Выберите букву:

Методика обучения биологии - скачать бесплатно - Реферат

- Вы можете скачать эту работу совершенно бесплатно
 
Содержание
 
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Активные методы обучения экологии………………………………………...4
2. Разработать урок экологии с использованием активных методов обучения (на примере темы раздела Экология человека)…………………………………7
2. 1. Литературная справка……………………………………………………….8
2.2 История экологической этики………………………………………………..9
2.3 . Материал и методика исследования………………………………………12
2.4 Результаты исследования……………………………………………………19
Заключение.............................................................................................................21
Литература……………………………………………………………………….22
 
   
Введение
 
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Данные методы характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи активных методов  не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования необходима соответствующая подготовка учителя.
 
  
1. Активные методы обучения экологии
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы учителей используются настольные игры с познавательным содержанием.
Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи социального опыта, как практического — по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление игрового метода связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. Игра — удобная основа для построения имитационной деятельности по разрешению различных (в т. ч. и практических) проблем. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи активной позиции: от роли игрока — до соавтора игры.
Под “погружением” понимается длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенный промежуток времени. М.П.Щетининым была высказана идея о том, что спад здоровья детей от класса классу во многом обусловлен неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров головного мозга. 
Метод анализа конкретных ситуаций состоит в изучении, анализе и принятии решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникать при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Анализ конкретной ситуации - это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление слушателей, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.
По учебной функции различают четыре вида ситуаций: ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему; ситуация-оценка, в которой обучаемые дают оценку принятым решениям; ситуация-иллюстрация, в которой обучаемые получают примеры по основным темам курса на основании решенных проблем; ситуация-упражнение, в которой обучаемые упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии (учебные ситуации).
По характеру изложения и целям различают следующие виды конкретных ситуаций: классическую, "живую", "инцидент", разбор деловой корреспонденции, действия по инструкции. Выбор вида конкретной ситуации зависит от многих факторов, таких как характер целей изучения темы, уровень подготовки слушателей, наличие иллюстрированного материала и технических средств обучения, индивидуальный стиль преподавателя и др. Вряд ли целесообразно ограничивать творчество преподавателя жесткой методической регламентацией выбора той или иной разновидности ситуации и способов ее анализа.
  
2. Разработать урок экологии с использованием активных методов обучения (на примере темы раздела Экология человека)
 
Урок «Экология человека» углубляет содержание раздела биологии «Человек и его здоровье», конкретизирует такой аспект как характеристика отношений «человек-среда», раскрывает механизмы адаптации организма к биологической и социальной среде как основу сохранения здоровья.
Проблемы воспитания экологически грамотных людей актуальна в настоящее время. Урок углубляет содержание раздела биологии «Человек и его здоровье», конкретизирует такой аспект как характеристика отношений «человек-среда», раскрывает механизмы адаптации организма к биологической и социальной среде как основу сохранения здоровья.
          Цели урока:
Цель работы: обобщить и систематизировать знания о фауне Нижегородской области и роли ее представителей в природе и жизни человека через вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке; закрепить основные понятия данной темы. На экологическом уроке предлагались следующие вопросы.
           Задачи урока:
Ш     последовательно формировать у школьников мотивы овладения знаниями, показывая их актуальность, практическую значимость для адаптации к природным и социальным условиям среды;
Ш     использовать активные методы обучения (дискуссии, имитационные игры, конференции, семинарские занятия, проблемные лекции и т.д.), обеспечивающие включение учащихся в поисковую, исследовательскую деятельность в процессе изучения содержания программы;
Ш     на основе широкого использования научно-популярной, научной, справочной литературы формировать аналитическую культуру старшеклассников, научное мировоззрение.
 
 
2. 1. Литературная справка
Используя метод игры, детям даем следующие задания.
 
Заполни пропуски в тексте
 
Животные, которых человек добывает для получения меха и мяса, называются _______________. К _____________ животным Нижегородской области относятся _________________________. Высоко ценится мех таких животных, как ____________________________.
Одним из древнейших промыслов является _______________. В реках и озерах нашей области ловятся _________________. Наиболее богаты по своему рыбному населению озера-старицы. Их много в обширных поймах каких рек.
 
