Выберите букву:

Русский язык и культура речи - тест

Вы можете купить эту работу on-line прямо сейчас за 150 рублей с помощью системы «Робокасса» или положить работу в корзину
Задание 1.
Вопрос 1. Что такое язык?
1) запас звуков;
2) запас слов;
3) запас правил;
4) средство общения.
5) способ общения;
Вопрос 2. Что такое речь?

1) воплощение и реализация языка;
2) средство общения;
3) общественное явление;
4) некая совокупность единиц;
5) правила употребления, хранящиеся в коллективном сознании носителей языка.
Вопрос 3. Чем язык отличается от речи?

1) язык абстрактен, формален; речь материальна;
2) язык активен, динамичен; речь стабильна, статична;
3) язык индивидуален, речь является достоянием общества;
4) язык контекстно и ситуативно обусловлен; речь независима от ситуации и обстановки общения;
5) для языка характерна уровневая организация; речь имеет линейную организацию.
Вопрос 4. Укажите основную функцию языка как средства общения.

1) апеллятивная;
2) фатическая;
3) коммуникативная;
4) эстетическая;
5) метаязыковая.
Вопрос 5. Какая функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека?
1) коммуникативная;
2) конативная;
3) кумулятивная;
4) эмотивная.
5) когнитивная;
Задание 2.
Вопрос 1. Что является центром коммуникативного взаимодействия?
1) знание языка;
2) воля;
3) эмоции;
4) мышление.
5) высказывание;
Вопрос 2. Какими глаголами характеризуется действие начального этапа речевой деятельности?
1) говорить, доказывать;
2) думать, соображать;
3) строить, структурировать;
4) порождать;
5) творить.
Вопрос 3. К какой форме речи относится письменная речь?
1) к внешней
2) к устной
3) к монологической
4) к диалогической
5) к внутренней

