Выберите букву:

Информационные технологии в подготовке экологов - скачать бесплатно - Реферат

- Вы можете скачать эту работу совершенно бесплатно
 
Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Информатизация образования………………………………………………...4
2. Обучение школьников…………………………………………………………6
3.Экологическая культура………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….9
Литература………………………………………………………………………10
 
   
 
Введение
Среди всего многообразия традиционных областей использования геоинформационных систем, (ГИС) заметно доминирует: новая её отрасль – экологическая.
Использование геоинформационных систем позволяет оперативно получать информацию по запросу и отображать её на картооснове, оценивать состояние экосистемы и прогнозировать её развитие.
Возможности ГИС:
ввод, накопление, хранение и обработка цифровой картографической и экологической информации;
построение на основании полученных данных тематических карт, отражающих текущее состояние экосистемы;
исследование динамики изменения экологической обстановки в пространстве и времени, построение графиков, таблиц, диаграмм;
моделирование развития экологической ситуации в различных средах и исследование зависимости состояния экосистемы от метеоусловий, характеристик источников загрязнений, значений фоновых концентраций;
получение комплексных оценок состояния объектов окружающей природной среды на основе разнородных данных.
Таким образом, для экологов, благодаря новым информационным технологиям, у экологов открываются новые возможности.
 
  
1.Информатизация образования
Информатизация образования, являющаяся одним из приоритетных направле­ний процесса информатизации общества, предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки будущих экологов, к методическим и организационным аспектам использования в их обучении средств информационных и коммуникационных технологий.
На современном этапе развития общества важное значение имеет подготовка специалистов в области экологии, имеющих системное мировоззрение, основанное на фундаментальных знаниях, владеющих навыками решения прикладных экологических задач и информационными технологиями в экологической деятельности.
Очевидно, что будущий эколог должен на­учиться строить информационные экологические модели исследуемых процессов и явлений.[1]
Анализ развития моделей экологического образования в России и за рубежом за последние десятилетия показал, что первоочередной задачей подготовки экологов в настоящее время является формирование их отношения к окружающей среде, которое обеспечивает мотивированное, основанное на осознанной необходимости стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующих и предупреждении новых экологических проблем.
В связи c этим еще раз подчеркнем актуальность информатизации экологического образования, необходимость широкого применения современных информационных технологий в подготовке будущих экологов, особо отметим интер­активные возможности визуализации экологических моделей для развития образ­ного мышления будущих специалистов.
Заметим, что изучение экологической культуры осуществляется исследователями в двух измерениях: являясь частью общей культуры личности, экологическая культура рассматривается как процесс, связанный с освоением, приобретением знаний, освоением информационных технологий в будущей профессиональной деятельности и опыта передачи их от одного поколения к другому в виде определенных нравственных императивов.
 
  
2. Обучение школьников
Формирование экологической культуры школьников в процессе обучения естественно-научным дисциплинам остается кардинальной задачей экологического образования в целом с целью воспитания человека современного и ответственного, способного творчески овладевать знаниями, развивая интеллектуальную культуру, мобильно реагировать на изменения в окружающей среде, прогнозировать, анализировать результаты деятельности, развивая культуру исследователя, способного работать в компьютеризированной среде, развивая операциональную, мотивационную и рефлексивную готовность к использованию информационных и коммуникационных технологий в экологической практике.
Экологическая культура — это ценностное свойство личности, возникающее как интегральный психический феномен в результате формирования компетенций, составляющих экологическую культуру. В то же время экологическая культура —это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой. По определению Б.Т. Лихачева, сущность экологической культуры «может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности».[2]
 
