз. 2 п. 2 Порядка). Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок должно представить в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 6 ст. 64 НК РФ).

Документы

Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо, помимо заявления, должно представить в уполномоченный орган определенный пакет документов, перечень которых приведен в п. 5 ст. 64 НК РФ. Обязательными документами являются:

  • справки банков об оборотах денежных средств по счетам за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче указанного заявления, а также справки о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  • перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);
  • обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.
Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительнодолжно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):
  • заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба - если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;
  • информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) - в случае неполучения средств из бюджета;
  • справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, - в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.
О залоге, поручительстве и банковской гарантии

Согласно п. 19 Порядка изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

  • залогом имущества (ст. 73 НК РФ);
  • поручительством (ст. 74 НК РФ);
  • банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).
При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе (п. 24 Порядка).

Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель (либо залогодатель) должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (п. 20 Порядка). Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.

О результатах рассмотрения заявлений о возможности заключения обозначенных договоров, а также о результатах рассмотрения банковской гарантии налоговый орган должен известить заинтересованное лицо (поручителей, залогодателей) в течение семи рабочих дней после получения соответствующих документов (п. 23 Порядка).

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Непредставление вышеупомянутых документов является основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей. Об этом сказано в п. 13 Порядка.

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;
  • есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;
  • не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).
О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

"НДС. Налог на добавленную стоимость", 2008, N 11

Законодатели изменили порядок уплаты НДС. Теперь сумму квартального налога можно перечислять не одним, а тремя платежами.

В октябре 2008 г. в ст. 174 Налогового кодекса, которая устанавливает порядок уплаты НДС, Федеральным законом от 13 октября 2008 г. N 172-ФЗ (далее - Закон N 172-ФЗ) были внесены изменения. Поправки проделали путь от законопроекта до закона практически за три недели. В Государственную Думу законопроект был внесен 23 сентября, а уже 8 октября он был принят как в первом чтении, так и в окончательной редакции. Получив 13 октября одобрение Совета Федерации, в тот же день Закон оказался на подписи Президента РФ, а уже 14 октября - на страницах "Российской газеты".

В пояснительной записке сказано, что "законопроект подготовлен в связи с необходимостью более равномерного поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет".

Но какими бы ни были предпосылки внесения поправок, в том, что депутаты приняли законопроект, есть прямая выгода для организаций и предпринимателей. Они теперь могут перечислять квартальный налог в рассрочку. А это особенно актуально в период нынешнего финансового кризиса.

Новый порядок уплаты НДС

Согласно новой редакции п. 1 ст. 174 Налогового кодекса перечислять НДС по итогам квартала нужно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Прежняя редакция, напомним, требовала платить налог не позднее 20-го числа месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом.

Закон N 172-ФЗ вступает в силу со дня его опубликования. Причем положения п. 1 ст. 174 Налогового кодекса в редакции этого документа получили обратную силу: по новому порядку нужно перечислять НДС начиная с налога, начисленного за III квартал этого года (ст. 2 Закона N 172-ФЗ). То есть уже сумму НДС, которую по прежней редакции Кодекса нужно было полностью перечислить в бюджет до 20 октября 2008 г., теперь можно заплатить частями, переводя в бюджет по одной трети налога за III квартал в сроки до 20 октября, до 20 ноября и до 22 декабря.

Примечание. НДС по итогам квартала теперь нужно платить равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

ФНС России в разъяснениях о новом порядке уплаты НДС, размещенных на сайте, указала, что если сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, не делится равными долями на три срока уплаты, то округлять в большую сторону нужно последний платеж.

Пример. По декларации по НДС за III квартал 2008 г. сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет, составляет 450 736 руб. Одна треть от этой суммы равна 150 245 руб. 33 коп. (450 736 руб. : 3). Учитывая пояснения налоговиков, организация должна в срок до 20 октября и до 20 ноября перечислить по 150 245 руб. А сумма последнего налогового платежа, который нужно перечислить до 22 декабря, будет равна 150 246 руб.

Заметим, что в форму налоговой декларации никакие изменения, касающиеся сроков уплаты налога, не внесены. Не было своевременно скорректировано и программное обеспечение в налоговых, в связи с чем на лицевых счетах налогоплательщиков, которые перечислили 20 октября только треть квартального НДС, числится недоимка, на которую автоматически начисляются пени. В своих разъяснениях, размещенных на сайте, ФНС России не коснулась данного вопроса. Но, по всей видимости, при актуализации программы эти пени будут сторнированы. Остается надеяться, что до момента обновления программы налоговики не успеют предпринять никаких действий для покрытия "программной" недоимки.

Предвидя такие сложности, даже после принятия Закона N 172-ФЗ часть налогоплательщиков предпочла заплатить всю сумму квартального НДС уже 20 октября 2008 г. Специалисты налогового ведомства в разъяснениях на сайте отметили, что нарушением это не является. Организации и предприниматели вправе по первому и (или) второму сроку уплаты налога перечислять сумму, которая больше одной трети НДС, начисленного за квартал. Просто из-за этого у налогоплательщика возникнет переплата, которая подлежит зачету в счет уплаты НДС по следующим срокам уплаты.