Вопрос 4. Какая речь беззвучна, непроизносима?
1) монологическая;
2) диалогическая;
3) внутренняя;
4) внешняя;
5) письменная.
Вопрос 5. Какая речь является общей основой для письменной и устной речи?
1) монологическая;
2) диалогическая;
3) внешняя;
4) внутренняя;
5) у них нет общей основы.
Задание 3.
Вопрос 1. Кто из великих ученых сыграл особую роль в формировании русского языка?
1) М.В.Ломоносов;
2) А. С. Пушкин;
3) В. Г. Белинский;
4) Ф. М. Достоевский;
5) Д. И. Менделеев.
Вопрос 2. Какая из разновидностей национального языка является нормированной?
1) просторечие;
2) социальный диалект;
3) говор;
4) жаргон.
5) литературный язык;
Вопрос 3. В каком из признаков литературного языка проявляется его постоянство и традиционность?
1) в обработанности;
2) в устойчивости;
3) в обязательности;
4) в нормированности;
5) в богатстве.
Вопрос 4. Какие нормы регулируют выбор речевых средств в зависимости от ситуации общения?
1) Нормы синтаксиса;
2) Нормы лексики;
3) Нормы словообразования;
4) Нормы стилистики;
5) Нормы произношения.
Вопрос 5. Что не является источником нормы литературного языка?
1) общепринятое современное употребление;
2) научные исследования ученых-языковедов;
3) произведения писателей;
4) анализ языка средств массовой информации.
5) диалекты, социальные и профессиональные жаргоны, просторечие;
Задание 4.
Вопрос 1. С именем какого ученого связано становление культуры речи как особой дисциплины в российском языкознании?
1) Д.Н.Шмелева;
2) В. В. Виноградова;
3) С. И. Ожегова;
4) М. В. Ломоносова;
5) Б. Н. Головина.
Вопрос 2. Что такое культура речи?
1) умение говорить красиво.
2) высшая форма национального языка;
3) правило, образец употребления слова, словосочетания, предложения;
4) функциональные стили литературного языка;
5) раздел филологической науки; нормативность речи и речевое мастерство;
Вопрос 3. Какие ведущие аспекты выделяются в современной концепции культуры речи?
1) Нормативный, этический, исторический;
2) Этический, коммуникативный, познавательный;
3) Нормативный, коммуникативный, эстетический;
4) Нормативный, этический, коммуникативный;
5) Нормативный, этический, когнитивный.
Вопрос 4. На какой тип речевой культуры должна опираться культура речи?
1) на элитарный;
2) на среднелитературный;
3) на литературно-разговорный;
4) на фамильярно-разговорный;
5) на все названные.
Вопрос 5. Что включает в себя коммуникативный аспект культуры речи?
1) знание русского языкового этикета;
2) строгое соблюдение всех норм литературного языка;
3) охрану литературного языка;
4) выбор нужных языковых средств в зависимости от цели общения;
5) владение только разговорным стилем.
Задание 5.
Вопрос 1. Какой функциональный стиль современного русского языка применяется преимущественно в устной форме речи?
1) официально-деловой;
2) научный;
3) публицистический;
4) разговорный.
5) литературно-художественный;
Вопрос 2. Какова основная функция научного стиля?
1) коммуникативная.
2) информативная;
3) образно-познавательная;
4) идейно-эстетическая;
5) передача логической информации;
Вопрос 3. Для какой цели используются термины в научной речи?
1) для выразительности;
2) для точности;
3) для разнообразия;
4) для понятности;
5) для общедоступности.
Вопрос 4. Какой подстиль публицистического стиля получил наиболее широкое распространение?
1) агитационный;
2) массово-политический;
3) кинопублицистический.
4) политико-идеологический;
5) газетно-публицистический;
Вопрос 5. Чем обусловлена выразительность газетно-публицистического стиля?
1) идейно-эстетической функцией;
2) образно-познавательной функцией;
3) агитационно-пропагандистской функцией;
4) эмоционально-экспрессивной функцией;
5) эстетической функцией.
Задание 6.
Вопрос 1. Какой язык является основой литературно-художественного стиля?
1) русский язык;
2) русский литературный язык;
3) разговорный язык;
4) просторечный язык;
5) профессиональный язык.
Вопрос 2. Каковы основные стилевые черты литературно-художественного стиля?
1) эмоциональность, экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость;
2) лаконичность изложения при информативной насыщенности, точность, доказательность;
3) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;
4) стандартное расположение материала, обязательность формы;
5) конкретность, бесстрастность, официальность высказывания.
Вопрос 3. Каковы характерные особенности литературно-художественного стиля?
1) широкое использование терминологии;
2) использование номинативных предложений с перечислением;
3) отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;
4) проявление творческой индивидуальности автора;
5) использование речевых штампов.
Вопрос 4. Каковы характерные особенности разговорного стиля?
1) широкое использование терминологии;
2) использование номинативных предложений с перечислением;
3) отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;
4) использование внелексических средств;
5) использование речевых штампов.
Вопрос 5. К какому стилю относятся слова: спихивать, отлынивать, дармоед, нахлебник?
1) к научному;
2) к официально-деловому;
3) к литературно-художественному;
4) к разговорному;
5) к публицистическому.
Задание 7.
Вопрос 1. Какие черты присущи официально-деловому стилю?
1) стилистическая строгость, объективность изложения;
2) неподготовленность, спонтанность;
3) эмоциональность и экспрессивность;
4) речевая многозначность слова;
5) использование изобразительно-выразительных средств языка.
Вопрос 2. К какой сфере общественной практики относится служебный документ?
1) к публицистической;
2) к административно-управленческой;
3) к исторической;
4) к научной;
5) к технической.
Вопрос 3. Чем характеризуется язык и стиль распорядительной документации?
1) использованием многозначных слов в прямом и переносном значениях;
2) допускается совмещение деловой информации с элементами публицистики;
3) жесткой регламентированностью, стандартизацией языковых моделей;
4) неумеренным использованием канцеляризмов и иностранных слов;
5) разнообразием языковых средств.
Вопрос 4. Укажите слова, относящиеся к стилю распорядительной документации?
1) стоимость, температура, допустим, феномен, препарировать, обозначить;
2) департамент, электорат, гласность, подчеркнуть, сообщить, сверхмощный;
3) идти, плестись, говорить, лепетать, лапушка, кассирша, домище, глазастый;
4) во исполнение, в соответствии, приказываю, указ, комиссия, устанавливать;
5) отважный, седой, безмолвный лес, благоуханный, зловещее, небеса, гордый, неприступный.
Вопрос 5. Укажите правильное словосочетание, употребляемое в письменной деловой речи?

