Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Изученные орфограммы 2. Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)

Памятка Орфограммы корня 2 класс

орфограммой.

Орфограмма «Проверяемая

безударная гласная.

А-О, Е-И-Я .

гласная стала ударной ,

например, ст о лы –ст о л, гл а за –гл а з, л е сник –л е с.

В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется орфограммой.

Орфограмма «Проверяемая

безударная гласная в корне слова».

Гласная, на которую не падает ударение, называется безударная гласная.

Проверять следует написание безударных гласных:

А-О, Е-И-Я .

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной ,

например, ст о лы –ст о л, гл а за –гл а з, л е сник –л е с.

Орфограмма «Непроверяемая

безударная гласная».

(Словарные слова)

например: к а пу́ста, с а поги́, с о ба́ка и др

Орфограмма «Непроверяемая

безударная гласная».

(Словарные слова)

Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить нельзя, например: к а пу́ста, с а поги́, с о ба́ка и др . Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Орфограмма «Парные

звонкие и глухие согласные».

чтобы

Например, пру д – пру д ы, у з кий – у з ок

Орфограмма «Парные

звонкие и глухие согласные».

Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф.

Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или звонкий согласный.

Например, пру д – пру д ы, у з кий – у з ок

Чтобы проверить написание непроизносимых согласных произносится отчётливо

Например, чес т ный чес т ен, чес т ь.

Например: чуде сн ый – чуде са , опа сн ый – опа са ться, ужа сн ый – ужа сен.

ЗАПОМНИ! Ужа сн ый, опа сн ый, чуде сн ый, прекра сн ый, вку сн ый, интере сн ый, пару сн ый, я сн ый, напрасный, небе сн ый, гла сн ый ПИШУТ БЕЗ Т.

Орфограмма «Непроизносимые согласные».

Чтобы проверить написание непроизносимых согласных следует подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Например, чес т ный чес т ен, чес т ь.

Если при проверке проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например: чуде сн ый – чуде са , опа сн ый – опа са ться, ужа сн ый – ужа сен.

ЗАПОМНИ! Ужа сн ый, опа сн ый, чуде сн ый, прекра сн ый, вку сн ый, интере сн ый, пару сн ый, я сн ый, напрасный, небе сн ый, гла сн ый ПИШУТ БЕЗ Т.

Русский язык богат на орфограммы, это знает каждый ребенок. С самого детства на уроках русского языка мы учим многочисленные правила, которых не счесть, а все для того, чтобы знать правильное написание слов. Все орфограммы русского языка не счесть, их настолько много, что даже филологи порой их путают и забывают. Данная статья поможет разобраться в основных правилах орфографии.

Безударные проверяемые гласные в корне и орфограмма "ча, ща"

Это правило дети начинают изучать, как правило, в первом классе или в детсаду. Правило помогает узнать, какая буква пишется в корне слова. Например, в слове "оч_рование" можно написать как букву "о", так и букву "а". Чтобы узнать, какая буква пишется в слове, необходимо подобрать Подходящим словом будет "чара", ведь здесь ударение падает на букву "а". Значит, что и "очарование" пишется с буквой "а" в корне.

Стоит учитывать, что орфограммы в русском языке могут пересекаться. Например, еще одним, не менее важным правилом будет правописание "ча, ща". Слова на "ча, ща" всегда пишутся с буквой "а". Например, чаща, чара, очарование, чашка и т. д.

Непроверяемые гласные в корне слова

Непроверяемые гласные в корне слова - это то самое нелюбимое правило школьников в начальных классах. Ведь при написании слов с такой орфограммой не помогут никакие правила. Орфограммы русского языка с непроверяемой гласной в корне не проверяются, написание таких слов необходимо запомнить. Гласные нельзя проверить в таких словах, как: береза, малина, винегрет, аллея, завод, народ, банан, шоколад, алмаз и др. Написание таких слов необходимо запомнить раз и навсегда, чтобы не совершать ошибок.

Непроизносимые согласные в корне слова

Очень важно изучить правило потому что данная орфограмма частенько встречается на письме. Чаще всего непроизносимые согласные в корне проверяются. Например: опасно - опасен, сердце - сердечко, солнце - солнышко, гигантский - гигант, счастливый - счастье, безмолвствовать - молва и др.

оканчивающихся на з-, с-

На самом деле, люди часто делают ошибки в приставках, оканчивающихся на з- и с-, пусть даже и хорошо знают русский язык. Орфограммы приставок встречаются часто, поэтому просто необходимо запомнить от чего зависит написание приставки. Приставками на з- и с- являются: воз-/вос-, чрез-/черес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, раз-/рас-, без-/бес- и роз-/рос-.

