Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Античную грецию принято считать родиной демократии. Древняя Греция – родина античной

Считается, что античные цивилизации Древней Греции и Рима стоят у истоков европейской традиции политической, экономической и духовной жизни. Античную Грецию принято считать родиной демократии.

Древнейший в Европе очаг цивилизации появился на рубеже III – II тыс.до н.э. на острове Крит. Центрами хозяйственной и государственной жизни здесь были огромные дворцы. Самый знаменитый из них был дворец в Кноссе. Критскую культуру еще называют минойской (Минос – легендарный царь Крита, сын Зевса). Через 600 лет своего существования ок. 1400 г. до н.э. минойская цивилизация на острове Крит погибает, вероятно, после извержения вулкана. На смену ей пришла ахейская культура, которую еще называют микенской цивилизацией (от названия г. Микены в материковой Греции, где располагался один из мощных дворцов-цитаделей). Племена материковой Греции – ахейцы, неоднократно совершали военные походы. Один из них, вероятно, описан Гомером в «Илиаде» и известен под названием Троянской войны. В XII в. до н.э. микенская цивилизация погибла, вероятно, под ударами пришедших с севера греков-дорийцев. Минойская и микенская цивилизации по своему типу были близки к цивилизациям Древнего Востока, хотя и имели важные отличия. Здесь, где отсутствовала сама возможность ведения ирригационного земледелия, государство принимало минимальное участие в организации производства.

Греческая цивилизация (С XI – II/I в.до н.э.) занимала южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Плодородной земли здесь мало, крупных рек нет, климат засушливый. Более благоприятные условия для садоводства (выращивали виноград, оливки) и животноводства (разводили коз и овец). Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором, золотом. Естественным богатством Греции было море: здесь располагаются удобные бухты, многочисленные острова, близко расположенные друг от друга. Это создавало благоприятные условия для развития мореплавания и торговли. Т.о. цивилизация Древней Греции формировалась как приморская.

Мощный толчок к развитию античной цивилизации Древней Греции дала начавшаяся ок. 500 г.до н.э. великая греческая колонизация. Ее причины заключались в быстром росте населения, нехватке земли, острой политической борьбе, поражение в которой вынуждало проигравших к переселению на новое место, а также стремление к контролю торговых путей. Колонизация развернулась в разных направлениях и осуществлялась по морю: на запад (Сицилия, Южная Италия, южное побережье Франции, восточное побережье Испании), на север (Фракия, Северное и Западное Причерноморье), на юго-восток (северная Африка). На новых землях образовывались колонии по образцу родных городов. Колонизация имела важные последствия:

· Произошло расширение ареала цивилизации, которая охватила практически все средиземноморское побережье,

· Открылись огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения, различных ремесел, денежного обращения. Из колоний в Грецию поставлялось зерно, лес, металлы, ряд продуктов, которых там не хватало;

· Снизился уровень социальной напряженности, приглушен протест безземельного населения.

· Духовными ценностями становились личная инициатива, деятельное участие в изменении окружающего мира и собственной судьбы. На первый план выходит культ личности и принцип соревновательности между людьми (яркий пример этого – Олимпийские игры).

Самым крупным торговым центром к V в.до н.э. стали Афины. Шла морская активная торговля не только с колониями, но и странами Древнего Востока. Росло денежное обращение, возникают и развиваются кредитные и ростовщические операции. Однако в своей основе хозяйство продолжало оставаться натуральным.

Античный полис

В Древней Греции не сложилось крупного, единого государства. На основе родоплеменных общин сформировалось несколько сот небольших самостоятельных государств-полисов.

Многие особенности античных цивилизаций предопределило существование такого общественного института (основной ячейки цивилизации) , как античный полис . Полис – это: город-государство, которое состояло из города и прилегающей к нему сельской округи, особая разновидность общины.

Государство в Древней Греции не подчиняло общину, оно вырастало из нее. Фактически община и была государством, что является важнейшей особенностью античных цивилизаций . Полис занимался не только внутренними делами, но и осуществлял внешнюю политику, имел собственную армию (граждане полиса на время войны вступали в ополчение) . Полис являлся верховным собственником земли (при наличии частной собственности на землю). Обычно полисы были небольшими по территории (самый большой полис – Спарта, занимала территорию в 8 400 кв.км.). Полисы были устойчивой формой государственности, они возникали и в колониях, причем вели себя по отношению к метрополии как независимые государства. Все полисы стремились к экономической и политической независимости – автаркии (в пер. - самодостаточность).

Членами полиса были лишь греки, уроженцы данной общины, лично свободные, которые владели частной собственностью (землей). При этом землей могли владеть только полноправные граждане полиса. Все члены полиса обладали политическими правами, могли принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис был гражданской общиной. Внутри полиса была создана особая система идеалов. Его граждане верили, что, с одной стороны, благополучие каждого из них зависит от родного полиса, вне которого существование невозможно (благодаря ограничению количества земли, которой можно было владеть, простые земледельцы чувствовали себя в рамках полиса защищенными от обезземеливания и разорения) . С другой стороны, процветание полиса зависит от его граждан. Они ощущали себя полноправными людьми, что составляло предмет особой гордости , единым коллективом. Полисная структура культивировала такие гражданские качества, как гордость за отечество, приоритет общественного над личными, идеал гражданского долга, служения, ценность личной свободы, уважение к праву, верность традициям, убеждение в превосходстве собственного уклада жизни, почитание прошлого, уважение сельскохозяйственного труда как основы благополучия и процветания. Именно в полисе складывался особый тип личности – свободной, инициативной, честолюбивой, преданной своему государству.

Свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, и не владевшие недвижимой собственностью , считались неполноправными. Ими, прежде всего, были иноземцы (метеки в Афинах), среди которых было немало богатых людей. Но в политической жизни полиса они участия не принимали.

