Выберите букву:

Россия: динамика взаимоотношений социума и биосферы - скачать бесплатно - Реферат

- Вы можете скачать эту работу совершенно бесплатно
 
Содержание
 
Россия: динамика взаимоотношений социума и биосферы
 
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Русский Космизм……………………………………………………………….4
2. Русское экологическое сознание………………………………………………9
3.Социум и биосфера……………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….17
Литература……………………………………………………………………….18
 
   
 
Введение
 
Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами.
Два главных компонента биосферы - живые организмы и среда их обитания - непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в тесном, органическом единстве, образуя це­лостную динамическую систему. Биосфера как глобальная суперсистема в свою очередь состоит из ряда подсистем.
Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Он выступает как автономная целостность внутри биосферы. Живое вещество, преобразуя косное и взаимодействуя с ним, создает биосферу.
Аналогично человек, преобразуя биосферу, создает техносферу. Но если при формировании биосферы все биоценозы лишь поддерживают системную целостность путем обмена веществом и энергией, то человек, помимо этих функций, в первую очередь производит овеществление природы, создавая новые искусственные предметы.
   Однако далеко не все творения человека находятся в гармонии с окружающей действительностью. И если живые организмы, созданные человеком, в большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого никак нельзя сказать о других предметах, созданных им: зданиях, сооружениях, ландшафтах... Кроме того, сделанное человеком, как правило, не способствует созданию новых запасов энергии. Бесконечное же истребление полезных ископаемых и живого вещества ставит на грань катастрофы само существование не только разумной жизни, но и жизни как таковой (изобретение ядерного оружия).
 