Для того чтобы понять, какая буква пишется, необходимо посмотреть на последующую. Если последующая после приставки буква согласная глухая (к, п, т, ш, щ, ф, х, ч, с, ц), то пишется приставка на букву "с", такое правило предусматривает русский язык. Орфограммы указывают на то, что если последующий звук звонкий, то пишется приставка с окончанием "з". Примеры с "с": вспыхнуть, роспись, обесцветить, бесконечный и др. Примеры с "з": чрезмерный, безрадостный, изделие, взглянуть и др.

в корне

Чередование гласных в корнях - это важное правило, которое будет сопутствовать ученику с 5-го до 11-го классов. Орфограмма на есть практически во всех экзаменах, таких, как ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ.

Орфограммы по русскому языку предусматривают существование четырех групп чередования, каждую необходимо подробно рассмотреть:

  • Корни, в которых написание гласной зависит от последующего суффикса:

Бер-/бир-, -тер-/-тир-, -пер-/-пир-, -стел-/-стил-, -блест-/-блист-, -дер-/-дир-.

В корне слова пишется буква "и" в случае если следует суффикс -а-: замирать (но замереть), сжигать (но сжечь), блистать (но блестеть) и др.

В корне слова пишется "а", если следует суффикс на -а-: касаться (но коснуться), предлагать (но предложить) и др.

  • Корни, в которых написание гласной зависит от ударения в слове:

Гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -зар-/-зор-.

Если в слове ударение падает на букву "а", то в корне тоже пишется "а": загар, кланяться, зарево, заря и др.

Если в слове ударение не падает на корень, то пишется "о": творение, поклон, загорать, зорька и др.

  • Написание гласной в корне слова зависит от буквы, стоящей за этой гласной:

Раст-/-ращ-/-рощ-, -скак-/-скоч-.

Буква "а" пишется перед "ст" и "щ": растение, выращенный и др. Буква "о" пишется во всех остальных случаях. Исключения: росток, подростковый, рост, ростовщик, Ростов и др.

"А" пишется перед "к", а "о" пишется перед "ч": скакать, вскочить и др. Исключения: скачок, скачу и др.

  • Написание гласной в корне зависит от смысла:

Мак-/-мок-, -равн-/-ровн-.

В первом случае пишется "а", если значение слова имеет смысл погружения в воду: макать, обмакнуть и др. Пишется "о" со значением жидкости: мокрый, мокнуть, промок и др.

Во втором случае пишется "а", когда значение синонимично слову "одинаковый": равный, равен и др. Пишется "о", когда значение синонимично слову "прямой": ровный, выровнять и др.

Буквы "и", "ы" после "ц"

Богат на различные правила русский язык. Орфограммы встречаются то тут, то там. Именно так и с буквами "и", "ы" после согласной "ц", школьники очень часто путаются в их правописании. На самом деле, для того чтобы правильно писать слова с такой орфограммой, необходимо запомнить, в каких случаях пишут "и", а в каких "ы":

  • "и" пишут в корне слова: цифра, цитата, цирк, цилиндр и др.
  • "и" пишут в словах на "ция": нация, лекция, конференция, информация, приватизация и др.
  • "ы" пишут в окончаниях и суффиксах слов: (нет) царицы, (платок) лисицын, (нет) падчерицы и др.
  • "ы" пишут в словах-исключениях: цыган, цыпленок, цып-цып, цыкнуть, на цыпочках и др.

Правописание приставок пре- и при-

Правописание приставок довольно усложняет русский язык. Орфограммы на эту часть слова содержатся очень часто и в большом количестве. Однако правило на запомнить довольно легко.

Употребляется приставке пре-, когда:

  • Она имеет значение прекратить, преградить, преемник и др.
  • Придает слову высшую степень качества: премилый, предобрый, превозносить, превосходить, превышать и др.

Употребляется приставка при-, когда:

  • Имеет значение близости: приморский, приусадебный, придворный, привокзальный и др.
  • Имеет значение прибавления и приближения: пристегнуть, привести и др.
  • Указывает на неполноту действия: призакрыть, прилечь, приступить, приутихнуть и др.
  • Указывает на законченность действия: прирезать, приглушить и др.

Как известно, все орфограммы русского языка изучаются многие годы. Для того чтобы быть грамотным и образованным, необходимо заучивать эти правила орфографии и делать практические задания. В школах тщательно проходят каждое правило орфографии.

Работа над изученными орфограммами по русскому языку во 2а классе

1) Распределить читаемые родителем слова на 2 группы, записывая каждую с красной строки, приписывая рядом проверочные слова и обозначая орфограммы: а) с буквой Е или буквой И, обозначающими безударные гласные звуки: сидеть, верхушка, деревья, лежать, семена, занести, лететь, синеть, увидать, зеленеть, цветы, шмели ;
б) с буквой А или буквой О, обозначающими безударные гласные звуки: помогать, коты, хвосты, ходить, варить, махать, носить, плоды, далеко .
2) Записать предложения, найти и проверить буквы безударных гласных звуков.
Мама полоскала белье на реке. Девочка поласкала кошку. Дедушка к старости совсем поседел. Бабушка устала и посидела на скамейке в парке .