В Древней Греции рабство было классическим , в отличие от патриархального (домашнего), развитого на Древнем Востоке .При такой форме рабы не имели никаких прав, приравнивались к говорящим орудиям. Они являлись объектом купли-продажи, не могли заключать браки, иметь свое хозяйство. Дети рабынь считались приплодом и также являлись рабами. Т.о., рабство античных цивилизаций отличалось жестокостью. Иногда рабов отпускали на волю, но и в этом случае они по-прежнему продолжали зависеть от хозяина, который становился их покровителем. Одной из причин проведения такой отчетливой границы между свободными и рабами было то обстоятельство, что рабами становились военнопленные (особенно много их стало в первой половине V в.до н.э., когда проходили греко-персидские войны) . Обращать соплеменников в рабов за долги довольно рано было запрещено.

В сельском хозяйстве труд рабов использовался мало. Рабы в основном трудились на тяжелых работах – в рудниках, мастерских, в качестве слуг в домах зажиточных людей. Поэтому, как и на Древнем Востоке, рабы в Древней Греции не были основными производителями.

Условием появления полисной структуры общества и государства была та особенность, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств. Первоначально во главе полисов стояли царь (басилевс) и родовая знать, которая ущемляла права простого свободного населения (демос ). Особого размаха борьба с аристократией достигла к VII в.до н.э. Во многих полисах она заканчивалась свержением родовой знати и установлением тирании, т.е. единовластия (в то время это понятие не имело отрицательного смысла) , благодаря которой обуздывался произвол знати.Ослабление позиций аристократии приводило к замене тирании другими формами правления. В одних полисах устанавливалось демократическое правление, в других олигархическое. Встречались и такие формы правления в полисах, как аристократические и монархические, хотя и редко .

В полисах большую роль играло народное собрание, которое принимало окончательные решения по важнейшим вопросам. Вводился принцип выборности верховного правителя (в Афинах – архонт) , должностных лиц полиса. Нередко продолжали существовать советы старейшин, которые часто также являлись выборными (в Афинах – ареопаг, затем «Совет 500»). В различных полисах структура власти и управления могла различаться. Высокая роль народного собрания и выборность власти – это два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии, которая не во всех полисах достигла расцвета.

Знаменитыми и наиболее могущественными греческими полисами были Афины и Спарта. Афины – символ древнегреческой демократии. Основой хозяйства были торговля, ремесла. Афины имели самый мощный в Древней Греции флот, здесь было классическое рабство. Здесь процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на архитектурное украшение города. Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Реформы Солона (первая половина VI в.до н.э.) запретили долговое рабство, списали с бедняков долги, вернув им статус полноправных граждан. Была укреплена частная собственность, на богатых были возложены обременительные общественные работы (строительство судов, устройство праздников). При Солоне возросла роль народного собрания. Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в.до н.э., когда Эфиальт и Перикл продолжили реформы Солона. Были усилены позиции демоса, отменен имущественный ценз для избрания на высшие должности, государственная служба начала оплачиваться, что открыло доступ к власти рядовым гражданам. Все должностные лица избирались, были подотчетны народному собранию. Т.о., в Афинах 25 веков назад были разработаны многие принципы демократии, которые продолжают действовать и в наше время.

На вопрос Что принято считать родиной демократии? заданный автором Артем Маркин лучший ответ это Родиной демократии считали и продолжают считать Грецию. Если же быть более точным, то Афинский полис. Именно греки-афиняне изобрели демократию.
Всякое изобретение появляется только тогда, когда в нем появляется настоящая нужда. Лук был изобретен тогда, когда невозможно стало подкрадываться к добыче на расстояние броска дротика. Так и Афинам VIII века до н. э. необходимо было решить задачу – как жить дальше. Грекам понадобилось около двух веков, чтобы решить эту задачу. И в результате, изначально очень жестокий народ, изобретает демократию.
Жестокость этого народа проявлялась в отношении не только к чужеземцам, но и к своим детям, например:
отец семейства имел право избавляться от своих детей при их рождении как ему заблагорассудится;
глава семьи мог продавать своих подросших детей работорговцам и т.д.
«ДЕМОКРАТИЯ» ОЗНАЧАЕТ «ВЛАСТЬ НАРОДА».
Демократические преобразования в Афинах связаны с историей Солона, поэта и законодателя. Солон разбогател на морской торговле. В Афинах он пользовался репутацией человека, свободного от сословных предрассудков и безукоризненно честного.
«Знать уважала его за его богатство, бедные – за честность» (ПЛУТАРХ)
Солон (между 640 и 635 - около 559 до н. э.)
Он смог укротить знать и удержать от кровавой резни «демос» и граждане Афин постепенно пришли к равенству гражданских и политических прав в своем полисе.
Только эта демократия была исключительно для «граждан» – она никогда не распространялась на рабов, которые в античном городе составляли большинство трудящихся.
--
Поскольку речь идет о Греции, то не составляет труда назвать и ее самую высокую гору. Бесспорно это Олимп.

Олимп
Оли́мп (греч. Ὄλυμπος) - наиболее высокий горный массив в Греции (2917 м). Национальный парк.
В древнегреческой мифологии Олимп - священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом.

Олимп
Ну а это самая высокая гора в Солнечной системе вулкан Олимп. Находится на Марсе. Высота 27 км от основания горы.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что принято считать родиной демократии?