 
1. Русский Космизм
Космизм - представления о связи природы и космоса, человека и космоса, общества и космоса.
Благодаря взаимосвязи всего существующего космос оказывает активное влияние на самые различные процессы жизни на Земле.
В. И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на развитие биосферы, указывал среди прочих и космическое влияние.  Так, он подчеркивал, что без космических светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле не могла бы существовать. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию (тепловую, электрическую, химическую, механиче­скую) в масштабах, определяющих существование биосферы.
   На существенную роль космоса в появлении жизни на Земле указывал шведский ученый, Нобелевский лауреат С. Аррениус. По его мнению, занос жизни на Землю из космоса был возможен в виде бактерий благодаря космической пыли и энергии. Не исключал возможности появления жизни на Земле из космоса и В. И. Вернадский.
      Влияние космоса на происходящие на Земле процессы (например, Луны на морские приливы и отливы, солнечные затмения) люди подметили еще в древности. Однако многие века связь космоса с Землей осмысливалась чаще на уровне научных гипотез и догадок или вообще вне рамок науки. Во многом это было обусловлено ограниченными возможностями человека, научной базы и имевшегося инструментария.
     В XX столетии знания о влиянии космоса на Землю существенно пополнились. И в этом есть заслуга и российских ученых, в первую очередь представителей русского космизма - А. Л. Чижевского, К. Э. Циолковского, Л. Н. Гумилева, В. И. Вернадского и др.
    Понять, оценить и выявить масштабы влияния космоса, и прежде всего Солнца, на земную жизнь и ее проявления во многом удалось А. Л. Чижевскому. Об этом красноречиво свидетельствуют названия его работ: «Физические факторы исторического процесса», «Земное эхо солнечных бурь» и т.п. Ученые давно обратили внимание на проявления активности Солнца (пятна, факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность в свою очередь оказалась связанной с электромагнитными и другими колебаниями мирового пространства. А. Л. Чижевский, проведя многочисленные научные исследования по астрономии, биологии и истории, пришел к выводу об очень значительном влиянии Солнца и его активности на биологические и социальные процессы на Земле («Физические факторы исторического процесса»).
      В 1915 г. 18-летний А. Л. Чижевский, самозабвенно изучав­ший астрономию, химию и физику, обратил внимание на син­хронность образования солнечных пятен и на одновременную активизацию боевых действий на фронтах Первой мировой войны.  Смысл его концепции, основанной на богатом фактическом материале, состоял в доказательстве существования космических ритмов и зависимости биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса.  К. Э. Циолковский так оценил труд своего коллеги: «Молодой ученый пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца, и путем вычислений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая, таким образом, новую сферу человеческого знания.
        Лишь через много лет высказанные А. Л. Чижевским мысли и выводы о влиянии Солнца на земные процессы были подтверждены на практике. Многочисленные наблюдения показали неоспоримую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний у людей при периодических циклах активности Солнца. Прогнозы так называемых «неблагоприятных дней» для здоровья - обычное дело в наши дни.
     Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на Солнце в силу единства Космоса могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государств. Ведь во главе большинства правительств многих стран стоят немолодые люди. Происходящие на Земле и в космосе ритмы, конечно же, влияют и на их здоровье и самочувствие. Особенно это опасно в условиях тоталитарных, диктаторских режимов. А если во главе государства стоят аморальные или психически ущербные личности, то их патологические реакции на космические возмущения могут привести к непредсказуемым и трагическим последствиям, как для народов своих стран, так и всего человечества в условиях, когда многие страны обладают мощным оружием уничтожения. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на биологические, но и социальные процессы на Земле. Социальные конфликты (войны, бунты, революции), по убеждению А. Л. Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашего светила. По его подсчетам, во время минимальной солнечной активности происходит минимум массовых активных социальных проявлений в обществе (примерно 5%). Во время же пика активности Солнца их число достигает 60%.     Многие идеи А. Л. Чижевского нашли свое применение в области космических и биологических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние.
    Весьма оригинальными были космические идеи первого представителя русского космизма Н. Ф. Федорова. Он возлагал большие надежды на будущее развитие науки. Именно она, по мнению Н. Ф. Федорова, поможет человеку продлить его жизнь, а в перспективе сделать бессмертным. Расселение людей на другие планеты из-за большого скопления станет необходимой реальностью. Космос для Федорова - активное поприще человеческой деятельности. В середине XIX в. он предлагал свой вариант перемещения людей в космическом пространстве. По мнению мыслителя, для этого надо будет овладеть электромагнитной энергией земного шара, что позволит регулировать его движение в мировом пространстве и превратит Землю в космический корабль («земноход») для полетов в космос. В перспективе, по замыслам Федорова, человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этом особенно тесно проявится единство человека и космоса.Идеи Н. Ф. Федорова о расселении людей на другие планеты развивал гениальный ученый в области ракетостроения К. Э. Циолковский. Ему принадлежит также ряд оригинальных философских идей. Жизнь, по Циолковскому, вечна. «После каждой смерти получается одно и то же - рассеяние... Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными про­межутками времени...» В этом мыслитель весьма близок к индусским учениям о переселении душ, а также к Демокриту.
     На основании диалектической в своей основе идеи о всеобщей жизни, везде и всегда существующей посредством перемещающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытался построить целостный каркас «космической философии».Ученый полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Правда, в качестве доказательства он использовал лишь утверждение о том, что Вселенная безгранична, и считал это вполне достаточным. Иначе, «какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?». На основании сравнительной молодости Земли им делается вывод о том, что на других «старших планетах жизнь гораздо более совершенна». Более того, она активно влияет на другие уровни жизни, включая земную.
    В своей философской этике Циолковский сугубо рационалистичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи, Циолковский видит этот процесс следующим образом. Не имеющее границ космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили другие. Эти «совершенные» планеты, пройдя все муки эволюции и зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают  моральным правом регулировать жизнь на других, примитивных пока планетах, избавлять их население от мук развития.
      Именно таким образом Циолковский представляет себе технологию «гуманитарной помощи». «Совершенный мир» берет все заботы на себя. На других, более низких по развитию планетах им поддерживается и поощряется «только хорошее». «Всякое уклонение ко злу или страданиям тщательно исправляется. Каким путем? Да, путем отбора: плохое, или уклонившееся к дурному, оставляется без потомства... Могущество совершенных проникает на все планеты, на все возможные места жизни и всюду. Эти места заселяются их собственным зрелым родом. Не подобно ли это тому, как огородник уничтожает на своей земле все негодные растения и оставляет только самые лучшие овощи? Если и вмешательство не помогает, и ничего, кроме страданий, не предвидится, то и весь живой мир безболезненно уничтожается...».
         К. Э. Циолковский наиболее глубоко из современников изучал и освещал философские проблемы освоения космоса. Он полагал, что Земле во Вселенной принадлежит особая роль. Земля относится к более поздним планетам, «подающим надежду». Лишь небольшому числу таких планет будет дано право на самостоятельное развитие и мучения, в том числе и Земле.
         В ходе эволюции со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала - в виде союза насе­ляющих ближайшие солнца, затем - союза союзов и так далее, до    бесконечности, поскольку бесконечна сама Вселенная.
   Нравственная, космическая задача Земли - внести свой  вклад в совершенствование космоса. Оправдать свое высокое   предназначение в деле совершенствования мира земляне могут,   лишь покинув Землю и выйдя в космос. Поэтому Циолковский  видит свою личную задачу в помощи землянам по организации  переселения на другие планеты и расселения их по всей Вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии -   заключается «в переселении с Земли и в заселении Космоса». Именно поэтому изобретение ракеты для Циолковского было отнюдь не самоцелью (как полагают некоторые, видя в нем лишь ученого-ракетостроителя), а методом проникновения в глубины космоса.
      Идеи К. Э. Циолковского о единстве разнообразных миров космоса, его постоянном совершенствовании, в том числе и самого человека, о выходе человечества в космос заключают в себе важный мировоззренческий и гуманистический смысл.
    Сегодня уже возникают и практические проблемы влияния человека на космос. Так, в связи с регулярными космическими полетами есть вероятность непреднамеренного заноса в космос, в частности на другие планеты, живых организмов. Ряд земных бактерий способны подолгу выдерживать самые экстремальные температурные, радиационные и иные условия существования. Температурная амплитуда существования у некоторых видов одноклеточных достигает 600 град. Как они себя поведут в иной неземной среде - предсказать невозможно.
          Но гораздо большие опасения вызывают проекты выноса в космическое пространство вредных производств, "дабы не загрязнять планету". И если такие проекты получат путевку в жизнь, то экологические проблемы возникнут уже не на планетарном, а на космическом уровне.
    В настоящее время человек начинает активно использовать космос для решения конкретных технологических задач, будь то выращивание редких кристаллов, сварка и другие работы. И уже давно получили признание космические спутники как средство сбора и передачи разнообразной информации.
 