  
3.Экологическая культура
 Процесс развития экологической культуры неотделим от процесса развития личности. Учитывая непрерывный характер развития личности, необходимость придания педагогическому процессу целостного характера, целесообразно в качестве целевой установки определить развитие экологической культуры личности в процессе образования и воспитания. При этом достижение высокого уровня развития экологической культуры рассматривается как педагогическая цель. [3]
Обозначая ком­петенции и определяя экологическую культуру как цель образовательного процесса,мы расширяем педагогическую цель преподавания естественнонаучных дисциплин и структурируем следующие компоненты объектно-личностных свойств обучаемых: содержательно-процессуальный компонент, который характеризует степень межсистемности знаний, понятий, творческих способов их усвоения и применения, степень сложности и синтеза общенаучных и специальных методов познания материального мира; нравственно-коммуникативный компонент, характеризующий осознание, понимание, убежденность в нравственном восприя­тии законов окружающего мира и его совершенствовании человеком; ценностно-мотивационный компонент, характеризующий личностную ценность познания окружающего мира через дифференциацию межсистемных закономерностей. Со­держательно-процессуальный компонент с выделенными компетенциями составляет основу исследуемого качества, поэтому обладает специфическими возможностями и оказывает влияние на другие компоненты. [4]
В составе содержательно-процессуального компонента мы выделили три аспекта: знания, способы усвоения знаний и творческие способы усвоения знаний. Выделенные компоненты и их вза­имосвязи репрезентативны для исследуемого целостного свойства личности школьника — его экологической культуры. В связи с этим экологическая культура — это системная совокупность профессионально-ориентированных междисциплинарных компетенций. Для выявления уровней развития экологической культуры школьников была использована наиболее приоритетная в данном направ­лении методология дифференциально-интегрального подхода на основании которой были выделены три качественно различных состояния (уровня) экологической культуры обучаемых.[5]
 
 Заключение
 
В течение пяти лет проводились наблюдения за уча­щимися различных профильных классов старшей школы, были собраны и описаны более 200 характеристик учащихся, которые позволили выявить различные возможные качественные проявления — уровни развития экологической культуры школьников как системной междисциплинарной компетенции в условиях информатизации образования. При этом использовалось введение в ГИС-технологии. Этот момент очень заинтересовал школьников.
 Главной задачей педагогической деятельности в этом процессе было обеспечить максимально глубокое раскрытие индивидуальных возмож­ностей обучаемых через найденные закономерности и механизмы личностного развития, которые и обуславливают усвоение знаний, умений и творческих навыков умственной деятельности. Из полученных данных интегрированы обобщен­ные монографические характеристики уровней экологической культуры как системной междисциплинарной компетенции.
Определенная мною динамика целей формирования экологической культуры носит общедидактический характер и может использоваться на учебных занятиях не только естественно-научного направления, так как позволяет прогнозировать и оценивать результаты исследования, использовать информационные технологии в учебной и профессиональной экологической деятельности.
Таким образом, как для школьников, так и для студентов изучение информационных систем очень важный аспект в развитии научной деятельности.
 
  
Литература
 
1.Бокарева Г.А. Методологические основы профориентированных педагогических систем (дифференциально-интегральный подход) // Известия БГА РФ: Психолого-педагогиче­ские науки. — Калининград, 2006. — № 2.
2.Бокарев М.Ю. Профориентированный процесс обучения в комплексе «лицей—вуз»: теория и практика: Монография. — Калининград: БГА РФ, 2001.
3.Кузьминов В.И. О некоторых аспектах информационной подготовки иностранных студентов экологических специальностей на предвузовском этапе обучения // Информационные технологии в образовании, технике и медицине: Материалы Международной конференции. — Волгоград, 2006.
4.Лихачев Б.Т. Воспитание и космизм. — М., 1999.
5.Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты: Сб. тр. к 25-летию Научного Совета по экологическому образованию президиума РАО. — М., 1997.
 
 



[1] Бокарева Г.А. Методологические основы профориентированных педагогических систем (дифференциально-интегральный подход) // Известия БГА РФ: Психолого-педагогиче­ские науки. — Калининград, 2006. — № 2.
 


[2] Бокарев М.Ю. Профориентированный процесс обучения в комплексе «лицей—вуз»: теория и практика: Монография. — Калининград: БГА РФ, 2001.
 


[3]Кузьминов В.И. О некоторых аспектах информационной подготовки иностранных студентов экологических специальностей на предвузовском этапе обучения // Информационные технологии в образовании, технике и медицине: Материалы Международной конференции. — Волгоград, 2006.
 


[4] Лихачев Б.Т. Воспитание и космизм. — М., 1999.
 


[5] Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты: Сб. тр. к 25-летию Научного Совета по экологическому образованию президиума РАО. — М., 1997.
 


 

Наверх

www.webmoney.ru Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Студенческий Маяк © 2010 - 2019   ИП Каминская О.В. ОГРНИП 310774602801230
При использовании материалов активная ссылка на StudMayak.ru обязательна.