1) скидки - низкие;
2) цены - значительные;
3) приказ-составляется;
4) задолженность - оплачивается;
5) доводы - веские.
Задание 8.
Вопрос 1. Каким должен быть стиль деловой переписки?
1) ироническим;
2) грубым;
3) достаточно сухим;
4) чрезмерно вежливым;
5) фамильярным.
Вопрос 2. Укажите оборот речи, неуместный в деловом стиле:
1) «нижайше просим не отказать нам в любезности принять наше предложение...»;
2) «мы рады предложить вам ...»;
3) «предлагаем вам ...»;
4) «мы можем рекомендовать»;
5) «мы надеемся, что вас заинтересует ...».
Вопрос 3. Какой языковой оборот недопустим в деловой речи?
1) «ставим вас в известность, что..,»;
2) «в ответ на вашу просьбу...»;
3) «напоминаем (Вам), что...»;
4) «к сожалению, мы не можем принять ваше предложение...»;
5) «данные вами обещания, как всегда, не выполняются...».
Вопрос 4. Укажите языковую формулу, обозначающую мотивы создания документа.
1) «В целях обмена опытом направляем в Ваш адрес...»;
2) «Ввиду задержки получения груза...»;
3) «В соответствии с ранее достигнутой договоренностью...»;
4) «В связи с чрезвычайными финансовыми трудностями...»;
5) «Во исполнение постановления собрания акционеров...».
Вопрос 5. С какой целью используются устойчивые языковые обороты в деловой речи?
1) обеспечить точность и однозначность понимания текста адресатом;
2) реализовать все смысловые аспекты документа;
3) как юридически значимые компоненты речи;
4) сохранить объективность содержания;
5) все перечисленное верно.
Задание 9.
Вопрос 1. При составлении каких коммерческих писем возникают наибольшие трудности?
1) писем-предложений;
2) писем-ответов;
3) писем-уведомлений;
4) писем-претензий;
5) писем-запросов.
Вопрос 2. Какой текст должен содержаться в смысловом блоке письма-предложения, стимулирующего интерес к предлагаемому товару?
1) текст, который должен вызвать желание его приобрести;
2) текст, который должен пробудить любопытство;
3) текст, указывающий на конкретный поступок, который следует совершить читающему;
4) описание товара и сообщение о его высоком качестве;
5) текст, кратко напоминающий адресату аргументы в пользу приобретения данного товара или услуги.
Вопрос 3. Какова структура письма-отказа?

1) В начале письма сформулировать отказ, затем объяснение причин, в конце выразить готовность продолжать
сотрудничество;
2) в начале письма объяснить причины отказа, затем сформулировать отказ, в конце выразить готовность
продолжать сотрудничество;
3) В начале письма дать нейтральный комментарий, в котором перечислить то, с чем согласны, затем объяснение
причин отказа, затем, сам отказ, в конце выразить готовность продолжать сотрудничество;
4) В начале письма выразить готовность продолжать сотрудничество, затем объяснение причин отказа, в конце -
формулировка отказ;
5) В начале письма поместить отказ без объяснения причин.
Вопрос 4. Укажите типичную ошибку в языке официальной письменной речи.
1) «Согласно договора прошу срочно подтвердить прибытие Вас на семинар и сообщить срок прибытия»;
2) «На собрании был заслушан доклад об итогах работы»;
3) «Согласно вашему указанию, срок действия договора продлен»;
4) «Указание не выполнено из-за нерасторопности работника»;
5) «На заводе немало сделано для улучшения качества продукции».
Вопрос 5. Какой вариант предложения допустимо использовать в деловой речи?
1) Просим вашего разрешения, чтобы передать фабрике наш фонд на трансформаторное масло;
2) Положение, когда все работники фирмы охвачены различными формами учебы, не может не радовать;
3) Настоящая забота о зеленом друге - если все настойчиво будут беречь наше природное богатство;
4) Наш девиз - это, когда один за всех и все за одного;
5) Комитет защиты детей проявляет неустанную заботу о том, чтобы дети были обеспечены всем необходимым.
 