 2.Русское экологическое сознание
Для того чтобы справиться со всеми названными проблемами и сохранить здоровье человека и природу, необходимы в первую очередь ответственная экологическая политика и практика, государственных и общественных органов, руководителей предприятий, учреждений и организаций.
В связи с этим перед обществом встает еще одна важнейшая задача - формирование экологического сознания населения. Она включает целый комплекс мер экологического образования и вос­питания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих таких элементов, как экологическое научное сознание, экологические этика, психология, правосознание.
     Цель - понимание природы как другого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.
С большим трудом, совершая мучительные ошибки, человечество постепенно все больше начинает осознавать необходимость перехода от потребительского отношения к природе к гармонии с ней.
    Формирование экологического сознания направлено на  улучшение взаимоотношений человека и природы, на  разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления, то запасов угля хватит на 430 лет, нефти - на 35 лет, природного газа - на 50. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии.
    Экологическое научное сознание включает формирование научной картины мира, основывающейся на достижениях современной науки. В частности, на передний план выдвигаются системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности; принцип универсального эволюционизма, а также такие современные концепции и теории, как синергетика, учение о «феномене человека» П. Тейяра де Шардена, теория биосферы и ноосферы В.И. Вернадского и т.д. Именно экологическое научное сознание необходимо сделать базой для проведения экологической политики и практики, которые должны стать творчеством широких масс населения.
       Важное значение в формировании экологического сознания принадлежит утверждению экологической этики. Основной ее принцип был замечательно сформулирован еще Л.Н. Толстым: «Не только людям не надо делать того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, но также и животным». От себя добавим: не только людям и животным, но и всей природе. Важным компонентом экологического сознания является и экологическая психология. Суть ее можно коротко выразить следующими словами: любовь к природе как черта характера человека, и прежде всего любовь к «братьям нашим меньшим», ко всему живому. Если пользоваться терминологией уже упоминавшегося нами немецко-американского психолога и социолога Э. Фромма, то можно сказать, что сущность экологической психологии - биофилия. Под ней он подразумевал «стремление поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения или социальной группы». Соответственно этика биофилии, по Фромму, - это признание добром всего того, что служит жизни, «утверждение жизни, роста, расцвета».
В экологическое сознание следует, безусловно, включить и экологическое правосознание, предполагающее осознание всеми гражданами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней. И это, конечно, должно постоянно подтверждаться действенными юридическими мерами.
   
