Выберите букву:

Международные расчёты и финансирование. Виды и типы коносаментов и порядок их оформления - скачать бесплатно - Реферат

- Вы можете скачать эту работу совершенно бесплатно
 
 
Реферат по дисциплине
«Международные расчёты и финансирование»
 
Содержание
Введение
1.Сущность коносамента
2. Виды коносаментов
3. Типы коносаментов
4. Правила заполнения коносамента
Заключение
Список литературы
 
   
 
Введение
 
Сегодня в практике грузоперевозок активно используется документ, который называется коносамент. Он выдается перевозчиком владельцу груза, одновременно удостоверяя права собственности последнего. Использование подобного документа подразумевает выполнение определенных функций, выполняемых им. Коносамент может служить распиской в получении груза для его последующей перевозки. В нем описывается видимое состояние отгруженного товара. Коносамент может заменить товарно-транспортную накладную, а также подтвердить договор, заключенный между перевозчиком и владельцем. Кроме того, коносамент используется в качестве товарораспорядительного документа. Его часто используют как обеспечение кредита, выдаваемого под отгружаемые товары.
Первоначальное использование коносамента предполагало морские грузоперевозки. Сегодня он охватывает все виды транспорта и применяется в мультимодальных грузоперевозках. При этом коносамент называют сквозным. Оформление и использование коносамента регулируется соответствующими законами и международными конвенциями. Имеется несколько разновидностей этого документа. Классикой считается ордерный коносамент, к которому может прилагаться передаточная надпись – индоссамент. Количество подобных надписей обычно не ограничивается. Этот нюанс широко используется и благодаря нему груз можно перепродавать. Используется и чистый, бортовой, с оговоркой, оборотный, именной, линейный пароходный, на предъявителя, чартерный коносамент.
Для грузоотправителей и грузополучателя коносамент является одновременно и документом, предоставляющим правомочность на рейс, и документом, подтверждающим право на груз. Владение коносаментом, который является оборотным документом, позволяет установить эффективный контроль за грузом.
 
1.     Сущность коносамента
 
Коносамент (bill of lading) - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Для стран-участниц коносаментные перевозки грузов регулируются Международной конвенцией по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1921 г. (Гаагские правила); Брюссельским протоколом 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. (Правила Гаага-Висби); Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила), которая поглощает Гаагские правила и правила Гаага-Висби. Около 40 стран мира присоединились к Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г., но Россия не является её участницей[1].
С юридической точки зрения коносамент выполняет три основные функции:
1.                 Является официальной квитанцией судовладельца (перевозчика), подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или, по крайней мере, получены под охрану судовладельца для цели отправки.
2.                 Удостоверяет заключение договора морской перевозки, который фактически заключается до подписания коносамента, и повторяет в деталях его содержание.
3.                 Является товарораспорядительным документом на товары, позволяющим покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставления коносамента. Таким образом, коносамент предоставляет право собственности на товары.
 