 
Задание 10.
Вопрос 1. Что такое монологическая речь?
1) способность (обусловленная автоматизмом) осуществлять речевые операции, действия рационально, оптимально с
точки зрения расхода времени и усилий;
2) совокупность устойчивых, выработанных длительной практикой речевых навыков и умений, речевые операции и
рациональные и непроизвольные действия;
3) речь без затруднений, без мучительных поисков слов, без затягивающихся или неуместных пауз, без задержек и без
речевых ошибок, логически стройная, складная, связанная;
4) своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание;
5) речевой акт, осуществляемый одним лицом на протяжении большего или меньшего времени и включающий в
себя отдельные взаимосвязанные высказывания, которые в целом составляют какой-либо цельный и законченный
рассказ, описание, рассуждение или их сочетание.
Вопрос 2. Что не относится к внешним показателям культуры устной речи?
1) автоматизм речи, громкость;
2) ценность, информативность речи;
3) темп и стиль произношения речи;
4) экономичность речи;
5) гибкость речи, дикция.
Вопрос 3. Укажите ситуацию, уместную для произнесения приветственной речи?
1) производственное собрание;
2) митинг;
3) парламент;
4) юбилей, знаменательная дата;
5) открытие конференций, форумов.
Вопрос 4. Какова цель поздравительной речи?
1) сказать человеку, людям что-то доброе и приятное;
2) успокоить и обнадежить людей;
3) продемонстрировать радушие, гостеприимство;
4) выразить недовольство своими политическими противниками;
5) рекламировать свое предприятие, его возможности, достижения.
Вопрос 5. Какая из рекомендаций является некорректной при отборе и предоставлении фактов?
1) новые, неизвестные факты будут восприниматься аудиторией с большим интересом, чем известные;
2) не стоит злоупотреблять статистическими данными - необходимо приводить только самые убедительные цифры;
3) можно приводить и всем известные факты, но раскрывать их с неожиданной стороны, выявлять их особый, ранее не
замечавшийся смысл;
4) стараться включать в речь редкие, малодоступные для широких масс факты;
5) они должны быть многочисленными, однородными, чем больше фактов, тем интересней речь.
Задание 11.
Вопрос 1. Какой должна быть ораторская речь?
1) краткой;
2) строгой;
3) научной;
4) аргументированной;
5) непонятной.
Вопрос 2. На чем основаны аргументы к делу?
1) на эмоциональном воздействии на слушателей;
2) на подлинных обстоятельствах дела;
3) на авторитетах известных людей;
4) на обычном житейском опыте;
5) на защите своих интересов, своей выгоды.
Вопрос 3. Что из перечисленного не относится к вспомогательным материалам?
1) сравнения;
2) примеры;
3) статистические данные;
4) наглядные пособия;
5) ссылки на признанные авторитеты.
Вопрос 4. Каковы главные особенности вспомогательного материала в информационных речах?
1) играть роль доказательств;
2) придает изложению ясность и возбуждает интерес к теме;
3) неконкретность;
4) призыв к чувству;
5) произвести впечатление.
Вопрос 5. Что не относится к источникам накопления материала?
1) личный опыт;
2) размышление и наблюдение;
3) чтение;
4) интервью и беседы;
5) разговоры на отвлеченные темы.
Задание 12.
Вопрос 1. Что необходимо сделать в самом начале речи?
1) изложить суть дела;
2) заинтриговать аудиторию, высказать уважение к аудитории;
3) подчеркнуть основную мысль всей речи;
4) кратко повторить все существенные мысли;
5) начать с цветастых и слишком складных фраз.
Вопрос 2. Какой фразой не следует заканчивать речь?
1) «Вот и все, что я хотел(а) сказать. Спасибо всем»;
2) «Если я не убедил(а) вас в моей правоте. Вас убедит в ней жизнь — и очень скоро!»;
3) «Ну вот, кажется, я сказал(а) все, что хотел(а) сказать»;
4) «Благодарю за внимание»;
5) «На этом я заканчиваю свое выступление. Благодарю за внимание».
Вопрос 3. Когда, чаще всего, имеет место произнесение речи экспромтом?

1) оратор всегда должен читать речь экспромтом;
2) при выступлениях по радио;
3) при чтении лекций;
4) при произнесении проповеди;
5) на неофициальных собраниях.
Вопрос 4. Что должен делать оратор во время произнесения речи?
1) говорить достаточно громко, чтобы все присутствующие могли хорошо слышать оратора;
2) говорить слишком быстро (скороговоркой) или, наоборот, слишком медленно — следует замедлять или ускорять
темп речи в зависимости от ее содержания, придерживаясь в основном среднего темпа;
3) часто жестикулировать;
4) переводить слишком громко дыхание;
5) расхаживать перед аудиторией.
Вопрос 5. Что не относится к типичным недостаткам ораторской речи?
1) паузы, интонационная окраска речи, четкое произнесение окончаний;
2) словесное однообразие, банальность стиля;
3) отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;
4) длинные замысловатые рассуждения, доказательства, описания;
5) употребление малоизвестных иностранных слов, узкоспециальных терминов, устаревших слов.
Задание 13.
Вопрос 1. Какие качества речи можно соотнести с речью и языком на основе коммуникативного аспекта?
1) логичность, ясность, простота;
2) образность, выразительность, благозвучие;
3) простота, краткость;
4) уместность, точность;
5) правильность, богатство, чистота.
Вопрос 2. Что такое точность речи?