3.Социум и биосфера
 
      Очень важным в учении В. И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной   деятельности человека,  активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто    сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия «техносферы». Речь идет о  таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с «интересами природы».
Условие гармоничного и сбалансированного взаимоотношения  Человека и Биосферы можно записать в виде следующего тождества
                                                      
        Из этого тождества можно увидеть, что "крестный Путь"  Человека в Ноосферу  происходит  по цепочке:  "Человек-Социум-Биосфера - Ноосфера".
   В этом тождестве каждая компонента определяется через три других (триединство) и, следовательно, понятие "Ноосфера приобретает простой и ясный смысл
                                                  
Из этих выражений видно, что переход человека в Ноосферу будут возможен только тогда, когда Биосфера будет самодостаточной и наоборот, когда социум будет доминировать над природой, то ни о какой ноосфере просто не может быть и речи.
     Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, другой основатель этого учения, Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т.е. «в Cферу Разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека», путем постепенного сглаживания трудностей между человеком и природой. Данное определение не противоречит определению В.И. Вернадского. Основной акцент здесь смещается в сторону духовной, интеллектуальной и социальной составляющих ноосферы.
Тогда предыдущие рычажные весы можно переписать в следующей форме
                                                                                                
  Сфера планетарного Разума, планетарного сознания возникает тогда, когда возникает единство жизнедеятельности биосферы и социума.
 Из этого тождества можно увидеть, что "крестный Путь"  Человека в Ноосферу  происходит  по цепочке
"Человек-Социум-Сфера Разума - Ноосфера". При этом  понятие "ноосфера" определяется уже следующим тождеством.
                                            
   У В. И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении основной аспект направлен на  биосферу- живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой.
    Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы, т.е. главное звено в учении В.И. Вернадского определяется тождеством
                                           
    Воздействие на биосферу  должно быть дозировано разумом  (т.е. должно  иметь Меру) в ходе эволюции биосферы и общества.
     В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих: человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой.
     Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.     В этом и заключаются непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В. И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние.
        Однако  сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы, или идем "верной дорогой") нет достаточных оснований.   так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую.
      Поэтому сегодня ученые говорят о ноосфере  как о том идеале, к которому следует стремиться человеку, в соответствии с эволюционными принципами эволюции современной цивилизации
                                  