По описанию и фотографии отгадать животное
ОН ночной хищник, хороший защитник лесов и полей.
Ученые называют ЕГО "памятником природы", потому что ОН теперь редко встречается в наших лесах.
У НЕГО необыкновенно острые и загнутые когти, мягкое оперение, отличный слух и зрение.
Большую ушастую голову ОН может поворачивать на 270є.
ОН самая большая сова.
ОНА типичная обитательница поймы.
ОНА ведет полуводный образ жизни.
Меховой покров серовато-бурый, с серебристым налетом.
Нос у НЕЕ вытянут в подвижный хоботок, глаза маленькие, ушных раковин нет.
Именно ОНА является самым крупным представителем отряда выхухолевых.
ЕЕ можно встретить в лесостепной зоне.
ОНА бывает серой, бурой или красноватой, вдоль спины у НЕЕ тянется зигзагообразная полоса, а по бокам располагается ряд темных пятен.
Конечности отсутствуют, а передвигается ОНА путем боковых изгибов позвоночника и ребер.
В ротовой полости у НЕЕ находится тонкий и длинный язык, раздвоенный на конце.
 
 
 
Загадки
 
Черные горшочки
В маленькой темничке
Сеточку плетут,
Сласть в нее кладут. (Пчелы)
 
На лесной полянке
33 сестрички,
Глазки золотые,
Белые реснички. (Ромашки)
 
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Гнезда не завожу,
А деток вывожу. (Рыба)
 
 
2.2  История экологической этики
 
Этические взгляды по отношению к природе высказывались в самое разное время в самых разных странах. Будда провозгласил принцип непричинения вреда другим живым существам. Мухаммед защищал животных от жестоких людей. Пифагор и Плутарх говорили о добром отношении к животным. Святой Франциск Ассизский воспринимал животных и растения как своих братьев и сестер. В XYIII и XIX веках в США и Англии появились первые законы о запрете жестокого отношения к животным.
Основателями экологической этики считаются американский эколог Олдо Леопольд (1887-1948) и немецкий врач Альберт Швейцер (1875-1965). В своих классических трудах О.Леопольд («Календарь песчаного графства») и А. Швейцер («Культура и этика») впервые сформулировали идею, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным. С 1970-х годов экологическая этика как дисциплина стала преподаваться в США, а затем и в Великобритании, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии и других развитых западных странах. С 1979 г. в США стал издаваться первый в мире экологический журнал «Экологическая этика».
Австралийским философом П. Сингером, американским Т. Риганом и английским экотеологом Э. Линзи в 1970-х — 1980-х годах было сформулировано понятие прав животных, на основе которого вскоре организовалось многомиллионное Движение за освобождение животных. Американец П. Тейлор разработал универсальные экоэтические правила и принципы, а его коллеги Б. Калликот и X. Ролстон III — понятие о ценностях дикой природы.
Параллельно с экологической этикой бурно развивается биоэтика, рассматривающая этические вопросы на грани экологии и медицины.
В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы — первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.
В Российской империи впервые о гуманном, этическом отношении к животным было сказано в Уставе благочиния Екатерины II, изданном в 1782 г.
«ст. 7. Буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подними ее.
ст. 8. Блажен кто и скот милует».
Одним из первых в России экоэтические взгляды стал выражать в середине XIX века поэт Николай Щербина:
...Боюсь раздавить я ногою червя,
Что ползет под травою
Сияньем тепла наслаждаться;
Исполнен вниманьем
До всякой летающей крошки,
И груди сдержав колыханье,
В себя не втяну я дыханьем
В лучах затерявшейся мошки.
Следует отметить И. Тургенева, Ф. Достоевского и особенно Л. Толстого, немало писавших об этическом отношении к природе. А друг последнего, В. Чертков, впервые в России (1890 г.) выступил против любительской охоты, назвав ее «злой забавой» (предисловие к эссе написал Лев Толстой).
В 1899 г. в Санкт-Петербурге вышла книга врача С. Фишера «Человек и животное. Этико-юридический очерк», где впервые в России было заявлено о правах животных. Позже эту идею поддержали известные пионеры охраны природы профессора А.П. Семенов Тянь-Шанский и Г.А. Кожевников, а также Российское общество покровительства животным. А в 1903 г. в Москве вышла книга приват-доцента Московского университета, историка и общественного деятеля П.В. Безобразова, которая так и называлась — «О правах животных».
К сожалению, во времена строительства социализма об этических идеях отношения к природе не было принято ни говорить, ни думать. Особняком выделялся только Д. Андреев, посвятивший экологической этике целую главу в свой легендарной книге «Роза мира», написанной в 1940-1950 годах в тюрьме и изданной только недавно.
Некоторый интерес к этике отношения к животным стал проявляться в узкой среде высокообразованной советской интеллигенции в 1960-1970 годы. Именно тогда в центральной прессе появились дискуссии о моральности любительской охоты (благодаря статьям в центральной прессе писателей Л. Леонова и Б.Рябинина весенняя охота в 1969 г. в России была запрещена повсеместно), а при Московском, Киевском и некоторых других городских обществах охраны природы созданы секции по защите животных от жестокого обращения.
Однако фундаментально это никак не повлияло на государственную политику — Советский Союз оставался одной из немногих в мире крупных держав (вместе с Китаем и Турцией), где до 1988 г. так и не было создано Всесоюзного общества покровительства животным и единственной страной в Европе, не подписавшей страсбургской конвенции 1959 г. о безболезненном забое сельскохозяйственных животных.
 