2. Виды коносаментов
 
 Коносаменты различаются по способу передачи права собственности на товары на следующие виды этих документов:
- Бортовой коносамент – On Board Bill of Lading (Board B/L) – удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы реально погружены на судно.
- Долевой коносамент – Delivery order – товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Долевой коносамент – распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу.
- Застрахованный коносамент – Insured Bill of Lading – представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования, применяется при перевозке грузов в контейнерах.
- Именной коносамент – Straight Bill of Lading (Straight B/L) – составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Выдать груз другому лицу можно лишь на основании сделки, оформленной с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования[2].
- Коносамент на предъявителя – передается в обмен на груз путем простого вручения.
- Коносамент на груз, принятый для погрузки – Received for shipment Bill of Lading (Received for shipment B/L) – коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.
- Линейный коносамент – Liner bill of Lading (Liner B/L) – коносамент, выдаваемый судоходной компанией или от ее имени и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием.
- Коносамент с оговорками ("нечистый" коносамент, "грязный" коносамент) – Claused bill of Lading (Claused B/L; Unclean bill of lading) – коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза и/или упаковки.
- Местный коносамент – Local bill of Lading – со ссылкой на сквозной коносамент, по которому груз принят к перевозке. Местные коносаменты имеют служебное значение для отчетности линии, порта и не являются товарораспорядительными документами.
- Ордерный коносамент или оборотный коносамент – Order bill of lading; Negotiable bill of landing (Negotiable B/L) – по которому груз передается либо "приказу" грузоотправителя, либо "приказу" грузополучателя, либо "приказу" банка, либо по передаточной надписи того, чьему "приказу" он составлен. Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу" получателя, то считается, что он составлен "приказу" отправителя. "Приказ" – пометка о том лице, которому передается груз. Допустим, получатель не может работать с грузом в порту назначения, в этом случае груз принимает экспедитор, который и будет этим лицом. Коносаменты ордерные и на предъявителя являются оборотными (negotiable bill of lading), то есть дают их держателю возможность распоряжаться товарами, пока они находятся в пути или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Если грузоотправитель намеревается получить оборотный коносамент, он указывает в коносаменте: "приказу имярек". Оборотные коносаменты предпочтительнее в некоторых видах международной торговли, т.к. с их помощью груз тоже фактически становится оборотным.
Оборотная форма коносаментов обычно применяется при торговле зерном, нефтью и прочих товаров, коносаменты на которые в пути продаются и покупаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии. На практике чаще применяются необоротные коносаменты (non-negotiable bill of lading), применение которых предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна.
- Прямой коносамент – Direct bill of lading – коносамент, покрывающий отгрузку между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне.
- Сборный коносамент или групповой коносамент – Combined (Collapsible) bill of lading – на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей.
- Сквозной коносамент – Through Bill of Lading (Through B/L, TBL) – предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения. Такие перевозки возможны при наличии у перевозчика нескольких регулярных линий в различных направлениях или по договоренности между двумя перевозчиками – принимающим груз в порту отправления и доставляющим его дальше от порта перевалки. Обычно перевозчики, совместно перевозящие груз по сквозному коносаменту, оговаривают свои взаимные обязательства – каждый перевозчик отвечает только за тот участок пути, на котором он совершает перевозку. При сквозном коносаменте важно наличие четких отметок о передаче груза от одного перевозчика к другому.
- Sea waybill - это электронный документ, подтверждающий право владения грузом, упрощённый коносамент, который передаётся грузоотправителем грузополучателю после выдачи упомянутого документа. Он представляет собой упрощённую форму документации, прежде всего, для долгосрочных сделок между постоянными партнёрами или филиалами больших фирм, когда между отправителем и получателем груза существует достаточно высокая степень доверия
 
3. Типы коносаментов                          
 
Выше сказано, что коносамент – это доказательство наличия договора о перевозке, но не сам договор. Поэтому коносамент не является сам по себе договором между грузоотправителем и судовладельцем, т.к. грузоотправитель не принимает участия в подготовке коносамента и не подписывает его, может «позволить» судну следовать любым маршрутом и заходить с грузом в любой порт, помимо порта его назначения. При перевозке грузов по чартерам, условия коносамента всегда подчиняются условиям последних, т.е. судно не может допустить «вольностей».
Различают типы коносаментов:
-Морской (только на морскую часть перевозки)
-Коносамент на смешанную перевозку или мультимодальный коносамент (bill of lading for multimodal transport).
Коносамент является и распиской на отгруженный груз. Любая запись в коносаменте, касающаяся количества груза, не является неоспоримой, даже если капитан расписывается за количество груза[3].
Наличие коносамента лишает судовладельца права отрицать, что груз находится на борту, но, в свою очередь, если в коносаменте имеются слова «около» или «вес и количество неизвестны», то он (коносамент) не является достаточным доказательством количества груза.
Коносамент подписывается перевозчиком или капитаном судна, а также их агентом, который должен отметить, от имени кого он выступает. На коносаменте должна быть отметка и дата погрузки товара на борт судна. Если коносамент выписывается по приказу грузоотправителя, то последний должен проставить передаточную надпись на обороте этого документа. В коносаменте не должна содержаться ссылка на чартер-партию.
 
4. Правила заполнения коносамента
 
C 1 апреля 2012 года, в связи с изменениями оформления транзитного груза в странах ЕС, все судовладельцы вынуждены ужесточить требования к заполнению коносаментов.
  Не  существует  единых правил заполнения коносаментов всех видов. Каждая транспортная компания самостоятельно разрабатывает как внешний вид коносамента, так и текст договора перевозки (на обратной стороне документа, мелким и не четким шрифтом), и собственно сами правила заполнения документа. Правила Гаага-Висби 1968 г. и Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ 1999г.) (ст.144) оговаривают лишь обязательные данные подлежащие включению в коносамент, их всего 11: о перевозчике, отправителе и получателе, грузе, подписи перевозчика или уполномоченного им лица и т.д.
 Таковы принципы классического английского права: Разрешено всё, что гне запрещено впрямую. А морское право суть порождения английского.
Обязательные реквизиты коносамента:
 Предоставляется грузоотправителем:
Наименование грузоотправителя и его местонахождение. Графа: "Shipper".
Порт разгрузки согласно договору морской перевозки. Графа: "Port of Discharge".
Наименование грузополучателя и его местонахождения. Графа: "Consignee".
- Наименование груза, необходимые для идентификации груза, число мест и масса груза указание на опасный характер груза или особые свойства. Если груз отправлен по одному коносаменту в нескольких контейнерах, необходимо указывать вес и количество в каждом контейнере. Графа: "Description of Packages And Goods".
Вносятся перевозчиком (агентом океанской, морской или фидерной линии):
- Наименование перевозчика.
- Портпогрузки. Графа: "Port of Loading".
- Число оригиналов коносамента. Графа: "Number of Original".
- Дата и место выдачи коносамента.
Важнейшим свойством коносамента является то, что реализация прав, заключенных в бумаге, возможна только при физическом предъявлении оригинала или оригиналов. Копии документа, электронная или любая другая не имеют никакой юридической силы.
Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора. Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия. По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.
Коносамент удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта[4].
Как линейный, так и чартерный коносамент определяют отношения между перевозчиком и третьим лицом - добросовестным держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.
          В коносаменте, как ценной бумаге, должны быть определенные обязательные реквизиты: сведения о грузе. Их отсутствие лишает коносамент функций товарораспорядительного документа, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу. Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различаются коносаменты именной, ордерный, на предъявителя (рис.1).

