Выберите букву:

Влияние ровности дорожного покрытия на безопасность движения - скачать бесплатно - Реферат

- Вы можете скачать эту работу совершенно бесплатно
 
Реферат
«Влияние ровности дорожного покрытия на безопасность движения»
  
Оглавление
Введение
1.Факторы, влияющие на ровность дороги
2. Влияние мероприятий по повышению ровности покрытий на аварийность и пропускную способность
3. Работы по повышению ровности покрытия
Заключение
Список литературы
 
  
Введение
 
Ровность дорожного покрытия является одним из основных показателей, характеризующих удобство движения по дороге и оказывающих решающее влияние на скорость движения автомобилей и транспортную работу дороги в целом.
При плохом состоянии дорожного покрытия значительно ухудшаются условия движения: появляются вредные для водителя и автомобиля вибрации, существенно усложняются условия работы водителя, так как ему длительное время приходится отслеживать состояние проезжей части, часто изменяя траекторию движения, осуществляя торможение и разгоны. Всем этим внимание водителя отвлекается от других важных с точки зрения безопасности дорожного движения элементов дороги и автомобиля. Поэтому ухудшение ровности дорожного покрытия приводит к повышению аварийности.
Степень ровности дорожного покрытия оценивается по зазору между нижней плоскостью рейки, уложенной на проезжую часть, и поверхностью дорожного покрытия.
Постараемся в данной работе выяснить влияние ровности дорожного покрытия на аварийность, пропускную способность, влияние на окружающую среду.
 
  
1.    Факторы, влияющие на ровность дороги
 
Дорожными нормативами большинства стран мира предусмотрены определенные требования к значениям показателей ровности покрытий автомобильных дорог, несоблюдение которых приводит к серьезным последствиям, особенно в части обеспечения безопасности дорожного движения. В постсоветских странах, в частности, в России нормативные межремонтные сроки службы дорожных покрытий устанавливают по моменту достижения ими предельно допускаемого эксплуатационного состояния, оцениваемого их ровностью. Значения последней взаимоувязаны с безопасностью движения и проектным уровнем надежности дорожной конструкции в целом.
Асфальтобетонные покрытия, как правило, долго не выдерживают таких многократно повторяющихся перегрузок, так как нормативное значение коэффициента динамичности, принимаемое при прочностных расчетах дорожной одежды, не превышает 1,15. Вот почему в местах появления различных дефектов, деформаций и неровностей на покрытии размеры последних очень быстро увеличиваются, еще в большей степени ухудшая показатели дороги по ровности.
Можно выделить 6 групп факторов, каждая из которых определенным образом влияет на ровность укладываемого дорожно-строительного материала. Это подготовка и состояние основания под укладку асфальтобетонных слоев, состав и состояние асфальтобетонной смеси, особенности доставки смеси на укладку и ее загрузки в бункер укладчика, техническое состояние, правильность настройки и режим работы отдельных механизмов, рабочих органов и в целом самого укладчика, несовершенный тип, плохая настройка или не очень точная и стабильная работа копирной лыжи и автоматической системы укладчика по поддерживанию поперечных уклонов и ровного продольного профиля укладываемого покрытия, а также неточная работа дорожных катков, идущих за укладчиком. Последние способны существенно ухудшить ровность хорошо устроенного укладчиком покрытия.
Сегодня трудно представить себе современный асфальтоукладчик без автоматической системы поддержания заданного поперечного уклона и ровности продольного профиля покрытия дороги. Лет 40-45 назад функцию этой автоматики выполняли два оператора выглаживающей плиты, вручную корректируя угол атаки этой плиты и ее поперечное положение. Затем, после внедрения на строительных и дорожных машинах гидравлики, а на укладке асфальтобетона — копирных струн и лыж, появилась возможность перевести процесс управления рабочей плитой укладчика и качеством устройства покрытий в автоматический режим. В результате чего показатели ровности дорог заметно улучшились.
Смысл работы автосистемы укладчика со струной или лыжей состоит в том, что в качестве базовой поверхности, от которой должна работать система, не может быть принята реальная поверхность нижележащего основания с ее возможными буграми, впадинами и волнами. Для этого нужна либо ровно и туго натянутая по нивелиру бесконечная струна, либо длинная жесткая лыжа, скользящая по основанию совместно с перемещением укладчика и нивелирующая, т.е. сглаживающая, бугры и впадины до более ровного продольного профиля поверхности будущего слоя покрытия.
За вертикальным положением линии профиля или лыжи следит щуповый датчик автоматики, опирающийся на струну или лыжу и посылающий соответствующие сигналы в блок сравнения, из которого поступают управляющие команды в гидравлическую систему гидроцилиндров подъема или опускания шарнирной точки крепления продольных брусьев рабочей плиты. Это команды на изменение угла атаки рабочей плиты, и таким образом, на корректировку толщины укладываемого слоя асфальтобетона.
  
2. Влияние мероприятий по повышению ровности покрытий на аварийность и пропускную способность
 
Было проведено только два исследования, которые количественно показывают влияние на число ДТП мероприятий по повышению ровности дорожного покрытия (Loxton og Andrews, 1988; Al-Masaeid, Sinha og Kuczek, 1993). Первое исследование было проведено в Австралии, второе - в США. На основании этих двух исследований влияние устранения неровностей дорожного покрытия на количество ДТП может быть определено следующим образом (см. табл. 1.).
 

Тяжесть ДТП
Процентное изменение количества ДТП
Влияние на тип ДТП
Наилучший результат
Пределы колебания результатов
Травматизм
Все виды ДТП
+10
-5; +30
Материальный ущерб
Все виды ДТП
+10
-5; +30

Таблица 1. Влияние устранения неровностей дорожного покрытия на количество ДТП
 
Устранение неровностей на дорожном покрытии фактически приводит к увеличению числа ДТП на 10%. Это относится как к количеству пострадавших, так и к материальному ущербу. Однако изменения в показателях ДТП статистически ненадежны.
Возможным объяснением того, что устранение неровностей дорожного покрытия не повышает безопасности движения является то, что водители на не ровном покрытии снижают скорость, меняют часто траекторию движения (чтобы избежать проезда по крупным неровностям) и повышают внимание при объезде неровностей.
Очевидно, что неровности на дорожном покрытии приводят к снижению скорости движения (Karan, Haas og Kher, 1976; Anund, 1992). Величина снижения скорости зависит от количества участников движения и от размера неровностей на дорожном покрытии, и может достигать 10 км/ч.
 
3. Работы по повышению ровности покрытия
 
Под устранением неровностей на дорожном покрытии подразумевается заделка выбоин в дорожном покрытии, заполнение больших трещин, а также устранение других дефектов в местах, где имеют место существенные неровности дорожного покрытия. Комплексное восстановление дорожного покрытия  позволяет повысить ровность покрытия.
Не найдено какого либо анализа эффекта от средств, вложенных на реализацию мероприятия. Для того, чтобы проиллюстрировать возможное такое влияние, приводится один пример расчета. Во-первых, предполагается, что количество ДТП возрастет на 10%. Во-вторых, расходы на реализацию мероприятия составляют 10% от затрат на общее обновление дорожного покрытия.
Расчет показывает, что выгода от устранения неровностей или ямочности достигается в виде экономии времени и эксплуатационных расходов транспортных средств и превышает потери, вызванные увеличением количества ДТП как вне населенных пунктов, так и в населенных пунктах и на автомагистралях. Чистая выгода превышает затраты на реализацию мероприятия. Следовательно, реализация мероприятия может считаться социально-экономически выгодной, хотя мероприятие не способствует повышению безопасности движения.
Наличие колей, выбоин, ямочности и других не ровностей на дорожном покрытии может привести к потери водителем контроля над траекторией движения и управляемостью автомобиля. Большие выбоины на дорожном покрытии увеличивают износ транспортных средств и могут вызвать их поломку.
Не установлено, какое влияние оказывают неровности дорожного покрытия как фактор риска ДТП. В 1988 году в Норвегии фактор "неровности дорожного покрытия" был зафиксирован как основная причина происшествия в 10 ДТП с травматизмом, зарегистрированных полицией. Характерно, что в этом же году полицией было всего зарегистрировано 8167 ДТП с травматизмом (Центральное статистическое бюро, 1989). Таким образом доля происшествий с фактором "неровности дорожного покрытия" была 0,1%. Вместе с тем наличие неровностей на дорожном покрытии может сыграть определенную роль в развитии событий, приведших к ДТП, хотя сами неровности не являлись причинами, вызывавшими ДТП.
При проведении работ по улучшению состояния дорожного покрытия должны устраняться крупные неровности с тем, чтобы опасность потери контроля над транспортным средством снижалась. Другая цель такой меры - уменьшение износа транспортного средства и повышение комфортабельности поездки.
 
 Заключение
 
Ровность дорожного покрытия - показатель состояния поверхности покрытия дороги. Характеризует удобство движения по дороге и оказывает решающее влияние на скорость движения и транспортную работу дороги в целом.
Итак, как выяснилось, устранение неровностей на дорожном покрытии фактически приводит к увеличению числа ДТП на 10%.Водители на не ровном покрытии снижают скорость, меняют часто траекторию движения (чтобы избежать проезда по крупным неровностям) и повышают внимание при объезде неровностей, что объясняет данный факт.
Очевидно, что неровности на дорожном покрытии приводят к снижению скорости движения. Величина снижения скорости зависит от количества участников движения и от размера неровностей на дорожном покрытии, и может достигать 10 км/ч.
Однако однозначно сказать о влиянии ровности дорожного покрытия на безопасность сказать нельзя. Зачастую, особенно в России, неровность дороги вызывает поломки автотранспорта, в следствии чего аварийность резко возрастает.
 
 Список литературы
 
1. Эксплуатация автомобильных дорог. Методические указания к практическим
занятиям по курсовому проектированию для студентов спец.
2. ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог, -
Москва, «Транспорт», 1989.
3. СНиП 2.05.02-85 - Автомобильные дороги / Госстрой СССР. - М.: ЦИТП
Госстроя СССР, 1989.
4. Леонович И.И. Эксплуатация а/д и организация дорожного движения; - Мн.:
Высшая школа, - 1988.
5. Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника /
А.П.Васильев, В.И.Баловнев и др. Под ред. А.П.Васильева. - М.: Транспорт,
1989.
    
 

Наверх

www.webmoney.ru Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Студенческий Маяк © 2010 - 2012   ИП Каминская О.В. ОГРНИП 310774602801230
При использовании материалов активная ссылка на StudMayak.ru обязательна.