2.3 . Материал и методика исследования
 
Описание экологической тропы по методу погружения.
По назначению тропа относится к типу учебно-познавательных и предназначена для проведения экскурсий с целью повышения экологической культуры населения. В пределах ее выделено три маршрута. Маршруты 1 и 2 предназначены для экскурсий продолжительностью до 2 ч. Их основные особенности— небольшая протяженность и высокая информационная емкость. Это очень важно для школьных экскурсий, поскольку известно, что активно воспринимать информацию учащиеся могут лишь в течение 40-60 мин. От более продолжительного маршрута они устают физически и не могут должным образом сконцентрировать внимание. Однако большое количество интересных объектов позволяет удерживать внимание школьников на протяжении всего маршрута.
Маршрут 3 предназначен для экскурсий продолжительностью 3-5 ч. Он включает в себя все объекты маршрутов 1 и 2, а также дополнительные, характерные только, для этого маршрута. Информационная емкость его значительно выше, а значит, можно существенно расширить тематику проводимых экскурсий.
На каждом маршруте подобраны места (точки), где предусмотрены остановки для показа интересных объектов и рассказа о них. Таких точек на нашей экологической тропе 18. Приведем краткое описание нескольких точек-остановок.
Начало всех маршрутов. Здесь проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, уточняются задания (если они есть), в нескольких словах описывается предстоящий маршрут.
•Располагается возле куртины аралии маньчжурской. Об этом виде и пойдет речь. В народе растение называют дальневосточной пальмой, так как она чем-то напоминает это субтропическое дерево. Экскурсовод наглядно демонстрирует экзотичность растения, рассказывает о его лекарственных свойствах, условиях произрастания, а также историю происхождения названий этого и других редких и необычных растений наших лесов.
•Эта точка располагается в верхней части склона северной экспозиции. Здесь можно не только показать одну из пробных площадей профиля, рассказать о работе ученых, но и познакомиться со многими типичными представителями приморских лесов. Все они: деревья - дуб монгольский, маакия амурская, липы маньчжурская и амурская, диморфант; кустарники - чубушник тонколистный, элеутерококк колючий, лимонник китайский; травы — подлесник красноцветковый, папоротники, вороний глаз, осоки, ландыш Кейске, аризема амурская, лесной мак весенний, купена, хлорант японский, василисник тычиночный, пионобратнояйцевидный - лишь небольшая часть растительного разнообразия приморских лесов. Учащимся необходимо знать не только редкие и экзотические растения своего края, но и типичных представителей растительного царства. Экскурсантам можно рассказать об условиях произрастания, лекарственных свойствах некоторых из перечисленных растений.
• Здесь экскурсанты знакомятся с дальневосточными лианами: актинидией коломикта, лимонником китайским, виноградом амурским. Это реликтовые растения наших лесов, имеющие ценные пищевые и лекарственные свойства. Могут выращиваться в культуре. Следует подробно рассказать об условиях их произрастания, плодоношении, жизненной форме «лиана».
• Осинник. 60—70 лет назад здесь был сильный пожар. Осина, как и береза, — порода-пионер. На гарях она появляется первой. И уже под ее пологом происходит развитие других растений. В данном случае древостой на участке состоит преимущественно из липы и осины, но уже видно, что особи последней старые, засыхают. Осина сменяется дубом, кленом, ясенем. Так происходит смена типа леса. Из года в год на «осиновом» участке в конце июня – начале июля появляются бесхлорофильные особи вертляницы одноцветковой. Показ этой диковины экскурсовод дополнит рассказом о других подобных растениях, о значении сапрофитного питания в жизнедеятельности биоценозов.
•Пойма ручья. Экскурсантам предлагается рассказ о влаголюбивой растительности. Видовое разнообразие этого участка очень богато и сильно отличается от вышерасположенных: недотрога обыкновенная, осоки, лабазник дланевидный, калужница болотная, какалия ушастая и копьелистная, папоротники, мхи - это только малая часть того, что обычно растет в поймах.
•Преобладающая растительность здесь сухие дубняки. Можно рассказать о чистых дубняках южного Приморья. Это вторичные леса, сформировавшиеся на месте хвойно-широколиственных в результате сведения последних. Интересно будет узнать и о самом дубе монгольском. Стоит подчеркнуть, что это реликтовый вид и, пожалуй, единственный среди всех реликтов, наиболее приспособленный к современному климату. Он сменил повсюду сосну густоцветковую и абрикос маньчжурский, с которыми сходен по экологическим требованиям. Весьма познавательным будет рассказ об экобиоморфах дуба монгольского, формирующихся в условиях разной влагообеспеченности.