Ответ от БесстыжаЯ ™...® [гуру]
Один из древнейших городов мира, столица Греции и родина демократии. Это город удивительной судьбы, за тысячи лет переживший высочайшие взлеты и падения, то, становясь центром цивилизации, то, отходя на обочину истории. Афины разрастались не по планам градостроителей, а за счет волн переселенцев, хлынувших сюда в результате политических конфликтов и бедствий через неустойчивые греческие границы. Здесь расположена «жемчужина» Греции – Акрополь, который по праву считается шедевром мировой значимости. Парфенон, храм Девы Афины, покровительницы города, величественно возвышается над городом и хорошо просматривается из любой его точки. Театр Диониса, расположенный на южном склоне Акрополя, являлся частью святилища Диониса, в настоящее время, частично реставрированный, - место проведения Афинского фестиваля.
Греция расположена в юго-восточной Европе и занимает южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова, крупнейшие из них - Крит, Родос, Корфу. Площадь материковой части и островов составляет около 132 тыс. км2. Грецию омывают воды Эгейского, Ионического и Средиземного морей. Ландшафт отличается большим разнообразием. С одной стороны, высокие горы и горные хребты, такие как Пинд, Олимп (самая высокая гора Греции, 2917 м) , а также горы Македонии и Фракии. С другой стороны, бесконечная кружевная кайма суши, обрамляющей море. Именно эта глубокая изрезанность берегов придает Греции ту необычную красоту, которая делает ее единственной и неповторимой в Средиземноморье.

Древняя Греция.

Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие до-стижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все напра-вления и формы европейской культуры – от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние уже греческой культуры по-прежнему сильно.

Как появились греки на юге Балкан? Точно это неизвестно, но с большей долей вероятности мы можем предположить, что их пле-мена пришли туда с северных равнин. Государственная организация греков существенно отличалась от общинного строя народов север-ной и равнинной Европы, равно как и от примитивного устройства азиатских племён. Пришедшие на юг Балкан северяне сохранили свои этнические племенные различия, закрепившиеся в языке по на-званиям местностей: образовались народности македонян, фессали-йцев, спартанцев, афинян и др. Все они, однако, составляли еди-ный греческий народ и говорили на общем для них древнегреческом языке.

Во всех сферах жизнедеятельности греческий народ проявил свой творческий гений. Древние греки были глубокими мыслителями и великолепными спортсменами, отличными кулачными бойцами.

Их лозунг «Никаких излишеств!» , начертанный на фронтоне храма Аполлона в Дельфинах, не означал призыва к посредствен-ности. Напротив, aurea mediokritas (т.е. золотая середина) , прослав-ленная много позже в римские времена в лирике и философии Гора-ция, противоречила их беспокойному духу, который, однако, не нарушал равновесия и гармонии. Эти черты творческого духа элли-ноы наложили отпечаток на все – архитектуру, живопись и литера-туру, философию и эстетику, эстетику и мифологию. Венера Мил-осская навечно останется воплощение идеальной женской красоты.

В греческой культуре на первый план выходит личность. Такого взгляда на человека мы не встречали ни в одной из рассмотренных культур. Лишь греки осмыслили эту категорию и тем самым поста-вили перед человечеством целый ряд важнейших проблем: личность и общество, добро и зло, любовь и ненависть, великодушие и ме-сть, радость земного бытия и мрак царства теней, человек как рав-ный среди богов.

Эллада – родина демократии.

Ещё в одной области культурной и социальной жизни греки высту-пили зачинателями, первопроходцами. Их города-полисы породили и передали следующим поколениям практический опыт демократии.

Ни о чём подобном в более ранних обществах не могло быть и речи. Само слово «демократия» греческого происхождения и означает: «демос» - народ и «кратео» - я управляю. Категория индивида и понятие демократии сущностно и практически связаны так, что возникают одновременно и одно без другого не существуют.

. Античные цивилизации Средиземноморья (Греция, Рим, Македония)

История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых. Дело не только в том, что из всех периодов древности она лучше всего изучена. Считается, что цивилизации Греции и Рима стояли у истоков европейских традиций политической, экономической и духовной жизни.

Античная Греция

На рубеже III-II тысячелетий до н.э. жители Греции и прилегающих островов научились изготовлять орудия из бронзы ― сплава меди и олова. В этот период на острове Крит складывается первое в Европе государственное образование. Археологи нашли на острове руины дворцов, доказательства существования развитой системы письменности.

Рисунок 2.4.1.

В 1450 г. до н.э. цивилизация Крита была уничтожена в результате извержения вулкана и землетрясений. Примерно в это же время на Крит вторглись микенские (ахейские) племена, жившие тогда в Греции. Они переняли критскую систему письма, стали играть заметную роль в торговле Восточного Средиземноморья. Однако в XII веке до н.э. развивающаяся ахейская цивилизация была разрушена союзами греко-дорийских, фессалийских, беотийских, ионийских племен Балканского полуострова и Малой Азии (они были известны египтянам как «народы моря»). Переселившись в Грецию, эти племена частично слились с ахейцами, частично поработили их.

После завоевания хозяйство Греции пришло в упадок, резко сократилась численность населения. Лишь с VIII века до н.э. началось возвышение греческих городов-государств. Особенности их развития во многом определялись природными условиями, геополитическим положением Греции.

Относительно небольшая, гористая территория была благоприятна для садоводства и скотоводства, но не земледелия. Здесь большую роль играло море: рыболовство и морская торговля позволяли восполнить недостаток продуктов. С V века до н.э. возрастающее значение стала приобретать колонизация побережья Малой Азии, Причерноморья, Италии. В колонии устремлялся избыток населения, они снабжали Грецию недостающей продукцией. Первая греческая колония, город Кум, была основана в 750 г. до н.э. на побережье Италии.

Города-государства Греции

В античной Греции не сложилось крупного, единого государства. Постепенное развитие родоплеменных общин привело к формированию на их основе нескольких сот небольших самостоятельных государств-полисов, включающих поселение (город) и прилегающие земельные угодья. Каждый полис имел свои законы, особую систему управления, хотя сохранялись и общие черты, унаследованные от родоплеменного строя. Так, особую роль играли советы старейшин, представлявшие собой родовую аристократию и собрания членов племени, за которыми признавались права граждан. Иноземцы, даже зажиточные, и рабы не имели права участвовать в общественной жизни. Земля рассматривалась как общая собственность полиса, его достояние. С развитием товарно-денежных отношений стали возможными купля и продажа участков земли (правда, в некоторых полисах она ограничивалась), но только гражданами данного полиса.

Античную Грецию принято считать родиной демократии. Действительно, с течением времени в крупнейших городах-государствах, особенно в Афинах , которые избежали дорийского завоевания, в общественной жизни произошли существенные изменения.

Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был введен принцип выборности верховного правителя (архонта), его отчетности перед советом глав родов (ареопагом). Власть традиции и обычая постепенно заменили законы (первые из них, устанавливающие общие нормы поведения для всех граждан и наказание за их нарушение, были приняты в 621 г. до н.э.).

В начале VI века до н.э. по инициативе архонта Солона (635-559 гг. до н.э.) все население полиса было разделено на четыре разряда в зависимости от имущественного положения. Это ослабило позиции родовой знати. Разбогатевшие торговцы и ремесленники уравнялись с нею в правах.

В конце VI века до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип его разграничения на 10 округов, каждый из которых избирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами. За ареопагом сохранялись лишь судейские функции по делам, не затрагивавшим имущественных споров. Чужеземцы, успешно ведущие дела в Афинах, получили права граждан. Общее число граждан составило около 30 тыс. человек.

Согласно утвердившейся в Афинах традиции, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью граждан. На собраниях решались вопросы войны и мира избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к изгнанию из полиса лиц, представлявших угрозу народовластию и склонных к тирании.

Таким образом, к V веку до н.э. родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организацией, которая получила название демократия .

Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта . Это государство было основано дорийским племенем, которое, поселившись на юге Пелопоннесского полуострова, превратило местное население в бесправных рабов (илотов). Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей, ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единственным заслуживающим уважения занятием для мужчин считалась война. Система воспитания была подчинена одной цели ― подготовке выносливых, немногословных, дисциплинированных воинов. В историю вошла традиция спартанцев убивать детей, рождавшихся слабыми, из которых, как они считали, не получилось бы хороших солдат.

Рисунок 2.4.2.

В Спарте неизменными остались порядки родоплеменного строя. Ею управляли совет старейшин и сходка воинов, роль вождей (царей) была ограничена. Сохранялось уравнительное распределение. Все спартанцы носили простую одежду, питались сообща, деньги ими не признавались.

Спартанское государство вело постоянные войны против соседних полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался ограниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.

Города-государства Италии. Основание Рима

В развитии городов Италии и Греции проявилось много сходных черт. В VIII-VI вв. до н.э. греки колонизировали побережье Южной и Средней Италии, построили Неаполь и Сиракузы, ставшие важными торговыми центрами Средиземноморья. Это оказало большое влияние на населявшие Италию племенные образования. На севере Италии (на территории нынешней Тосканы) господствовали этруски. Их происхождение точно неизвестно, предполагается, что, как и дорийцы, они принадлежали к «народам моря» и пришли с Востока, покорив местное население.

В 753 г. до н.э. тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр, был основан город Рим .

Рисунок 2.4.3.

Просмотреть рисунок

Согласно легендам, Рим был построен потомком троянского героя Энея Ромулом, который вместе с братом Ремом в младенческом возрасте чудом спасся от убийц и был вскормлен волчицей.

Первоначально, как и в Афинах, общественная жизнь Рима строилась на основе родоплеменных традиций. Высшим органом управления был сенат (от лат. "senex" ― "старик"), состоявший из 300 человек, старейшин родов, основавших город. Рядовые члены племени, объединенные в курии по родовому принципу, также могли высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Роль верховного правителя отводилась избиравшемуся царю, который должен был править в соответствии с традицией и волей сената. С 616 г. до н.э. царями избирались выходцы из знатной этрусской семьи Тарквиниев, что отражало особую роль этрусков в Италии.

Потомки основателей города называли себя патрициями ("patres" ― "отцы"), им принадлежали земли, примыкающие к Риму. Эти земли обрабатывались отдельными семьями, в которых действовал жесткий принцип патриархата: глава семьи владел всем имуществом, мог казнить или продать в рабство ее провинившегося члена. В то же время земли считались общим достоянием римлян, они не могли принадлежать чужакам. Поскольку Рим часто вел завоевательные войны против соседних племен и городов-государств, количество земель, которые находились в распоряжении патрицианских родов, постоянно возрастало.

Пришлое население, члены других племен, поселившиеся в Риме, назывались плебеями. Они не имели права участвовать в жизни города, хотя и привлекались к военной службе во вспомогательных отрядах. Они могли просить покровительства у патрициев, становясь их «клиентами», и получать работу в их хозяйствах, быть ремесленниками, торговцами.

Родоплеменные традиции ограничивали царскую власть. При Сервии Туллии (578-534 гг. до н.э.) были проведены реформы, аналогичные преобразованиям Солона в Афинах, нанесшие серьезный удар по привилегиям родовой знати.

Все мужское население, включая плебеев, было разделено на пять разрядов, в зависимости от имущественного положения и соответственно способности приобрести легкое или более дорогое тяжелое вооружение. Каждый разряд делился на центурии (сотни), которые в случае войны выступали на поле боя. Всего было 193 центурии, патриции выставляли 19 центурий всадников. (Для оснащения конных воинов требовались наибольшие расходы.) В мирное время члены каждой центурии получали право обсуждать текущие дела города, становясь органом управления.

Беднейшие римляне, неспособные купить оружие, объединялись, вне зависимости от их числа, в центурию "пролетариев" (от лат. "proles" ― "потомство". Подразумевалось, что они годны только на его воспроизводство).

Ущемление интересов родовой знати вызвало сопротивление. Туллий был убит, новый царь Тарквиний Гордый отменил проведенные реформы. Однако тиранический характер его правления также вызвал гнев сената. В 509 г. до н.э. он был изгнан. В Риме установилась республика . Форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок. Античная р. Буржуазная р. Советская р. (словарь русского языка Ушакова). Верховная власть перешла в руки двух консулов, которые избирались сенатом из числа патрициев сроком на год. В начавшейся войне с этрусками римлянам удалось отстоять независимость.

В 494 г. до н.э. плебеи, недовольные своим положением, отказались участвовать в очередном военном походе и в полном вооружении покинули Рим. Патриции вынуждены были восстановить порядки, введенные Туллием. Плебеи получили право выбирать народных трибунов, отстаивающих их интересы перед сенатом. В частности, трибуны могли приостанавливать выполнение принятых им решений.

В 451-450 гг. до н.э. в Риме впервые были приняты единые для всех законы (до этого споры решались на основе племенных обычаев и традиций). С 445 г. до н.э. разрешались браки между патрициями и плебеями. Еще через столетие плебеям предоставили доступ к выборным должностям, в том числе и консульским. В то же время в Риме должностные лица не получали жалованья, все расходы, связанные с несением службы, они покрывали за свой счет. Это обеспечивало доступ к власти только состоятельным гражданам.

Произошедшие перемены означали, что в V веке до н.э. в Риме, как ранее и в Афинах, сложилась новая политическая система общественной организации, в которой гражданство имело большее значение, чем родоплеменные связи.

Эти перемены содействовали превращению городов-государств в крупные центры торговли и ремесла. Они принялись наращивать военную мощь и начали борьбу за господство над Средиземноморьем.

Борьба за господство над Средиземноморьем

Рост экономического значения и прибыльности средиземноморской торговли привел к началу борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Она продолжалась с V до II века до н.э. и завершилась торжеством Рима, создавшего крупнейшую мировую державу.

Цивилизации и демократии

С начала I-го тыс. до н.э. древневосточные цивилизации стали утрачивать приоритет в историческом развитии и уступили место новому цивилизационному центру, возникшему в Средиземном море, получившему название «Античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима». Она базировалась на качественно иных, демократических основах в экономических, политических и социо-культурных отношениях, была более динамичой по сравнению с древневосточными цивилизациями. На основании достижений Древней Греции и Древнего Рима сформировалась вся современная Западная и Российская цивилизации. Особенности развития современных цивилизаций невозможно понять без знания античной истории и культуры.

Начало античной цивилизации было положено в Греции. Легендарным родоначальником греков считается царь Эллин. Поэтому сами греки себя именовали эллинами, а свою страну – Элладой. Но поначалу сравнительно слабо населенная Древняя Греция развивалась в общем русле древневосточных цивилизаций. Например, самая древняя в Европе Эгейская цивилизация, обычно именуемая минойской, по имени ее легендарного основателя - царя Миноса. Она существовала в III – первой половине II тыс. до н.э. на островах Эгейского моря, частично в материковой Греции и Малой Азиии; известна по памятникам Кносского дворца царя Миноса на острове Крит, исследованного в первой половине XX в. английским археологом А.Эвансом. В этом дворце было около 300 помещений, стены которых были украшены многочисленными фресками. Всего на Крите было четыре дворца, в которых жили цари, их приближенные и слуги. Вокруг дворцов располагались поселения земледельцев, скотоводов и ремесленников.

Другие регионы бедной плодородными землями Греции заселяли малочисленные племена данайцев, ионийцев, эолийцев и др., во главе которых стояли цари или базилевсы. Часть эллинских племен в поисках более плодородных земель мигрировали на Север Балканского полуострова. Во Фракии обитали пеласги, раньше всех в Европе освоившие земледелие. Одна часть пеласгов переселилась на земли континентальной Греции, другая, вместе с фракийцами и, возможно, с частью венедов (будущими западными славянами) - в Малую Азию. На берегах Дуная, вплоть до Северного Причерноморья обитали эллинские племена ахейцев и дорийцев, сумевшие в значительной мере сохранить традиции «военной демократии». К исходу III тыс. до н.э. ахейцы и дорийцы вступили в соприкосновение с племенами ариев – потомками гиперборейцев - русами (росами) и венедами с не менее развитыми традициями «военной демократии». С начала II тыс. до н.э. ахейцы и часть ариев стали переселяться на юг. Эта этническая экспансия, захватившая и Крит, получила название «ахейского завоевания» Греции. Минойская цивилизация была серьезно ослаблена. Но погибла она в результате мощного землетрясения и извержения вулкана Санторин в середине XVII в. до н.э. Часть русов (росов) после этого осталась в Греции, но большинство вернулось за Дунай к своим соплеменникам.



С середины II тыс. до н. э. на юге Греции, освободившейся от власти Крита, сложилась новая, микенская цивилизация с центром в городе Микены на Пелопонесском полуострове. Ее создатели - греки-ахей-цы позаимствовали на Крите многие достижения минойцев. Центрами микенской цивилизации были хорошо укрепленные дворцы племенных вождей (царей, базилевсов), к которым тяготели сельские поселения. Гомеровский Одиссей, например, был царем (базилевсом) ахейского племени, жившего на острове Итака. Ахейцы вели между собой частые войны. Но иногда, ради победы над общим врагом, они объединялись в союзы. Именно союз ахейских племен вел Троянскую войну, завершившуюся около 1270 г. до н.э. захватом и разрушением богатого города Троя (Илион) в Малой Азии. Часть переселившихся в Малую Азию эллинских племен, в первую очередь пеласгов, а также фракийцев и венедов воевали на стороне Трои. Подлинной причиной войны было то, что эллинский полис Троя, находившийся близ Дарданелл, запирал своим конкурентам, другим греческим полисам путь к причерноморским колониям, а отнюдь не похищение сыном троянского царя Приама, красавцем Парисом Елены – жены царя Спарты Менелая. Эти события отражены в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Ослабленная Троянской войной Микенская цивилизация греков-ахецев, подверглась в начале I тыс. до н.э. новому нашествию с севера. Очередными завоевателями стали дорийские племена, которых снова поддержали племена славяно-русов (росов) и венедов. Начинался железный век и новые завоеватели были уже вооружены железными мечами, против которых было малоэффективно бронзовое оружие ахейцев. Мелкие государства ахейцев были быстро разрушены дорийцами. После этого часть славяно-русов и венедов, поддержавших дорийцев и проявивших себя перед эллинами как отважные и «славные воины», вернулось на север. Оставшиеся венеды и славяно-русы поселились на Крите, Пелопонессе, в Малой Азии, в средней части и на севере Апеннинского полуострова. Ослабленная Троянской войной Греция была отброшена ко временам зарождения цивилизации.



Такой зигзаг в развитии имел серьезные исторические последствия. Ахейцы, дорийцы и оставшиеся в Греции росы (русы) смешались с местным населением, восприняли его мифологию и религию. В свою оч-ередь, местное население приняло название новопоселенцев и стало именоваться эллинами - дорийцами. Древняя Греция на этом этапе своей истории была страной со смешанным в этническом отношении составом населением, в значительной своей части пришедшего с севера. В возрождавшихся после нашествия дорийцев эллинских государствах власть царей со временем исчезла, а там, где сохранилась, была ограничена. Греция превратилась в конгломерат небольших городов-государств (полисов), которые одновременно оставались общинами. Каждый свободный, полноправный житель такого государства-общи-ны или полиса имел право на свой участок земли, обладал гражданскими правами, участвовал в выборах правителей.

В чем же причина уникальной, единственной в истории Древнего мира социальной мутации, происшедшей в Элладе? Во-первых, эллины, восприняли у финикийцев искусство кораблестроения и мореходства, стали отважными мореходами. А моряки уже в древности были людьми особого склада. Вспомним хотя бы гомеровского Одиссея и то, сколько инициативы, изобретательности, самостоятельности, активности, мужества, отчаянной смелости было проявлено им во время своего многолетнего возвращения на Итаку. На берегах и островах Средиземного, Мраморного, Черного и Азовского морей эллины по примеру финикийцев основали свыше сотни колоний, которые снабжали материковую Грецию хлебом, другими продуктами, рабами, которых покупали у местных правителей. Эти колонии вместе с метрополией на юге Балканского полуострова составили Великую Грецию.

Во-вторых, религия и мифология древних греков, утвердившияся после ахейского и дорийского завоеваний, коренным образом отличались от древневосточных мифов и религий. Античные Боги, согласно эллинским мифам, «спустились с небес на землю» и обосновались на горе Олимп. Боги-олимпийцы древнегреческого пантеона постоянно спорили и ссорились между собой, дрались, прелюбодействовали. Это были Боги с «человеческими лицами», а не со звериными головами, как в Египте или в Месопотамии. Они, согласно мифам, непосредственно общались с эллинами, помогали или мешали им, подавали примеры плюрализма, самостоятельности, изобретательности, инициативы, духовной раскованности. Эллины, в свою очередь, стремились подражать Богам-олимпийцам, учиться на их опыте и примерах.

В эллинских мифах упоминается о том, что Гефест – Бог огня и кузнечного ремесла - имел механизмы (промышленные роботы), с помощью которых выковывал оружие и доспехи. Аргонавты Язона во время своего путешествия в Колхиду за золотым руном наблюдали на черноморском побережье Кавказа, созданные «Богами, спустившимися с небес», механизмы (трактора и тракторные плуги), при помощи которых вспахивалась земля и т.п. Но это в мифах. С реальными «Богами-инопланетянами» эллины, в отличие от шумеров и древних египтян не имели общих дел и не встречались, но иногда (как мы увидим позже) пользовались их помощью. А Каллисфен - историк и писатель последней трети IV в. до н.э. сам стал автором дошедшего до наших дней романа об Александре Македонском, выступив в роли создателя популярного в Элладе мифа, назвав своего героя и современника не иначе как сыном самого Зевса - главы пантеона Богов-олимпийев.

Именно в Элладе сформировалось классическое античное общество, опиравшееся на демократию, плюрализм в политических отношениях и частную собственность. Ничего подобного на Древнем Востоке никогда не было. Выход на первый план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного на рынок, способствовали возникновению принципиально иных социально-политических и правовых структур, определявших специфику античного общества. А именно: появление полиса (города-государства) в Древней Греции или «цивитас» - гражданской общины в Древнем Риме как основной формы политической организации общества; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты прав и свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства, система социо-культурных принципов, способствовавших всестороннему развитию личности.

Отличительной чертой древнегреческой жизни был ее агональный характер (от греч. «агон» – борьба, состязание) – неудержимое стремление к состязаниям во всех сферах жизни. Например, спортивные состязания, Олимпийские игры, проводившиеся с 776 г. до н.э. раз в четыре года. С середины II в. до н.э. по 394 г. н.э. они проходили уже в рамках Римской державы, составной частью которой стала Греция. На время Олимпийских игр прекращались частые войны между древнегреческими полисами. Любимыми в Элладе были также музыкальные и поэтические состязания – дельфийские или пифийские игры в честь Аполлона - бога гармонии, духовной деятельности и искусств. Обычным в повседневной жизни было стремление эллинов сделать что-то лучше, чем сделал сосед по общине, построить храм в честь Богов-олимпийцев красивее, чем в соседнем полисе и т.п. Это способствовало мощному развитию всей сфер жизни эллинского общества. Спортивные и др. состязания были очень распространены и в Древнем Риме, а гладиаторские бои стали любимым зрелищем римлян.

С греческой колонизацией было связано появление оптимальной для того времени формы рабства. В рабов стали превращать не соотечественников – должников, а захваченных в плен чужеземцев. Чаще всего и в больших количествах их покупали в колониях у местных пра-вителей и продавали на рынках греческих полисов. Рабский труд применялся во всех сферах экономики, а у свободных граждан появлялось больше свободного времени для занятий политикой, спортом, литературой, искусством, философией. Грамотные рабы помогали эллинским интеллектуалам, переписывали, «тиражировали» их труды для продажи или для использования в общедоступных библиотеках.

Для эллина полис, а для римлянина его гражданская община – «цивитас» были единственным местом, где свободный человек чувствовал себя членом социума, жизнь которого регулируется законами, защищается от произвола и находится под покровительством Богов. Так Юпитер (римский аналог Зевса) покровительствовал Риму, а Афина Паллада – Афинам и т.п. Экономической основой полиса была античная, двуединая форма собственности: с одной стороны, это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой – индивидуальная собственность гражданина на дом («ойкос»), в котором он жил. Свободный эллин одновременно выступал как хозяин дома – «ойконом», как гражданин – «политес», и как воин-ополченец, готовый с собственным оружием в руках выступить на защиту родного полиса. Формирование античной демократии и гражданского общества проходило в острой борьбе народа – «демоса» с родовой аристократией. В тех полисах, где побеждал демос, устанавливалась демократия – власть народа. Но даже там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (например, в Спарте), она существовала в форме аристократической или олигархической республики, но не монархии. В Спарте были выборные цари, но их власть касалась лишь армии и военного дела.

Большую роль в утверждении демократических ценностей сыграли великие эллинские законодатели: афиняне – Солон, Клисфен, Писистрат и спартанец – легендарный Ликург. Наиболее значимой среди реформ Солона в VI в. до н.э. стала реформа долгового права, так называемое «стряхивание бремени» Все долги и проценты по ним объявлялись недействительными, запрещались продажа в рабство членов семьи и сделки самозаклада. Заключенные ранее такие сделки законодательно отменялись. Это спасло значительную часть афинян от порабощения и сделало возможным дальнейшее развитие демократии. Расцвет Афин, самая блистательная эпоха в истории афинского полиса пришлась на период правления Перикла (444-429 гг. до н.э.). Он 15 раз избирался на высшую в Афинах должность стратега, фактического главы полиса. Перикл удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан привлечь их к управлению полисом и ввел оплату избираемых должностей. Обедневшие граждане наделялись землей. Высшей, законодательной властью в Афинах было народное собрание – ареопаг, на котором избирались все должностные лица, в том числе стратеги. Исполнительная власть находилась в Совете пятисот, который занимался текущими делами и готовил их для обсуждения и утверждения на ареопаге. Афинский полис превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр всего эллинского мира, стал эталоном, примером для других древнегреческих полисов.

В повседневной жизни афинского полиса, естественно, существовали и развивались антагонизмы верхов и низов. Равенство граждан на деле часто было формальным; оно касалось лишь меньшинства населения Афин. Женщины и метеки, к числу которых причислялись все жители Афин не чисто афинского происхождения, гражданскими правами не пользовались. О рабах и вольноотпущенниках говорить вообще не приходиться. На Совете пятисот, например, однажды подняли вопрос о введении знаков отличия для рабов. Но от этой идеи тут же отказались, т.к. могло оказаться, что рабы составляли большинство населения Афин. Так оно в действительности и было. Сходное положение имело место в других полисах. Нередким явлением была подозрительность по отношению к каждому, кто стал выше массы, даже если он выделился самоотверженным служением афинскому полису. Фемистокл - организатор победы греков над персидским флотом в Саламинском сражении 480 г. до н.э. через несколько лет был изгнан из Афин и закончил свою жизнь на службе... у персидского царя. Перикл в последние годы жизни, даже будучи избранным ареопагом на высшую должность стратега, находился под следствием по обвинению в финансовых злоупотреблениях при реконструкции Акрополя. Великий ску-льптор Фидий, активный участник реконструкции Акрополя и создатель гигантской статуи Зевса Олимпийского в Олимпии, считающейся одним из «семи чудес света», закончил свою жизнь в тюрьме. Знаменитого философа Сократа обвинили в антидемократизме, заключили в тюрьму, где заставили принять чашу с ядом.

Серьезным испытанием для Эллады и эллинов стали греко-персид-ские войны первой половины V в. до н.э., начавшиеся с завоевания персами во главе с Ксерксом греческих полисов в Малой Азии Персыдаже заняли часть Греции, в том числе Афины, жители которых покинули город. В итоге победу в войнах с империей Ахменидов одержали греческие полисы, объединившиеся во имя этой цели. Наиболее известными событиями этой эпохи стали сражения: 490 г. до н.э. у селения Марафон в 42 км от Афин, 480 г. до н.э. - разгром персидского флота у острова Саламин в Эгейском море. В памяти греков навсегда остался подвиг 300 спартанцев во главе с царем Леонидом, героически погибших в 480 г. до н.э., но не пропустивших персов в центр Греции через горный проход Фермопилы.

Греки отстояли независимость. Результатом стало усиление Афин, которые возглавили Афинский морской союз. Он объединял демократические полисы. Со временем афиняне стали вмешиваться во внутреннюю жизнь союзников. Их денежные взносы в казну союза фактически превратились в дань в пользу Афин, часть которой использовалась при Перикле для реконструкции Акрополя. Единство Эллады оказалось непрочным и недолгим. В 431 г. до н.э. началась война между Пелопонесским (во главе со Спартой) союзом и Афинским морским союзом. Война завершилась в 404 г. до н.э. поражением Афин и роспуском Афинского морского союза, установлением в Греции господства спартанцев. Победители повсеместно насаждали олигархическое правление. Многие полисы продолжали изнурительные войны со Спартой. Кризис полисного строя проявлялся в усиливавшемся экономическом неравенстве между гражданами. Многие из них разорялись, залезали в долги, теряли средства к существованию.

К северу от Греции находилась Македония, где жило родственное эллинам население. В середине IV в. до н.э. царем Македонии стал Филипп II, поклонник эллинской культуры, выдающийся дипломат и полководец. Многие греки надеялись, что Филипп наведет порядок, прекратит войны между полисами. Часть же греков, во главе с афинянином Демосфеном, призывали к объединению сил для борьбы с Македонией. Но в 338 г. в сражении у городка Херонея греки были разбиты. Эллада оказалась под властью Филиппа. Он готовился к войне с Персией, но в 336 г. до н.э. был убит. Царем Македонии стал его сын Александр, прозванный вскоре Великим. Он подавил антимакедонское восстание в Греции, а в 334-31 гг. до н.э. разгромил главного врага Эллады - империю Ахменидов. В хрониках походов Александра Македонского неоднократно упоминается о появлении на небе неизвестных дискообразных объектов (НЛО). Так во время штурма в 332 г. до н.э. финикийского города Тира над городом появились 5 «летающих щитов», из которых сверкнули молнии, образовавшие проломы в стенах крепости. Обрадованные греки бросились на штурм и захватили город. После этого «летающие щиты» поднялись вверх и исчезли.