1) умение четко и ясно мыслить, красиво и выразительно говорить;
2) знание предмета разговора;
3) знание русского языка, его особенностей;
4) умение четко и ясно мыслить, знание законов русского языка и предмета разговора;
5) бережное отношение к выбору слов.
Вопрос 3. Укажите предложение, в котором слово употреблено в несвойственном ему значении:
1) «Я знаю, что еще живы предки А.С. Пушкина»;
2) «Татьяна любит свою няню, эту седовласую старушку»;
3) «Нам стало грустно слушать эти печальные воспоминания»;
4) «Красоту только тронь небрежной рукой, и она исчезнет навеки»;
5) «Книга - источник знаний».
Вопрос 4. Какие слова являются паронимами?
1) круглый - шаровидный;
2) желанный - желательный;
3) радостный - грустный;
4) морское дно - речное дно;
5) луг - лук.
Вопрос 5. Продолжите определение: «Антонимами называются слова...
1) имеющие одинаковое значение, но различающиеся по звучанию, написанию, стилистической окраске»;
2) имеющие одинаковое произношение, но различающиеся по значению»;
3) однокоренные, близкие по звучанию, разные по значению»;
4) противоположные по значению и написанию»;
5) одинаковые только по звучанию, но разные по значению и написанию».
Задание 14.
Вопрос 1. Какая лексика понятна всем носителям русского языка во всех случаях?
1) жаргонная лексика;
2) профессиональная лексика;
3) диалектная лексика;
4) лексика неограниченного употребления;
5) иноязычная лексика.
Вопрос 2. Как называются слова и выражения, используемые людьми одной профессии?
1) диалектизмы;
2) жаргонизмы;
3) профессионализмы;
4) неологизмы;
5) термины.
Вопрос 3. К какой лексической группе принадлежит слово «кочет»?
1) к профессионализмам;
2) к диалектизмам;
3) к жаргонизмам;
4) к неологизмам;
5) к терминам.
Вопрос 4. Какой лексике не должно быть места в речи культурного человека?
1) профессиональной;
2) диалектной;
3) нейтральной;
4) жаргонной;
5) терминологической.
Вопрос 5. Какие слова называются неологизмами?
1) новые слова, которых нет в литературном языке;
2) заимствованные слова;
3) устаревшие слова;
4) диалектные слова;
5) слова-термины.

Задание 15.
Вопрос 1. Что такое омофоны?
1) слова, совпадающие по звучанию, но разные по смыслу;
2) слова, имеющие много значений;
3) близкие по звучанию однокоренные слова;
4) слова, одинаково звучащие, но разные по написанию;
5) слова, не несущие никакой смысловой нагрузки.
Вопрос 2. Найдите ошибку в употреблении паронимов?

1) «Письмо вернулось с пометкой «адресат выбыл»;
2) «Соседский дом утопал в цветах»;
3) «К нам приехал известный скрипач - дипломант международных конкурсов»;
4) «Он совершил героический поступок - спас человека»;
5) «Большую часть комнаты занимал кабинетный рояль».
Вопрос 3. Укажите пример плеоназма.

1) «Выступающий Иванов выступает первым»;
2) «На фирме имеется свободная вакансия менеджера»;
3) «Фирме срочно требуется сотрудник на компьютере»;
4) «Больной чувствует себя хорошо»;
5) «Хочу сказать следующее, про эти выборы, что они, некоторым образом, показали, так сказать, высокую явку
избирателей».
Вопрос 4. Укажите пример нарушения лексической сочетаемости.
1) «Сборы были длинными, так как путь предстоял продолжительный»;
2) «Он мой истинный друг»;
3) «Сборы были непродолжительными, так как путь предстоял недолгий»;
4) «У него в руках был подлинный документ той эпохи»;
5) все вышеперечисленные.
Вопрос 5. Укажите пример правильного словосочетания.
1) причинить радость;
2) облокотился спиной;
3) зияющие вершины;
4) потерпеть победу;
5) играть роль.
Задание 16.
Вопрос 1. Сколько слов содержится в семнадцатитомном Академическом словаре?
1) около 53 тысячи;
2) около 120 тысяч;
3) около 115 тыс. слов;
4) около 200 тысяч;
5) около 90 тыс. слов.
Вопрос 2. Укажите слово, относящееся к словарю русских донских говоров:
1) панёва;
2) лядащий;
3) казюли;
4) бучило;
5) курень.
Вопрос 3. В какие словари включены слова, которыми пользуются специалисты?
1) диалектные словари;
2) терминологические словари;
3) толковые словари;
4) этимологические словари;
5) орфоэпические словари.
Вопрос 4. Укажите наиболее полный состав производного слова?
1) слово, состоящее только из корня;
2) слово, состоящее из корня, суффикса и окончания;
3) слово, состоящее из приставки корня и окончания;
4) слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания;
5) слово, состоящее из корня и окончания.
Вопрос 5. Укажите слово исконно русского происхождения?
1) туман;
2) танец;
3) след;
4) трактор;
5) республика.
Задание 17.
Вопрос 1. Какое средство речевой выразительности, различаясь оттенками значений или стилистической окраской, позволяет с предельной точностью сформулировать мысль?
1) антонимы;
2) паронимы;
3) синонимы;
4) омонимы;
5) оксюмороны.
Вопрос 2. Какой термин используется для обозначения переносного значения на основании сходства различных признаков предметов?
1) метафора;
2) эпитет;
3) сравнение;
4) гипербола;
5) олицетворение.
Вопрос 3. Какая из приведенных поэтических строк относится к метонимии?
1) «В сто сорок солнц закат пылал»;
2) «Театр уж полон; ложи блещут»;
3) «В саду горит костер рябины красной»;
4) «И роняют тихо слезы ароматные цветы»;
5) «Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана».
Вопрос 4. Что такое гипербола?