2. Задания на отработку написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков.
1) Выписать из предложений слова с нужной орфограммой, подобрать проверочные слова.
Береги нос в большой мороз. У подружки под подушкой пирожки и ватрушки.
2) Образовать слова по образцу (шу б а - шу б ка) от таких слов : рыба, тетрадь, береза, шляпа, слеза, трава, губа, голова, репа, ягода .
3. Задания на отработку написания буквосочетаний с шипящими согласными, выделяя орфограммы.
1) Записать слова под диктовку: пушистый, животное, живот, одуванчик, паучки, оживать, листочки, душистый, счастливый .
2) Распределить слова в две группы: с мягким знаком - без мягкого знака: маленький, солнечный, пшеничный, мощный, сельский, точка, полька .
4. Задание на отработку навыка написания слов с непроизносимыми согласными.
К данным словам подобрать слова-родственники с непроизносимыми согласными по образцу (радос т ь - радос т ный) . Записать слова парами.
Место, звезда, грусть, ненастье, счастье.
5. Задание на отработку навыка употребления разделительного мягкого знака.
Записать слова в два столбика: с мягким знаком - показателем мягкости, с разделительным мягким знаком . Большой, роль, осенью, маленький, деревья, скользит, друзья, польет. .
Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы, в скобках укажи проверочные слова.
Т_жело с тем друж_ть, кто не хочет чес_но жить. Мален_кие птички прил_тели в корму_ки. Ноч_ю был сил_ный моро_.
Со_нце, воздух и в_да пом_гают нам всегда. В к_нце ос_ни землю зан_сло сне_ком.. Над скамейками в ал_ее л_тали синич_ки

Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а товарищ(а,я) выруч(а,я)й. Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.

1 0 . Вставь пропущенные буквы. Выдели и докажи орфограмму.

У ко…ки () Мурки мя…кие() ла…ки () и острые зу…ки (). Лоша…кА () беж…т по у…кой ()доро…ке ().

11. Вставь, где надо, Ь.

Улич…ный, пузыр…ки, Жанноч…ка, скуч…ный, ёл…ки, сил…ный, оч…ки.

12. Напиши слова во множественном числе.

Чиж - _______________

Этаж -_______________

Алёша - _____________

Малыш-_____________

13 . Обведи в кружок нужную букву .

Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а К Ване пришёл поиграть дру(г,к) Оле(г,к) . У Олега тан(г,к). А у Вани кама(з,с). После игры мальчики пошли есть пиро(г,к) и пить со(г,к).

Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.

14. Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков..

Клюнуть - ______б.,______зв.

ожерелье -_______б.,________зв.

южный - _______б.,______зв.

армия-______б.,_______ зв.

15. Придумай и запиши имена собственные:

Город _____________, собака ___________, попугай _____________, улица _____________, река______________.

16. Вставь пропущенные буквы.

Холо… сковал землю. Под ногами хрустит сне…. Моро… щиплет щёки и но… .

Подчеркивание орфограмм - это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве ту́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе жи́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.

Беж и т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко лю́чий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.

Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи щáт - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.

Пищ а т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш и стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях - двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

ло ви́л - улó в

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней - двумя.*

дуб - дуб ы , лож ка - лож е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву - двумя. Если непроизносимой согласной нет - подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове - первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней - двумя чертами.*

мест ный - мест о , опасн ый - опас е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет - двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней - одной чертой.

Технологическая карта урока русского языка,
разработана учителем начальных классов МБОУ СОШ №108 г.о.Самара
Полетаевой Тамарой Викторовной.
Класс: 2 класс
УМК: ОС «Школа 2100»
Тема раздела: «Повторение»
Тип урока: урок обобщение и систематизация изученных орфограмм
Тема урока: Повторение и классификация изученных орфограмм
Цель: совершенствование умений находить, классифицировать изученные орфограммы, графически их объяснять, группировать слова с одинаковыми орфограммами, «расшифровывать» схемы орфограмм.
образовательная: создать условия для развития умения проверять написание изученных орфограмм, овладение способами проверки. развивающие: отработать алгоритм проверки орфограмм в словах. воспитательные: создать условия для культуры общения, интереса к уроку русского языка деятельностная: способствовать развитию орфографической зоркости.
Задачи: обучающие: сформировать способность находить, классифицировать изученные орфограммы, графически их объяснять, группировать слова с одинаковыми орфограммами, «расшифровывать» схемы орфограмм. развивающие: развивать речь, память, логическое мышление, способность наблюдать, делать выводы. воспитательные: воспитывать способность следовать нормам поведения.
Формы работы учащихся фронтальная, самостоятельная, индивидуальная

Организация образовательного пространства Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран, учебное пособие: «Школа 2100» автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Планируемые результаты
Предметные Базовый: находить, классифицировать изученные орфограммы
Метапредметные регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение на основе работы материала учебника. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию познавательные: Работать с информацией: производить отбор материала, его анализ и выявлять смысловые зависимости коммуникативные:Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре.
Личностные: Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
Предметные результаты обучения:

Умение писать слова с изученной орфограммой, самостоятельно находить согласные буквы на конце слов; которые нужно проверять; знать и уметь находить словарные слова

Универсальные учебные действия:
- Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)
Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне

Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».