• В этом месте экскурсовод рассказывает о редких и исчезающих видах наших лесов. Речь пойдет о самом молодом в ботаническом мире семействе орхидных, в частности о башмачках, и об исследованиях фотоценологов по их восстановлению. В заключение можно дать справку о других орхидных, произрастающих в окрестностях села Туленгут.
Весьма интересно для учащихся увидеть своеобразные разрастания побегов «ведьмины метлы», узнать, откуда они появляются. «Ведьмины метлы» — вирусное заболевание древесных пород или кустарников, характеризующееся образованием на небольшом участке ветви или ствола множества тесно скрученных, тонких, укороченных побегов в виде кустика, или метлы.
• Здесь главная достопримечательность - аризема амурская. Это редкое многолетнее травянистое растение из семейства ароидных, или аронниковых. В зависимости от сезона года рассказывается об однодомности этих растений или значении яркой окраски ягод, об экологической адаптации, строении подземных органов и др.
• Остановка в старых посадках актинидии. Первые культурные посадки актинидии коломикта сделаны научным сотрудником ГТС А.А. Титляновым. В ходе рассказа совершается экскурс в историю ГТС. Не менее важным объектом для внимания экскурсантов является экзотичное трехствольное дерево березы Шмидта - реликт и эндемик Дальнего Востока.
• Ландышевая поляна. Микрогруппировка ландыша располагается на южном склоне. При рассказе делаем упор на экологию этого вида. Южные склоны характеризуются высокой инсоляцией, дефицитом влаги, маломощными почвами. Это не очень подходящие условия для ландыша. Но в данном случае природа обеспечила оптимальные условия для произрастания растения: участок склона характеризуется не слишком большой крутизной, на нем образовалась небольшая выемка, где скапливается, опади более влажно. Все это способствовало разрастанию ландыша.
Для того чтобы научная информация воспринималась с большим интересом, ее следует дополнить легендами и мифами о встречающихся растениях, об истории их названий, практическом использовании.
Обустройство тропы. Проект предусматривает обустройство экологической тропы, не только повышающее ее информативность, но и способствующее эмоциональной разгрузке. Обустройство включает в себя создание мест для отдыха, установку информационных щитов и других наглядных пособий. Наиболее совершенный вариант учебно-познавательной экологической тропы — сочетание ее с учебным кабинетом природы. Кабинет природы — это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для наблюдения при кратковременном маршруте.
Наиболее важный прием при обустройстве тропы - установка информационных щитов. Они не только расширяют информативность тропы, но и позволяют ее посетителям самостоятельно, без экскурсовода проходить по маршрутам. Информационные щиты могут быть различной тематики, их можно периодически менять, а можно сделать универсальными (например, установить серию щитов, посвященных жизненным формам растений). На тропе обязательно размещают входной аншлаг, схему маршрутов и правила поведения.
Входной аншлаг — своеобразные ворота учебной тропы. На нашей тропе его предполагается установить в начале маршрута. Он содержит такие слова: «Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы могли увидеть сами и рассказать своим друзьям об этом лесе, о том, из чего он состоит и как живет. Мы так хотим, чтобы по этой тропе, вы почувствовали огонек желания сохранить его от любой порчи. Пожалуйста, любите наш лес».Ниже аншлага — схема маршрутов, рядом - щит, информирующий посетителей о правилах поведения на тропе.
Правила поведения на экологической тропе:
1.Ни в коем случае не сходить с тропы!
2.Не мешайте жить лесным обитателям — проходите без лишнего шума.
3.Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.
4.С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.
5.На тропе разрешена охота только на комаров и клещей.
6.Курить и разводить костры можно только в специально обозначенных местах.
7. Не сорите на тропе — вы не последние ее посетители
8. Не надо портить оборудование тропы — оно вам пригодится еще не раз!
Там, где маршрут тропы близко подходит к местам произрастания редких и краснокнижных видов, для удовлетворения любознательности посетителей и сохранности этих растений обычно рядом с тропой организуют специальные геоботанические площадки. На тропе «Туленгут» предполагается заложить такую площадку и высадить на нее не только редкие и исчезающие виды, но и типичные для наших широт растения, не произрастающие в данной местности по каким-либо причинам.
 