1) намеренное преуменьшение малых размеров предмета;
2) приписывание неодушевленному предмету свойств, действий, поступков присущих человеку;
3) замена обычного однословного названия предмета, явления, лица описательным оборотом;
4) преувеличенное представление о предмете речи;
5) сопоставление двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Вопрос 5. Какая фигура речи построена на сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словосочетаний друг от друга?
1) антитеза;
2) градация;
3) эпифора;
4) период;
5) инверсия.

Задание 18.
Вопрос 1. При каком условии диалогическое общение не состоится?
1) если есть реальный источник новой информации;
2) при соблюдении причинно-следственных связей;
3) общие языковые знания;
4) при обмене только общеизвестными истинами;
5) при условии общей памяти о предмете разговора.
Вопрос 2. Какой вид устной речи характеризуется незапланироваиностью; разнообразием обсуждаемых тем и используемых языковых средств; частым отклонением от темы, перескакиванием с одной темы на другую?
1) бытовой разговор;
2) переговоры;
3) деловая беседа;
4) собеседование;
5) допрос.
Вопрос 3. Какой прием устной речи считается универсальным?
1) выяснение;
2) резюмирование;
3) перефразирование;
4) молчание;
5) ссылка на опыт.
Вопрос 4. Какой фразой можно подвести итог речи собеседника?
1) «Подойдем к проблеме с другой стороны...»;
2) «Я бы хотел еще раз остановиться на вашем предложении и сразу же перейти к вопросу о ...»;
3) «С другой стороны, нельзя не вспомнить, да и вы об этом знаете не хуже меня, что двухлетние договоры были неплохой
основой для сотрудничества»;
4) «Если я правильно понял, у вас есть некоторые сомнения относительно сроков поставки...»;
5) «Если подытожить сказанное...».
Вопрос 5. Какие языковые формы не следует применять для диалога?
1) «никогда не встречал такого бестолкового человека (сотрудника)»;
2) «вам, наверное, интересно узнать...»;
3) «Да, я полностью согласен с вами...»;
4) «А вы разве так не считаете?»;
5) «Прежде чем принять какое-либо решение, обдумайте еще раз мое предложение».
Задание 19. Вопрос 1. Каким, прежде всего, должен быть культурный человек?
1) скромным;
2) вежливым;
3) умным;
4) веселым;
5) деликатным.
Вопрос 2. В какой ситуации нет необходимости использовать местоимение Вы?
1) при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к собеседнику;
2) в неофициальной обстановке;
3) при обращении к старшему по возрасту, положению;
4) при обращении к незнакомому лицу;
5) в официальной обстановке общения.
Вопрос 3. Какие жесты мешают восприятию речи?
1) ритмические;
2) механические;
3) указательные;
4) изобразительные;
5) эмоциональные.
Вопрос 4. Какими жестами мы дополняем речь, когда не можем описать предмет, явление, действие?
1) указательными;
2) эмоциональными;
3) символическими;
4) механическими;
5) изобразительными.
Вопрос 5. Какое предложение сопровождается при разговоре соединением ладоней рук?
1) «Это совершенно ясно!»;
2) «Пришли и молодые и старые»;
3) «Это совершенно разные приемы»;
4) «Только объединившись, можно победить!»;
5) «Никто не знает, как это трудно».
 