       Из этого тождества видно, что  нынешний тип жизнедеятельности, нынешний тип мышления относительно ноосферного сознания и мышления является вывернутым наизнанку.
       Следовательно, тип жизнедеятельности "Бытие определяет сознание" в принципе не может породить ноосферное общство, ноосферную цивилизацию. Только тип жизнедеятельности "Со-Знание определяет Бытие" способно реализовать светлую ноосферную мечту людей о гармонично развитом обществе, в котором человек, общество и планета в целом   являются целостным живым организмом.
         Природные операционные механизмы Единого закона эволюции двойственного отношения, в основе которых лежат законы сохранения симметрии неумолимы...
      Если человек не освоит "азбуку жизни", то современная цивилизация "канет в лету", где для не уготована совсем иная "ноосфера".
      Сегодня в России это понимают уже многие. Эти тенденции в полной мере проявляются в "Русском кресте".  В программе "Главная тема" (3-й ТВ-канал, 26.01.2005 г)  так говорится об этом:
"В России смертность уже давно превышает рождаемость, по воспроизводству нации мы сегодня на самом последнем месте в Европе. Численность россиян уменьшается со скоростью от 700 000 до 1 000 000 в год........Никакого кризиса конечно нет. Есть просто катастрофа демографическая ...Через 50 лет не будет нашего государства... При благоприятных условиях оно сократится до границ 16 века.... Отрицательный прирост населения был впервые зафиксирован в  1992 году.Смертность  превысила рождаемость.... Если представить себе   график, то линия смерти идет вверх и пересекается с падающей линией рождаемости.   Эти кривые получили название русский крест.... Это точка невозврата... С  этого момента  возник эффект естественной убыли населения... Это привело к депопуляции..., что Россия прошла эту точку невозврата, т.е. будет теперь все время снижение численности населения...."
        "Русский крест" характеризуется тождеством
                                                   
которое свидетельствуют о том, что Россия идет по гибельному для нее Пути ("жизнь, вывернутая наизнанку", "откат" назад), а не по Пути в Ноосферный Разум. Только тогда, когда Россия сумеет перейти к ноосферному типу жизнедеятельности, только тогда это тождество будет иметь противоположные заряды
                                                   
Но этот процесс можно запустить только в том случае, если изменить  Меру. Только в этом случае человеку откроется Путь в Ноосферу. Только тогда человечество сможет сформировать ноосферную цивилизацию.
     Ноосферная цивилизация - качественно новое состояние цивилизации, при котором социум войдет в коэволюцию с природой. Ей присуши приоритет гуманитарно-общечеловеческих ценностей, эффективно управляемое устойчивое развитие.
   В последнее время много пишут об ученых, в трудах которых впервые появилось понятие «ноосфера», но многое в определениях ноосферы остается расплывчатым. Дело в том, что ни Вернадский, ни Тейяр де Шарден,  не стремились к созданию теории или концепции ноосферы, а увязывали ее с процессом развития биосферы и планетарной эволюцией Земли.
 
  
 
 Заключение
Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. И темпы ее развития постоянно увеличиваются. В наши дни так называемая техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес диких живых организмов). Это тревожный сигнал, он требует вдумчивого отношения к балансу составляющих системы природа-биосфера-человек.
    Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация изменилась кардинальным образом. XX столетие - век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличил масштабы воздействия общества на природу и поставил перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых
 Таким образом, структура техновещества (как совокупность отдельных технических устройств и целых подсистем-техноценозов) все больше воспроизводит аналогичную организацию естественных природных живых систем.
 
  
Литература
1.«В.И. Вернадский и современность» Издательство Москва «Наука», 1996г.
2.Историческо-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей» том15 Издательство Москва «Молодая гвардия», 1998г.
3.Г.В. Войткевич, В.А. Вронский «Основы учения о биосфере»Издательство Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996г.
4. «Философия русского космизма» Изд.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996г.
5. «Ноосфера: духовный мир человека» Издательство «Санкт-Петербург», 1997г.

Наверх

www.webmoney.ru Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Студенческий Маяк © 2010 - 2012   ИП Каминская О.В. ОГРНИП 310774602801230
При использовании материалов активная ссылка на StudMayak.ru обязательна.