Рисунок 1. Информационныйщит
Информационныйщит«Жизненныеформырастений: деревьяикустарники»наЭП«Туленгут»: 21 виддеревьев: дубмонгольский, кленымелколистныйзеленокорый, ложнозибольдов, бородчатый, липаамурская иманьчжурская, маакияамурская, грабсердцелистный, диморфантсемилопастной, мелкоплодникольхолистный, ильмыгорный, долинный, березыдаурская, белая, орехманьчжурский, трескун (сиреньамурская), соснагустоцветковая, ясениманьчжурский, носолистный, осина; 19 видовкустарников: лещиныманьчжурская, разнолистная, чубушниктонколистный, элеутерококкиколючий, сидячецветковый, жимолостираннецветущая, золотистая, калиныбурейскаяиСаржента, смородинаМаксимовича, леспедецадвуцветная, бересклетымалоцветковый, священный, крушинадиамантская, рододендроностроконечный, барбарисамурский, боярышник, бузинашироко-листочковая, рябинникрябинолистный. Помимо элементов благоустройства, направленных на повышение информативности тропы, существуют так называемые малые архитектурные формы. Они служат для повышения безопасности и комфортности тропы. В местах для отдыха устанавливают столы (высота 83 см, длина 3 м, ширина 40 см) и лавки (высота 60 см, длина 3 м, ширина 20 см). Для разрядки обстановки и снятия усталости можно повесить «универсальные барометры» (веревочка с грузом). Рядом поместить инструкцию следующего содержания:
 
«Если веревочка висит спокойно – погода хорошая;
если качается - ветер;
если мокрая - дождь;
если заледеневшая - мороз;
если ее не видно - значит, темно;
если упала - землетрясение».
Своеобразными объектами показа местной флоры могут быть не только живые растения, но, например, «пни». На них с помощью тонких концентрических кругов краской отмечают отдельные десятилетия, столетия или даже целые геологические эпохи. Таблички внутри этих периодов сообщат о тех или иных событиях, произошедших в это время. Конечно, все это весьма условно, так как на тропе нет пней, а тем более деревьев, проживших сотни лет. Но это необычное наглядное пособие, сразу привлекающее внимание. Экскурсанты, не торопясь, смогут изучить такую геохронологическую таблицу в процессе отдыха.
Не менее важный этап при оборудовании тропы — определение допустимых рекреационных нагрузок. Леса села Туленгут находятся на границе разных природных зон: лесостепной и смешанных хвойно-широколиственных лесов. Они многократно пройдены пожарами, и экологическая устойчивость их существенно подорвана. Поэтому для них необходимо определить рекреационные нагрузки, которые впоследствии могут привести к преждевременной дигрессии растительного покрова.
 
2.4 Результаты исследования
Окончанием урока является расчет «рекреационной нагрузки»  экологической тропы по методу погружения.
Под величиной «рекреационная нагрузка» понимается суммарное количество времени, проведенного отдыхающими на единице площади с учетом вида отдыха. Этот показатель принято измерять в чел/га. Величина предельно допустимой нагрузки — основной показатель, характеризующий устойчивость биогеоценоза. Для ее определения используют формулу:
 
 
где Rep — средняя предельно допустимая нагрузка, чел/га; Ri - предельно допустимые нагрузки отдельных участков, чел/га (в нашем случае Ri равна 2 чел/га); Si - площадь этих участков, га.
Исходя из предельно допустимой нагрузки рассчитывается рекреационная емкость территории (Е, чел) по формуле:
 
Если за отдельные участки принять размеры пробных площадей ЭП, то средняя допустимая рекреационная нагрузка экологической тропы «Туленгут» будет равна:
 
 
Так как тропа занимает 6,7 га, то нагрузка на всю территорию будет равна 6,7x2 = 13,4 или 13 чел. Следовательно, максимальная численность экскурсионной группы на тропе не должна превышать 13 человек.
 
Экологические тропы очень удобны при проведении тематических экскурсий для посетителей разных категорий и особенно как дополнение к учебным школьным программам. Оптимальный количественный состав групп позволит не только сохранить местную природу, но и будет способствовать более качественному усвоению получаемых знаний.
Таким образом, практическая реализация предложенного нами проекта позволит не только заниматься экологическим просвещением, но и сделает доступными для населения результаты научных исследований сотрудников села Туленгут.
 
  
 
Заключение
 
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различнын методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природею Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. На эксперименте приведенном в курсовой работе мы убедились, что экологические знания переданные учащимся посредством игры усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика.

 
Литература
 
1.Андреев Д., Роза мира. – М.: Товарищество Клышников-Комаров и К., 1999.
2. Борейко В.Е.,Грищенко В.Н., Спутник юного защитника природы, изд. Второе, дополн. – К.: КЭКЦ, 1999.
3.Борейко В.Е., Прорыв в экологическую этику, изд. в третье, дополн. – К.: КЭКЦ, 2003.
4. Борейко В.Е., Краткий курс экологической этики. – К.: КЭКЦ, 2004.
5. Волна. Экологический журнал, 2003. - №3 (36). Спецвыпуск о правах природы.- Иркутск.
6. Гуманитарный экологический журнал, 1999-2004.- тт. 1-6.     
7. Павлова Т.Н ., Биоэтика в высшей школе. – М.:Дрофа,1997.
8. Риган Т., В защиту прав животных. К.: КЭКЦ, 2004.  

Наверх

www.webmoney.ru Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Студенческий Маяк © 2010 - 2012   ИП Каминская О.В. ОГРНИП 310774602801230
При использовании материалов активная ссылка на StudMayak.ru обязательна.