Примечание. ФНС России разъяснила, что организации и предприниматели вправе по первому и (или) второму сроку уплаты налога перечислять сумму, которая больше одной трети НДС, начисленного за квартал

Правда, ФНС России при этом не разъяснила, нужно ли в таком случае подавать в инспекции заявления о зачете переплаты. В п. 4 ст. 78 Налогового кодекса сказано, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. То есть получается, что тем, кто заплатил сразу всю сумму НДС, не лишним будет подать заявление о зачете. Для подстраховки. Чтобы налоговики, сочтя переплатой две трети квартального НДС, не направили эту сумму, например, в счет погашения обнаруженной недоимки по какому-либо другому федеральному налогу (согласно п. 5 ст. 78 НК РФ налоговики могут делать такой зачет самостоятельно).

А вот если, скажем, по первому сроку уплаты будет перечислен налог в размере меньшем, чем треть от суммы НДС за истекший квартал (или не перечислен вообще), у налогоплательщика возникнет недоимка. О нарушении законодательства можно говорить и в том случае, когда по истечении двух сроков уплаты в бюджет поступит менее двух третей от суммы НДС за квартал.

Как заполнить платежку

Платежные поручения на перечисление НДС тремя частями нужно заполнять точно так же, как и документ на уплату всей суммы квартального налога. Напомним: руководствоваться при этом следует правилами указания информации, идентифицирующей платеж, утвержденными Приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. N 106н (далее - Правила). Так, в поле 106 "Основание платежа" нужно поставить "ТП". А в поле 110 "Тип платежа" - "НС". Ведь, несмотря на то, что НДС за налоговый период теперь перечисляется не единовременно, а несколькими суммами, речь по-прежнему идет именно о текущих платежах и об уплате именно налога.

В полях 108 "Номер документа" и 109 "Дата документа" при уплате текущих платежей согласно Правилам нужно проставлять соответственно ноль и дату подписания декларации. Эти данные в каждой из трех платежек будут одинаковыми, ведь основанием для платежа будет одна и та же квартальная декларация. А в поле 107 "Налоговый период" нужно указать "КВ.03.2008".

Говоря о платежке, напомним также значение кода бюджетной классификации, которое нужно указать в поле 104. В отношении НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, установлен следующий КБК - 182 1 03 01000 01 1000 110.

Кого поправки не касаются

Закон N 172-ФЗ внес поправки только в п. 1 ст. 174 Налогового кодекса. Все остальные пункты остались без изменений. Отредактированный пункт устанавливает общий порядок уплаты НДС. Он применяется, если иные правила не прописаны в других пунктах ст. 174 Налогового кодекса. Давайте разберемся, какие есть исключения из общего правила. Так, п. 4 ст. 174 Налогового кодекса установлен особый порядок уплаты налога для тех компаний и предпринимателей, которые, не являясь плательщиками НДС или получив освобождение по ст. 145 Налогового кодекса, выставили своим покупателям счет-фактуру с выделенным налогом. Перечислять НДС в рассрочку в этом случае нельзя. Налог должен быть уплачен полностью не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В этом же пункте прописаны особые правила уплаты НДС и для агентов, покупающих у "иностранцев" (не состоящих на налоговом учете в России) работы или услуги, местом реализации которых признается наша страна. Такие агенты должны, как и прежде, платить удержанный НДС одновременно с перечислением оплаты "иностранцу". Банк, напомним, не вправе принимать от агента поручение на перевод денег по договору с "иностранцем", если агент не представил в банк платежку на перечисление НДС.

А есть ли возможность платить НДС не единовременно, а тремя равными долями у организаций и предпринимателей, которые являются НДС-агентами по другим основаниям? То есть у тех лиц, которые:

  • арендуют госимущество (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • покупают у "иностранцев" (не состоящих на налоговом учете в России) товары, местом реализации которых признается наша страна (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • уполномочены продавать конфискованное имущество, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • продают товары "иностранцев" (не состоящих на налоговом учете в России) по посредническим договорам, предусматривающим участие в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Никаких особенностей перечисления НДС агентами во всех этих ситуациях ст. 174 Налогового кодекса не устанавливает. Выходит, руководствоваться нужно п. 1 ст. 174 Налогового кодекса. Ведь о том, что положения данного пункта относятся только к налогоплательщикам, здесь ничего не сказано. А значит, агенты (кроме случая уплаты НДС, удержанного со стоимости работ и услуг, оказанных "иностранцем") тоже должны платить налог по итогам квартала тремя равными платежами.

Примечание. НДС-агенты, покупающие у "иностранцев" работы или услуги, местом реализации которых признается наша страна, как и прежде, должны платить удержанный НДС одновременно с перечислением оплаты "иностранцу".

Заметим, что финансисты и специалисты налогового ведомства согласны с этим. ФНС России выпустила согласованное с Минфином России Письмо от 29 октября 2008 г. N ШС-6-3/782@, где разъяснила, кто может применять новый порядок уплаты налога и кого новшества не касаются.

В этом документе налоговики, в частности, подчеркнули, что новый порядок перечисления НДС в бюджет не распространяется на уплату налога по уточненным декларациям, подаваемым за налоговые периоды, предшествующие III кварталу 2008 г.

Кроме того, ФНС России в указанном Письме напомнила, что НДС при ввозе товаров из Республики Беларусь, как и раньше, нужно платить в порядке, предусмотренном российско-белорусским Соглашением о порядке уплаты косвенных налогов от 15 сентября 2004 г., то есть в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за принятием на учет импортированных товаров.

Е.Вторушина

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое хламидиоз и как он проявляется
Зуд и жжение в промежности, или предвестники малоприятных “интимных” недугов
Агрессивный портфель александра Управление инвестиционным портфелем