Задание 20.
Вопрос 1. Какое приветствие является основным в русском языке?
1) «Мое почтение!»;
2) «Добрый день!»;
3) «Добро пожаловать!»;
4) «Здравствуйте!»;
5) «Привет!».
Вопрос 2. Укажите вежливо-официальную форму обращения к конкретному лицу:
1) Дорогой + коллега!
2) Уважаемый + имя, отчество!
3) Уважаемый + господин + фамилия!
4) Уважаемый + господин + фамилия + имя, отчество!
5) Дорогой + имя, отчество!
Вопрос 3. Выберите правильный стиль речи при обращении к лицу, имеющему высокий социальный статус
1) «Скажите прямо, к какому числу нужно мне сделать эту работу?»;
2) «Я хотел(а) бы уточнить к какому числу нужно мне сделать эту работу?»;
3) «Вы забыли сказать, к какому числу нужно мне сделать эту работу?»;
4) «Напомните мне, к какому числу нужно мне сделать эту работу?»;
5) «Вы опять мне не сказали, к какому числу нужно мне сделать эту работу?».
Вопрос 4. Выберите высказывание, характерное для мужской речи.

1) «Какая очаровательная машина!»;
2) «Какой кошмарный цвет у машины!»;
3) «Посиди-ка весь день за баранкой, еще не так запоешь!»;
4) « Ты - за рулем этой крошки! Какая прелесть!»;
5) «У моей машины не работают дворники!».
Вопрос 5. Какова речь ученого?

1) немногословная, отрывистая;
2) обстоятельная, рассудительная;
3) бесцеремонная, эмоциональная;
4) обтекаемая, уверенная;
5) добродушная, покровительственная.
Задание 21.
Вопрос 1. Укажите правильный вариант ударения, который является равноправным и не влияет на значение и стиль употребления слова.
1) пЕтля-петаЯ;
2) мУка - мукА;
3) забронировать - забронировАть;
4) кОмпас - компАс;
5) газопровод - газопровод.
Вопрос 2. Укажите неправильный вариант произношения слов.
1) манёвры, белёсый, фанера, Кузьмини(шн)а;
2) бытие, т[э]ст, каш[нэ];
3) гренадёр, афера, акад[э]мия, пр[э]сса;
4) факуль[т,]ет, [р,]ектор, мод[э]ль;
5) декада, термин, афера, опека.
Вопрос 3. Укажите слова, относящиеся мужскому роду:
1) кофе, тюль, шампунь, бюллетень;
2) вуаль, дуэль, картечь, мозоль;
3) кафе, яблоко, щупальце, повидло;
4) туфли, времена, идеи, креслице;
5) кабаре, казино, бандероль.

Вопрос 4. Какая из приведенных ниже форм существительных во множественном числе является неправильной?
1) шофера, договора, ректора, лектора;
2) доктора, директора, адреса, берега;
3) сторожа, флюгера, черепа, бега;
4) договоры, ректоры;
5) библиотекари, выборы.
Вопрос 5. Какая из приведенных ниже форм является не правильной (во множественном числе)?
1) саперов, гусар, партизан, солдат;
2) носков, чулок, сапог, ботинок;
3) маслинов, абрикос, апельсин, помидор;
4) грузин, белорусов, цыган, болгар, румын;
5) граммов, килограммов, ватт, ампер.
Задание 22.
Вопрос 1. С какими частями речи собирательные числительные не сочетаются?
1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола;
2) с существительными, имеющими формы только множественного числа;
3) с личными местоимениями;
4) с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц;
5) с существительными, обозначающими лиц женского пола.
Вопрос 2. Укажите правильную форму глагола?

1) покласть;
2) класть;
3) ложить;
4) поклади;
5) склади.
Вопрос 3. Чего требуют нормы синтаксиса?
1) соблюдения правил произношения;
2) соблюдения правил построения сложного предложения;
3) соблюдения правил согласования, управления, расположения слов в структуре предложения, правил построения
сложного предложения;
4) соблюдения правил построения простого предложения;
5) соблюдения правил написания слов.
Вопрос 4. С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно и вопреки!
1) с творительным падежом;
2) с родительным падежом;
3) с дательным падежом;
4) с винительным падежом;
5) с предложным падежом.
Вопрос 5. Чего требуют синтаксические нормы в сложном предложении?
1) должны выступать как однородные синтаксические элементы - члены предложения и придаточное предложение;
2) не должно быть повторения одинаковых союзов при последовательном подчинении придаточных предложений;
3) уместно повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме
условно-сослагательного наклонения;
4) должно быть смешения прямой речи с косвенной;
5) предложение, начатое как сложноподчиненное, должно заканчиваться как сложносочиненное.