1. Проверка домашнего задания.
– Что надо было сделать в домашнем упр. 255 (Учебник).
– Какие предложения у вас получились.
– Докажите, что получился текст.
– Какое название вы дали тексту? Почему?

2. Словарная работа.
а)Игра «Разведчик – учитель»
– Разшифруйте слова (на доске транскрипция слов):
[й’анвар’],[ апр’эл’],[ий’ун’], [с’нт’абр’].
-Что означает сочетание букв[й’а]?
-Что означает сочетание букв[р’], [л’], [н’], [с’]?
Почему эти месяцы расположены именно в этом порядке?
Взаимопроверка (дети меняются тетрадями)
(Слайд №1.)
б) Творческая работа.
- Составить и записать предложение с одним из словарных слов. (Выслушиваются все варианты, но записывают самый интересный)
- Выделите грамматическую основу в предложении.

Организовывают своё рабочее место, настраиваются на работу.

Часто произношение не совпадает с написанием.
Написание этих слов нужно запомнить.
Безударная гласная непроверяемая ударением.
Работа в паре (взаимопроверка)

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Прочитайте слова. Какую букву надо вставить:
Ду_, з_мля, ч_до, ж_знь, стол_, м_сты.
-Как называется место в слове, когда на слух нельзя выбрать букву для обозначения звука?
-Распределить слова по орфограммам
-Назовите известные вам орфограммы.
– Сформулируйте тему урока повторения. («Повторение орфограмм. Классификация орфограмм».)
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
(Слайд №2)
Фронтальная работа

Будем учиться писать слова с изученными орфограммами, подбирать проверочные слова.
Планировали свою деятельность.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Физминутка
1. Видеоролик с физминуткой
2. Физорги демонстрируют упражнения
Дети выполняют танцевальные движения.
1. Оценивать важность здорового образа жизни,
2. Снятие усталости

Проверка понимания нового материала

1. 1 вариант
На доске показаны орфограммы(схемы).
- Распределите слова по схемам (в тетрадях): Москва, лиса, соловьи, Днепр, отъехал, семья, подъезд, чучело, звонок, варенье, река, чулан.
(Слайд №3)
2 вариант. (Тест.Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass)
- Ск. букв в русском языке?
-Какие буквы звуков не обозначают?
-Ск. букв гласных?
-Какие буквы гласных, которые обозначают мягкость предшествующих согласных звуков?
-Назовите тебуквы гласных, которые могут обозначать два звука?
-Какая орфограмма объединяет все эти слова: друзья, семья, колье.
- Какая орфограмма объединяет все эти слова: чулок, жизнь, чайник.
- Какая орфограмма объединяет все эти слова: хлеб, зуб, лев.
- Какая орфограмма объединяет все эти слова: ручка, мощный, вечный.
- Какая орфограмма объединяет все эти слова: съел, объявление, подъезд.

Задание для индивидуальной работы, направленное на повторение изученных орфограмм

Задания с выбором, в которых учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов;

Обсуждение результатов тестирования.

Коммуникативные УУД


4. Умение работать в паре.

Личностные результаты


3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Развитие умений – применение знания.
3. Работа по учебнику (дополнительно)
а) Упр. 266(дидактический материал) – Списать. Раскрыть скобки, вставить пропущенные слова. Где нужно, записать рядом в скобках проверочные слова.
(Слайды №5,6)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Оцените свою работу:
А -
В -
С -

Письменная работа в тетрадях.
Работа над отработкой алгоритма проверки орфограмм в словах.

Взаимопроверка.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Итог урока.

– Какие орфограммы повторили на уроке?
– Какие из них вам кажутся самыми простыми? А самыми сложными?
(Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass)
Оцените свою работу:
А– У меня все сегодня получилось.
В – Получилось, но я испытал затруднения
С – Мне было очень трудно

Домашнее задание.

Отработать изученные орфограммы:
Упр. 257 (Учебник «Русский язык»).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости Теорема о прямой перпендикулярной данной
Механическая работа. Мощность. Kvant. Работа сил трения Модуль работы силы трения
Презентация на тему: