Выберите букву:

Логика - семинар

Вы можете купить эту работу on-line прямо сейчас за 100 рублей с помощью системы «Робокасса» или положить работу в корзину
Занятие № 1.
Вопрос № 1. Дано предложение: «Вообще мир для нас – это бухта, заставленная пароходами,
жизнь – сплошная навигация, каждый день – рейс» (Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»).
Используя данное предложение, ответьте на все вопросы задания №1.
Найдите имена, использованные в предложении.
1) 1) "мир", "бухта", "жизнь", "вообще";
2) 2) "вообще, мир для нас", "пароход", "день - рейс";
3) 3) "мир", "бухта", "пароход", "жизнь", "навигация", "день", "рейс".

Вопрос № 2. Найдите высказывание, использованное в данном предложении:
1) 1) "вообще, каждый день - рейс";
2) 2) "бухта, заставленная пароходами, жизнь";
3) 3) "мир для нас - это бухта, заставленная пароходами".

Вопрос № 3. На какие три самостоятельных высказывания условно можно разделить данное предложение?
1) 1) "Вообще мир для нас - это бухта, заставленная пароходами", "жизнь - сплошная навигация",
"каждый день - рейс";
2) 2) "Вообще мир для нас", "это бухта, заставленная пароходами, жизнь", "сплошная навигация,
каждый день", "рейс";
3) 3) "мир - бухта", "жизнь - навигация", "день - рейс".

Вопрос № 4. Какой вид функтора использован для связки трех частей данного предложения вместе?
1) 1) одноместный;
2) 2) двухместный;
3) 3) трехместный.

Вопрос № 5. Какую связку можно поставить между тремя частями данного предложения, чтобы логический
смысл предложения остался прежним?
1) 1) "и";
2) 2) "или";
3) 3) "есть".

Вопрос № 6. Если обозначить три части данного предложения логическими переменными p, q, t, то какая
логическая форма подходит к этому предложению?
1) 1) p Λ q Λ t;
2) 2) p V q V t;
3) 3) p - q - t.

Вопрос № 7. Какой унарный функтор использован в одной из трех частей данного предложения?
1) 1) "не";
2) 2) "каждый";
3) 3) "вообще".

Вопрос № 8. Если обозначить три части данного предложения логическими переменными p, q, t, то какие
две из трех частей данного предложения имеют одинаковую логическую форму?
1) 1) p и q;
2) 2) p и t;
3) 3) q и t.

Вопрос № 9. Найдите логическую форму высказывания p:
1) 1) "а - в;
2) 2) а - в;
3) 3) а → в.

Вопрос № 10. Найдите логическую форму высказывания q:
1) 1) "а - в;
2) 2) а - в;
3) 3) а → в.

Вопрос № 11. Найдите логическую форму высказывания t:
1) 1) "а - в;
2) 2) а - в;
3) 3) а → в.

Вопрос № 12. Найдите логическую форму данного предложения второй степени общности:
1) 1) ("a - в) Λ (с - k) Λ (х - у);
2) 2) (a - в) Λ (с - k) Λ ("х - у);
3) 3) ("a - в) Λ (с - k) Λ ("х - у).




Занятие № 2.
Вопрос № 1. Найдите общее понятие:
1) 1) Рио-де-Жанейро;
2) 2) статья 3 Конституции РФ;
3) 3) астероид.

Вопрос № 2. Найдите единичное понятие:
1) 1) статья 26 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ);
2) 2) запах;
3) 3) мысль.

Вопрос № 3. На множестве ныне действующих законов найдите нулевое понятие:
1) 1) ТК РФ;
2) 2) ГЗОТ (Государственный Закон О Труде);
3) 3) УК РФ (Уголовный кодекс Российской Федерации).

Вопрос № 4. Найдите единичное относительное понятие:
1) 1) статья Конституции РФ;
2) 2) статья 26 ТК РФ;
3) 3) лекция по предмету "логика".

Вопрос № 5. В каких отношениях находятся понятия "столица Греции" и "Афины"?
1) 1) соподчинение;
2) 2) перекрещивание;
3) 3) тождественность.

Вопрос № 6. В каких отношениях находятся понятия А - "ягода" и В - "ежевика"?
1) 1) А подчинено В;
2) 2) В подчинено А;
3) 3) тождественность.

Вопрос № 7. В каких отношениях находятся понятия "бахчевая культура" и "яблоня"?
1) 1) перекрещивание;
2) 2) внеположенность;
3) 3) тождественность.

Вопрос № 8. В каких отношениях находятся понятия "мужчина" и "женщина"?
1) 1) контрарность;
2) 2) контрадикторность;
3) 3) перекрещивания.

Вопрос № 9. В каких отношениях находятся понятия с объемами {Л, О, Ж, Ь} и {И, С, Т, И, Н, А}?
1) 1) контрарность;
2) 2) контрадикторность;
3) 3) отрицание.

Вопрос № 10. В каких отношениях находятся понятия с объемами {И, С, Т, И, Н, А} и {П, Р, А, В, Д, А}?
1) 1) внеположенность;
2) 2) перекрещивание;
3) 3) дополнение.

Вопрос № 11. В каких отношениях находятся понятия с объемами {П, А, Р, К} и {К, А, Р, П}?
1) 1) соподчинение;
2) 2) тождественность;
3) 3) перекрещивание.

Вопрос № 12. В каких отношениях находятся понятия: С - "живая природа", А - "животные", В - "бактерии"?
1) 1) все три понятия перекрещиваются;
2) 2) А и В соподчинены С;
3) 3) С подчинено А или В.



Занятие № 3.
Вопрос № 1. Найдите обобщение понятия "конституция":
1) 1) государство;
2) 2) закон;
3) 3) статья.

Вопрос № 2. Найдите ограничение понятия "наука":
1) 1) ученый;
2) 2) лаборатория;
3) 3) юриспруденция.

Вопрос № 3. Выполните сложение понятий "число, делящееся на 3" и "четное число":
1) 1) круглое число;
2) 2) число, делящееся на 6;
3) 3) число, делящееся на 2 или на 3.

Вопрос № 4. Выполните умножение понятий "оружие" и "все режущие и колющие предметы":
1) 1) нож;
2) 2) холодное оружие;
3) 3) эти понятия внеположенные.

Вопрос № 5. На универсуме "географические координаты" найдите отрицание понятия "широта":
1) 1) долгота;
2) 2) азимут;
3) 3) параллель.

Вопрос № 6. Понятия А и В заданы своими объемами: А = {круг, квадрат, ромб, прямая},
В = {прямая, угол, ромб, отрезок}. Найдите А U В.
1) 1) {прямая, отрезок, угол, ромб, круг, квадрат};
2) 2) {ромб, прямая};
3) 3) {круг, квадрат, ромб, прямая, прямая, угол, ромб, отрезок}.

Вопрос № 7. Понятия А и В заданы своими объемами: А = {круг, квадрат, ромб, прямая},
В = {прямая, угол, ромб, отрезок}. Найдите А ∩ В.
1) 1) {прямая, отрезок, угол, ромб, круг, квадрат};
2) 2) {ромб, прямая};
3) 3) {круг, квадрат}.

Вопрос № 8. Понятия А и В заданы своими объемами: А = {круг, квадрат, ромб, прямая},
В = {прямая, угол, ромб, отрезок}. Найдите А В.
1) 1) {отрезок, угол};
2) 2) {ромб, прямая};
3) 3) {круг, квадрат}.

Вопрос № 9. Выполните деление понятия "треугольник" по признаку "градусная мера угла":
1) 1) остроугольный, прямоугольный, тупоугольный;
2) 2) разносторонний, равнобедренный, равносторонний;
3) 3) вырожденный, невырожденный.
Вопрос № 10. Выполнено неправильное деление: "леса делятся на лиственные, хвойные,
смешанные, еловые и сосновые". Укажите, какое правило деления нарушено:
1) 1) соразмерность;
2) 2) внеположенность;
3) 3) пустой член деления.

Вопрос № 11. Найдите правильное определение:
1) 1) неделя - промежуток времени, равный семи суткам;
2) 2) дифференциал функции - это то, что получится при дифференцировании функции;
3) 3) бочка - это сосуд для хранения жидкостей и сыпучих веществ.

Вопрос № 12. Какие правила нарушены в следующем определении: "кит - не рыба"?
1) 1) соразмерность, однозначность, запрет отрицания;
2) 2) запрет порочного круга, запрет отрицания;
3) 3) однозначность, компетентность, запрет отрицания.




Занятие № 4.
Вопрос № 1. Является ли предложение "Наполеон никогда не был императором Франции" высказыванием?
1) 1) да;
2) 2) нет;
3) 3) в некоторых случаях.

Вопрос № 2. Является ли предложение "х + у = 5" высказыванием?
1) 1) да;
2) 2) нет;
3) 3) в некоторых случаях.

Вопрос № 3. Является ли предложение "могу ли я войти?" высказыванием?
1) 1) да;
2) 2) нет;
3) 3) в некоторых случаях.

Вопрос № 4. Найдите общеутвердительное высказывание:
1) 1) каждый следователь знает хотя бы одного адвоката;
2) 2) никто не дал ему совета;
3) 3) одним из первых космонавтов был Герман Титов;

Вопрос № 5. Найдите общеотрицательное высказывание:
1) 1) каждый следователь знает хотя бы одного адвоката;
2) 2) никто не дал ему совета;
3) 3) Юрий Гагарин - первый в мире космонавт.

Вопрос № 6. Найдите частноутвердительное высказывание:
1) 1) каждый следователь знает хотя бы одного адвоката;
2) 2) никто не дал ему совета;
3) 3) одним из первых космонавтов был Герман Титов.

Вопрос № 7. Какое высказывание является конверсией высказывания "7 < 9"?
1) 1) 7 > 9;
2) 2) 9 < 7;
3) 3) 9 > 7.

Вопрос № 8. Какую логическую форму имеет высказывание "прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь
иней зеленеет, и речка подо льдом блестит" (А.С. Пушкин)?
1) 1) a Λ b Λ c;
2) 2) a V b V c;
3) 3) a Λ b V c.

Вопрос № 9. Какую логическую форму имеет высказывание "если ветер крыши рвет, если град загрохал, -
каждый знает - это вот для прогулок плохо" (В.В. Маяковский)?
1) 1) a Λ (b → c);
2) 2) (a Λ b) → c;
3) 3) (a V b) → c.



Вопрос № 10.
1) 1) я работаю в юридической консультации, люблю свою профессию и учусь в юридическом институте;
2) 2) я не работаю в юридической консультации, не люблю свою профессию и не учусь в юридическом институте;
3) 3) я работаю в юридической консультации, но не люблю свою профессию и не учусь в юридическом институте.

Вопрос № 11. С помощью простых суждений: а - "я работаю в юридической консультации", b - "я люблю
свою профессию", с - "я учусь в юридическом институте" составьте высказывание, соответствующее формуле
b → (a V c).
1) 1) если я работаю в юридической консультации, то люблю свою профессию и учусь в юридическом институте;
2) 2) если я люблю свою профессию, то я работаю в юридической консультации и учусь в юридическом институте;
3) 3) если я люблю свою профессию, то я работаю в юридической консультации или учусь в юридическом институте.

Вопрос № 12. С помощью простых суждений: а - "я работаю в юридической консультации", b - "я люблю
свою профессию", с - "я учусь в юридическом институте" составьте высказывание, соответствующее формуле
(a Λ c) → b.
1) 1) если я работаю в юридической консультации и люблю свою профессию, то я учусь в юридическом институте;
2) 2) я работаю в юридической консультации и учусь в юридическом институте, значит, я люблю свою профессию;
3) 3) если я работаю в юридической консультации или учусь в юридическом институте, то я люблю свою профессию.


Занятие № 5.
Вопрос № 1. Высказывание р истинно. Установите значение q, если известно, что p Λ q - истинно.
1) 1) истинно;
2) 2) ложно;
3) 3) невозможно установить.

Вопрос № 2. Высказывание р истинно. Установите значение q, если известно, что p → q - ложно.
1) 1) истинно;
2) 2) ложно;
3) 3) невозможно установить.

Вопрос № 3. Высказывание р истинно. Установите значение q, если известно, что p ┴ q - истинно
1) истинно;
2) 2) ложно;
3) 3) невозможно установить.

Вопрос № 4. Пользуясь таблицей истинности, установите вид формулы а /] а.
1) 1) тождественно-истинная;
2) 2) тождественно-ложная;
3) 3) выполнимая.

Вопрос № 5. Пользуясь таблицей истинности, установите вид формулы а V] а.
1) 1) тождественно-истинная;
2) 2) тождественно-ложная;
3) 3) выполнимая.

Вопрос № 6. Пользуясь таблицей истинности, установите вид формулы (а Λ b) → (a V b).
1) 1) тождественно-истинная;
2) 2) тождественно-ложная;
3) 3) выполнимая.

Вопрос № 7. Построив таблицу истинности, установите вид высказывания "если это масло, то оно масляное".
1) 1) логически-истинное;
2) 2) логически-ложное;
3) 3) ни то ни другое.

Вопрос № 8. Установите, являются ли равносильными высказывания "водород бесцветен и не имеет запаха"
и "неверно, что водород имеет цвет или запах".
1) 1) высказывания неравносильны;
2) 2) высказывания равносильны;
3) 3) высказывания неэквивалентны.

Вопрос № 9. Установите, являются ли равносильными высказывания "число делится на три тогда и только
тогда, когда сумма его цифр делится на три" и "неверно, что либо число не делится на три, либо сумма
его цифр не делится на три".
1) 1) высказывания неэквивалентны;
2) 2) высказывания неравносильны;
3) 3) высказывания эквивалентны.

Вопрос № 10. Постройте правильное отрицание суждения "все свидетели дают правдивые показания":
1) 1) некоторые свидетели дают правдивые показания;
2) 2) все свидетели дают ложные показания;
3) 3) некоторые свидетели дают ложные показания.

Вопрос № 11. Постройте правильное отрицание суждения "Иванов хорошо учится и он прекрасный спортсмен":
1) 1) Иванов хорошо учится или он прекрасный спортсмен;
2) 2) Иванов плохо учится или он плохой спортсмен;
3) 3) Иванов плохо учится и он плохой спортсмен.

Вопрос № 12. Постройте правильное отрицание суждения "все задачи, заданные на дом, трудны":
1) 1) есть задачи, заданные на дом и они нетрудные;
2) 2) все задачи, не заданные на дом, нетрудные;
3) 3) задачи, заданные на дом не все трудные.
 
 
Занятие № 6.
Вопрос № 1. С помощью таблиц истинности установите, какие высказывания можно в речи заменить друг другом,
не нарушая при этом закона тождества:
1) 1) "коль зима без снега, то и лето без хлеба" и "и зима не без снега, и лето не без хлеба";
2) 2) "если Петр ровесник Павла, то и Павел - ровесник Петра" и "если Петр не является ровесником Павла,
то и Павел не может быть ровесником Петра";
3) 3) "эта фигура - квадрат или ромб" и "эта фигура - ромб".

Вопрос № 2. Какой логический закон нарушен в следующем высказывании "Я знаю, что я ничего не знаю" (Сократ)?
1) 1) закон тождества;
2) 2) закон исключенного третьего;
3) 3) закон непротиворечия.

Вопрос № 3. Какой логический закон нарушен в следующем высказывании "У Фонвизина каждое действующее лицо
имеет свое лицо" (из школьных сочинений)?
1) 1) закон тождества;
2) 2) закон исключенного третьего;
3) 3) закон непротиворечия.

Вопрос № 4. Какой логический закон нарушен в следующем высказывании "Беден я был, когда был богат,
богат - когда беден" (В. Гауф "Холодное сердце")?
1) 1) закон тождества;
2) 2) закон исключенного третьего;
3) 3) закон непротиворечия.

Вопрос № 5. Какие простые суждения называются сравнимыми?
1) 1) суждения, в котором есть хотя бы одно общее понятие;
2) 2) суждения, имеющие одинаковую логическую форму;
3) 3) все простые суждения сравнимы.

Вопрос № 6. Какие сложные суждения сравнимы?
1) 1) суждения, имеющие в своем составе хотя бы одно общее простое суждение;
2) 2) суждения, имеющие одинаковую логическую форму;
3) 3) все сложные суждения сравнимы.

Вопрос № 7. Какие простые суждения равнозначны?
1) 1) суждения, имеющие одинаковую грамматическую форму;
2) 2) суждения, имеющие разную грамматическую форму, но выражающие одну и ту же мысль;
3) 3) все истинные суждения.

Вопрос № 8. Какие суждения совместимы?
1) 1) суждения, которые являются одновременно ложными;
2) 2) суждения, которые являются одновременно истинными;
3) 3) суждения, которые могут быть одновременно истинными.

Вопрос № 9. Определите по логическому квадрату совместимые суждения:
1) 1) общеутвердительные и общеотрицательные;
2) 2) общеутвердительные и частноотрицательные;
3) 3) общеотрицательные и частноотрицательные.
Вопрос № 10. Определите по логическому квадрату несовместимые суждения:
1) 1) частноотрицательные и частноутвердительные;
2) 2) общеутвердительные и частноутвердительные;
3) 3) общеутвердительные и общеотрицательные.

Вопрос № 11. С помощью таблиц истинности установите, в каких отношениях находятся формы А и В,
если А = p Λ q, В = p V q:
1) 1) из А следует В;
2) 2) из В следует А;
3) 3) А и В полностью совместимы.

Вопрос № 12. С помощью таблиц истинности установите, в каких отношениях находятся формы А и В,
если А = ] р / ] q, В = р / q.
Вопрос № 5. Пользуясь таблицей истинности, установите вид формулы а V] а.
1) 1) контрадикторность;
2) 2) субконтрадикторность;
3) 3) контрарность.



Занятие № 7 .
Вопрос № 1. Найдите посылку в следующем умозаключении: "книга - источник знаний, значит все
источники знаний - книги".
1) 1) книга - источник знаний;
2) 2) все источники знаний - книги;
3) 3) нет верного ответа.

Вопрос № 2. Найдите следствие в следующем умозаключении: "так как всякая селедка - это рыба,
то есть рыбы, являющиеся селедкой".
1) 1) всякая селедка - рыба;
2) 2) есть рыбы, являющиеся селедкой;
3) 3) нет верного ответа.

Вопрос № 3. Найдите следствие в следующем умозаключении: "если судья - потерпевший, то он не может
участвовать в рассмотрении дела. А т.к. этот судья - потерпевший, то, значит, он не может участвовать
в рассмотрении этого дела".
1) 1) т.к. этот судья - потерпевший, то, значит, он не может участвовать в рассмотрении этого дела;
2) 2) он не может участвовать в рассмотрении этого дела;
3) 3) если судья - потерпевший, то он не может участвовать в рассмотрении дела.

Вопрос № 4. Найдите умозаключение, построенное по логическому квадрату путем подчинения:
1) 1) т.к. все сотрудники ОМОНа занимаются огневой подготовкой, значит, омоновец Петров хорошо стреляет;
2) 2) т.к. все сотрудники ОМОНа занимаются огневой подготовкой, значит, омоновец Петров занимается
огневой подготовкой;
3) 3) омоновец Петров занимается огневой подготовкой, значит, омоновец Петров хорошо стреляет.

Вопрос № 5. Найдите умозаключение, построенное по логическому квадрату в соответствии с отношением
субконтрарности:
1) 1) некоторые государства являются федерациями, следовательно, некоторые государства федерациями
не являются;
2) 2) все государства являются федерациями, следовательно, неверно, что некоторые государства -
не федерации;
3) 3) неверно, что все государства - федерации, следовательно, есть государства федерациями не
являющиеся.

Вопрос № 6. Найдите умозаключение, построенное по логическому квадрату в соответствии с отношением
контрадикторности:
1) 1) паук - не насекомое, значит любое насекомое - не паук;
2) 2) паук - не насекомое, значит, есть пауки, не являющиеся насекомыми;
3) 3) паук - не насекомое, значит, неверно, что есть пауки, являющиеся насекомыми.

Вопрос № 7. Найдите умозаключение, построенное по логическому квадрату в соответствии с отношением
контрарности:
1) 1) все рыбы живут в воде, поэтому, все кто живет в воде - рыбы;
2) 2) все рыбы живут в воде, но неверно, что, все кто живет в воде - рыбы;
3) 3) все рыбы живут в воде, но неверно, что ни одна рыба не живет в воде.

Вопрос № 8. Найдите умозаключение, построенное путем обверсии:
1) 1) некоторые студенты хорошо учатся, значит, некоторые студенты учатся нехорошо;
2) 2) некоторые студенты хорошо учатся, значит, некоторые студенты учатся плохо;
3) 3) некоторые студенты хорошо учатся, значит, неверно, что, все студенты хорошо учатся.

Вопрос № 9. Найдите умозаключение, построенное путем конверсии:
1) 1) тот, кто имеет аттестат зрелости, может поступить в ВУЗ, а кто его не имеет - не может;
2) 2) тот, кто имеет аттестат зрелости, может поступить в ВУЗ, но поступают не все;
3) 3) тот, кто имеет аттестат зрелости, может поступить в ВУЗ, но некоторые не поступают.

Вопрос № 10. Найдите умозаключение, построенное путем конверсии:
1) 1) некоторые правонарушения являются проступками, значит, некоторые проступки являются
правонарушениями;
2) 2) некоторые правонарушения являются проступками, значит, некоторые проступки не являются
правонарушениями;
3) 3) некоторые правонарушения являются проступками, значит, некоторые правонарушения проступками
не являются.

Вопрос № 11. Найдите умозаключение, построенное путем противопоставления предикату:
1) 1) Москва - столица России, следовательно, ни один город, не являющийся Москвой, не может быть
столицей России;
2) 2) Москва - столица России, следовательно, Москва - не столица Франции;
3) 3) Москва - столица России, следовательно, Париж - не столица России.

Вопрос № 12. Найдите умозаключение, построенное путем противопоставления предикату:
1) 1) некоторые животные не являются хищниками, поэтому некоторые не хищники - животные;
2) 2) некоторые животные не являются хищниками, поэтому некоторые хищники - животные;
3) 3) некоторые животные не являются хищниками, и некоторые животные являются хищниками.




Занятие № 8.
Вопрос № 1. Сделайте логический вывод из следующего умозаключения: "административное
правонарушение - антиобщественное деяние. Административное правонарушение не является преступлением.
Следовательно…"
1) административное правонарушение - не антиобщественное деяние;
2) преступление - не антиобщественное деяние;
3) антиобщественное деяние - не преступление.

Вопрос № 2. Какой вид имеет полученное в вопросе 1 умозаключение?
1) простой категорический силлогизм;
2) условный силлогизм;
3) разделительно-категорический силлогизм.

Вопрос № 3. Какой силлогистической фигуре соответствует полученное в вопросе 1 умозаключение?
1) фигуре 1;
2) фигуре 2;
3) фигуре 3.

Вопрос № 4. Проверьте правильность полученного в вопросе 1 умозаключения.
1) силлогизм правильный;
2) силлогизм неправильный;
3) полученное умозаключение - не силлогизм.

Вопрос № 5. Постройте логическую схему следующего умозаключения: "если у человека поднимается
температура, то он заболевает. У Пети высокая температура. Следовательно, Петя болен".

Вопрос № 6. Какой вид имеет умозаключение из вопроса 5?
1) простой категорический силлогизм;
2) условный силлогизм;
3) разделительно-категорический силлогизм.

Вопрос № 7. Проверьте правильность умозаключения из вопроса 5.
1) силлогизм правильный;
2) силлогизм неправильный;
3) полученное умозаключение - не силлогизм.

Вопрос № 8. Определите вид умозаключения "Ни одна из моих дискет не содержит вирусов, так как
каждую из них я поверял лично".
1) энтиема;
2) неполная индукция;
3) полная индукция.

Вопрос № 9. Определите вид умозаключения "Лучшее время для приема солнечных ванн - раннее утро,
значит сейчас лучшее время для приема солнечных ванн".
1) энтиема;
2) неполная индукция;
3) полная индукция.

Вопрос № 10. Определите вид умозаключения "Преподаватель, принимающий экзамен, был неудовлетворен
ответами первых трех студентов, поэтому он сказал, что группа плохо подготовилась к экзамену".
1) умозаключение по аналогии;
2) неполная индукция;
3) полная индукция.

Вопрос № 11. Определите, в каком случае представлено умозаключение по аналогии.
1) Если масштаб одной карты в два раза больше, чем другой, то и расстояние, измеренное между одними и
теми же населенными пунктами, на различных картах, будет выражено различными величинами, отличающимися
также в 2 раза;
2) Я так же, как и Борис, который работает со мной в одном отделе, член профсоюза. Так же как и он,
регулярно плачу членские взносы. Он вот уже дважды за последние три года ездил с женой в санаторий по
профсоюзной путевке. Значит, я тоже имею право поехать по профсоюзной путевке в санаторий вместе с женой.
3) "Как у глаза есть веко, так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поранения своего
тщеславия. И оба чем более берегут себя, тем менее видят - зажмуриваются" (Л.Н.Толстой).

Вопрос № 12. Определите, в каком случае представлено умозаключение, построенное с помощью редукции.
1) Кто изучает прошлое, знает и настоящее. Значит, кто знает настоящее, тот изучал прошлое;
2) Кто изучает прошлое, знает и настоящее. Следовательно, кто не знает прошлого, не знает и настоящего;
3) Кто изучает прошлое, знает и настоящее. Я не изучал прошлого, поэтому, вероятно, я не знаю настоящего.



Занятие № 9.
Вопрос № 1. Процедура обоснования некоторого высказывания путем пошагового выведения его из других
высказываний называется:
1) выводом;
2) рассуждением;
3) умозаключением.

Вопрос № 2. К числу дедуктивных рассуждений относятся те, в которых …
1) между исходными высказываниями и заключением на каждом шаге сохраняется отношение логического следования;
2) между исходными высказываниями и заключением почти на каждом шаге сохраняется отношение логического
следования;
3) между исходными высказываниями и заключением на каждом шаге не сохраняется отношение логического
следования.

Вопрос № 3. К числу недедуктивных рассуждений относятся те, в которых …
1) между исходными высказываниями и заключением на каждом шаге сохраняется отношение логического следования;
2) между исходными высказываниями и заключением почти на каждом шаге сохраняется отношение логического
следования;
3) между исходными высказываниями и заключением на каждом шаге сохраняется отношение пересечения объемов
входящих суждений.

Вопрос № 4. Рассуждение, в котором приводятся доводы (аргументы) в обоснование некоторого положения,
называется:
1) доказательством;
2) аргументацией;
3) демонстрацией.

Вопрос № 5. Полного обоснования тезиса можно добиться только при…
1) прямой аргументации;
2) аргументации с разбором случаев;
3) дедуктивном способе аргументации.

Вопрос № 6. Какой вид демонстрации используется в следующем рассуждении: "если верно а → b и а,
то верно и b"?
1) прямая аргументация;
2) непрямая аргументация;
3) доказательство.

Вопрос № 7. Чем отличаются друг от друга содержательные, формализованные и аксиоматические теории?
1) методами рассуждений;
2) видами демонстраций;
3) степенью проясненности дедуктивных связей между посылками и заключением на каждом шаге рассуждения.

Вопрос № 8. Как называется умозаключение, истинность которого недостаточно обоснована?
1) аксиома;
2) теорема;
3) гипотеза.

Вопрос № 9. В каком случае мы говорим, что вопрос поставлен?
1) когда имеет место познавательная неопределенность;
2) когда высказывание записывается в форме вопроса;
3) когда в высказывании имеется вопросительное слово.

Вопрос № 10. Определите вид вопроса: "Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших кражу?"
1) явный, простой, корректный, закрытый, информационный;
2) явный, сложный, некорректный, закрытый, информационный;
3) явный, простой, некорректный, открытый, информационный.

Вопрос № 11. Какой характер носит вопрос: "На каком расстоянии от Земли кончается земное притяжение?"?
1) творческий;
2) нетворческий;
3) уточняющий.

Вопрос № 12. На вопрос из предыдущего задания дан ответ: "На высоте 10 км оно еще есть". К какому виду он
относится?
1) прямой полный;
2) косвенный полный;
3) косвенный частичный.

Наверх

www.webmoney.ru Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Студенческий Маяк © 2010 - 2012   ИП Каминская О.В. ОГРНИП 310774602801230
При использовании материалов активная ссылка на StudMayak.ru обязательна.