Завоевания продолжились. Александр Македонский стал основателем и повелителем огромной империи, включавшей в себя помимо Греции территории Египта, Восточного Средиземноморья, Месопотамии, Малой Азии, Персии, Афганистана, части Закавказья, Средней Азии и Индии. Главной целью Александра было объединить Запад и Восток в единую цивилизацию, столицей которой он сделал ВавилонТолько городов с названием «Александрия» появилось на завоеванных территориях около полутора десятков. Они призваны были стать опорными пунктами новой цивилизации и центрами новой эллинистической культуры с театрами, библиотеками, научными центрами. Правда, большинство этих «Александрий» были не вновь построенными городами (типа Александрии в дельте Нила), а переименованными старыми городами. В 327 г. до н.э. Александр повел свою армию в Индию. На восточном берегу Инда он разгромил войско местного царя Пора. Когда же грекам стало ясно, что Индией обитаемый мир на Востоке еще далеко не кончается, а впереди бескрайний Китай, армия взбунтовалась. Александр вернулся в Вавилон. Он планировал новые походы. Но в 323 г. до н.э. «покоритель мира», не знавший ни одного поражения, внезапно умер от тропической лихорадки, не дожив до 33 лет.

После смерти Александра началась борьба за его наследие между диадохами - бывшими соратниками, полководцами великого завоевателя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли, и слишком слаба была система управления ими. На месте империи Александра от Балканского полуострова до нижнего течения Инда возникло несколько эллинистических государств. В Македонии утвердилась династия Антигонидов, в Египте – Птолемеев, в Пергаме – Атталидов, в Месопотамии, Сирии и части Малой Азии – Селевкидов. В них сложилась своеобразная культура, сочетавшая в разной мере греческие и восточные черты. Именно это явилось предпосылкой распространения эллинской цивилизованности и культуры далеко за пределы Эллады и придания им мирового значения.

Наиболее значимым центром эллинистической культуры был Египет со столицей в Александрии, основанной Александром Македонским в дельте Нила. Александрия, отстроенная очень быстро, заняла площадь около 100 кв. км и поражала современников богатством, роскошью и уникальностью своей планировки, архитектуры, многоэтажными общественными зданиями и жилыми домами, выдержанными в лучших традициях античности. Город делился на четыре квартала двумя прямыми магистралями, пересекавшимися в центре и проходящими с севера на юг и с запада на восток. Также прямыми были и второстепенные улицы. Самым известным центром эллинистической культуры был Мусейон (греч. «место пребывания муз») – крупнейшая в Древнем мире Александрийская библиотека, насчитывавшая свыше 700 тыс. книг (папирусных свитков) по различным отраслям знаний. Для приобретения книг в других странах или их переписки Птолемеи не жалели средств. В связи с большим расходом папирусов их вывоз за пределы Египта был запрещен. Ученые другого крупного центра эллинистической культуры - Пергама на севере Малой Азии открыли способ использовния в качастве материала для письма пергамент – специально обработанную телячью кожу. Налаженное во II в. до н.э. производство пергамента удовлетворяло потребности Пергамской библиотеки, успешно конкурировавшей с Александрийской библиотекой.

Александрийский Мусейон был серьезным научным центром эпохи эллинизма. Работавшие в нем ученые изучали проблемы философии, филологии, математики, астрономии, ботаники и зоологии, используя при этом самые современные для того времени научные приборы и оборудование. Одним из выдающихся ученых античности был Клавдий Птолемей – автор трудов по многим отраслям знаний, в т.ч. по истории. Наиболее известно то, что во II в. н.э. он обосновал геоцентрическую систему мира, опровегрнутую гелиоцентрической системой Н. Коперника лишь в 1453 г. В начале III в. до н.э. на острове Фарос близ Александрийского морского порта был построен уникальный по своей конструкции 110-метровый маяк, свет которого был виден более чем за 100 миль. Фаросский маяк – одно из «семи чудес света» - простоял до 1326 г. и разрушился, вероятно, в результате землетрясения. Мусейон с его библиотекой – последняя цитадель античной науки и культуры, был разрушен христианскими фанатиками в конце IV в. ходе ожесточенных религиозных распрей с язычниками.

Важнейшим итогом завоеваний Александра стало дальнейшее ослаб-ление Греции и ее подчинение в середине II в. до н.э. Римской республике в качестве провинции. Что касается эллинистических государств то в большинстве из них за исключением Египта, ставшего Римской провинцией, влияние античности оказалось фрагментарным и формальным. В конечном историческом итоге все вернулось «на круги своя»: Запад остался Западом, а Восток - Востоком. Тем не менее, влияние Греции и обаяние ее высокоразвитой эллинистической культуры было исключительно велико. Римляне даже сами себя называли варварами по сравнению с эллинами. В Рим из Греции были вывезены библиотеки, часть мраморных скульптур, многие из которых сохранились до наших дней в римских бронзовых копиях, образованные рабы. Греческая интеллектуальная элита стала неотъемлемой составной частью интеллектуальной элиты Римской республики, а затем – империи. Римский поэт Гораций писал в конце I в. до н.э.: «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила». Различия между древними Грецией и Римом сохранялись, но можно уверенно говорить об общих чертах в их последующем политическом и социо-культурном развитии. Сама же эпоха политического господства Римской республики, а затем империи в качестве одной из эпох античности часто называется эллинистически-римской.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Презентация на тему:
Пассивный (страдательный) залог упражнения
Порядок слов в английском предложении: схемы и правила построения