ЗАДАНИЕ №23 .
Вопрос № 1. Каково основное требование к содержанию делового письма?
1) должно выражать индивидуальные, а не групповые интересы фирм;
2) должно сохранять форму личной переписки и потому вестись от первого лица;
3) должно содержать целесообразное количество включаемой информации, необходимое и достаточное для реализации коммуникативной задачи - убедить, побудить, привлечь внимание, выразить несогласие и т.д.;
4) должно быть многословным, разнородным по включаемой в деловое письмо информации;
5) не допускаются иронизирование, грубость, следует использовать вычурные слова, выражать чрезмерную вежливость.

Вопрос № 2. Какие стили современного русского литературного языка вы знаете?
1) Разговорно-просторечный, обиходно-деловой, научно-публицистический, литературно-художественный;
2) Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы;
3) Разговорный, жаргонно-диалектный, документальный, газетно-журнальный, научно-популярный, литературный;
4) научно-учебный, массово-политический, разговорно-обиходный, официально-деловой, официально-документальный;
5) научно-популярный, газетно-публицистический, художественный.
Вопрос № 3. Определите основные черты научного стиля.
1) однозначность, точность, абстрактность, логичность, объективность и информативность изложения;
2) экономия языковых средств, лаконичность, доходчивость, использование речевых стереотипов, использование изобразительно-выразительных средств языка;
3) многозначность, эмоциональность, экспрессивность;
4) неподготовленность, спонтанность, непосредственность, опора на внеязыковую ситуацию;
5) жесткая регламентированность, точность, строгость, логичность, эффективность и убедительность.
Вопрос № 4. Какие нормы регулируют выбор речевых средств в различных сферах общения?
1) орфоэпические нормы;
2) акцентологические нормы;
3) лексические нормы;
4) стилистические нормы;
5) синтаксические нормы.
Вопрос № 5. Что является основной задачей культуры речи?
1) искоренение лишних, засоряющих речь, слов;
2) сохранение и совершенствование литературного языка
3) пополнение словарного состава литературного языка заимствованиями, жаргонизмами, профессионализмами, просторечными выражений, ненормативной лексикой;
4) дальнейшая демократизация речи, отмена строгих правил;
5) пропаганда и дальнейшее совершенствование литературно-разговорного и фамильярно-разговорного типов речевой культуры.

ЗАДАНИЕ №24 .
Вопрос № 1. Какая речь лишена стилистической замкнутости?
1) Разговорная речь;
2) Речь художественной литературы;
3) Публицистическая речь;
4) Научная речь;
5) Речь официально-делового стиля.
Вопрос № 2. Что такое эпитеты?
1) замена обычного однословного названия предмета, явления, лица описательным оборотом;
2) прием выразительности речи, намеренное преуменьшение малых размеров предмета;
3) прием выразительности речи, используемый с целью создать у слушателей преувеличенное представление о предмете речи;
4) художественные определения, позволяющие более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления, обогащающие нашу речь;
5) перенос наименования с одного предмета на другой по сходству этих предметов.
Вопрос № 3. Перечислите жанры публицистического стиля.
1) письмо, уведомление, договор, отчет, заявка;
2) роман, рассказ, баллада, стихотворение, описание;
3) разговор, беседа, переговоры, интервью, социологический опрос;
4) монография, доклад, учебник, лекция, выступление, методическое пособие;
5) политические выступления, международный обзор, репортаж, фельетон, памфлет, очерк, спортивное обозрение заметка и т.д.
Вопрос № 4. Какие слова относятся к среднему роду несклоняемых существительных иноязычного происхождения?
1) Сложносокращенные слова, аббревиатуры;
2) слова, обозначающие неодушевленные предметы;
3) слова, обозначающие животных, птиц;
4) слова, обозначающие географические названия;
5) слова, обозначающие названия органов печати.
Вопрос № 5. Что относится к понятию гибкость речи?
1) это речь без затруднений, без мучительных поисков слов, без затягивающихся или неуместных пауз, без задержек и без речевых ошибок, логически стройная, складная, связная;
2) готовность и способность успешно использовать не в одной, а во многих ситуациях речи, в том числе нестандартных, новых, различный, разнообразный языковой и речевой материал;
3) степень развитости речи, языковая и речевая компетентность, предметная компетентность и другие факторы;
4) совокупность устойчивых, выработанных длительной практикой речевых навыков и умений, речевые операции и рациональные и непроизвольные действия;
5) способность (обусловленная автоматизмом) осуществлять речевые операции, действия рационально, оптимально с точки зрения расхода времени и усилий.

Наверх

www.webmoney.ru Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Студенческий Маяк © 2010 - 2012   ИП Каминская О.В. ОГРНИП 310774602801230
При использовании материалов активная ссылка на StudMayak.ru обязательна.