 
Рис.1 Пример оформления коносоменто
Контейнерный коносамент представляет собой документ, подпадающий под действие Гаагско-Висбийских правил. Однако при его использовании возникает ряд проблем, основная из которых связана с его доказательственной функцией. Будучи распиской в приеме груза, такой коносамент не может гарантировать соответствие сведений, в нем указанных, фактическому состоянию, количеству и качеству грузов, поскольку состояние товара, загруженного в контейнер с самого начала операции по перевозке до окончательной выгрузки у покупателя, никоим образом не может быть проконтролировано перевозчиком. Отсюда возникает невозможность выдачи "чистого коносамента", требуемого правилами международной торговли. Проблема может усугубиться в случае, если грузоотправитель занимает не полный контейнер (LCL).
Самым распространенным приемом для выхода из указанной ситуации становится оговорка "said to contain", "said by shipper to contain", "shippers load and count", что равнозначно оговорке "Weight and quality unknown", которая в отношениях к третьему лицу — приобретателю товара снимает ответственность за содержа ние контейнера с перевозчика, что во многом противоречит принципам Гаагско-Висбийских правил, где в ч. 8 ст. 3 говорится, что "любая оговорка, условие или соглашение в договоре перевозки, освобождающее перевозчика или судно от ответственности за потери или убытки, касающиеся груза, возникшие вследствие небрежности, вины или неисполнения обязанностей и обязательств, предусмотренных в настоящей статье, или уменьшающие такую ответственность иначе, чем это предусмотрено настоящей Конвенцией, считаются ничтожными, недействительными и не имеющими силы. Условие об уступке страхового возмещения перевозчику или любое подобное условие должны рассматриваться как освобождающие перевозчика от ответственности". Такая оговорка, таким образом, есть не что иное, как subterfugio перевозчика.
Документы смешанной перевозки грузов. Часто бывает, что один перевозчик не может обеспечить полностью операцию по перевозке товаров до конечного места назначения. В этом случае возникает потребность в услугах нескольких транспортных предприятий, обеспечивающих перемещение груза различными видами транспорта — морского, сухопутного, авиационного. Современные технологии позволяют произвести транспортировку без так называемого "нарушения единства груза". В этом случае возникает необходимость предоставления отправителю документа, охватывающего все фазы транспортировки. Такими документами становятся сквозной коносамент и документ смешанной перевозки грузов.
 
   
Заключение
 
Коносамент – важнейший товарораспорядительный документ, «несущий на себе» и множество других коммерческо-правовых нагрузок.
С коммерческой и юридической точки зрения значимость коносамента такова: (функции)
– это расписка перевозчика или его агента, подтверждающая, что груз погружен на определенное судно или принят на склад для погрузки;
– это доказательство договора морской перевозки между грузоотправителем и судовладельцем. Коносамент в качестве договора морской перевозки выдается, как правило, после заключения контракта на перевозку. В этом его отличие от чартера, который фактически содержит в себе все условия перевозки, и если грузоотправитель является также фрахтователем, условия чартера имеют преимущества перед коносаментом. В связи с этим важно, чтобы условия контракта на перевозку не расходились с условиями в коносаменте;
– это ценная бумага. Будучи распиской перевозчика. подтверждающей получение груза на борт судна, а так же наделенный грузоотправителем как negotiable instrument, коносамент выступает как «титульный» документ, который позволяет покупателю распоряжаться грузом, когда он находится еще в пути, передавать право на владение грузом.
Коносамент — важный документ, предоставляющий всем сторонам (участникам торгов и перевозки товара/груза): перевозчику, продавцу, покупателю, грузоотправителю, банку – преимущество юридической защиты, коммерческой выгоды и финансовой сделки. Для владельца груза и перевозчика это доказательство наличия договора о перевозке (чартера), приема груза к перевозке и товарораспорядительный документ.
 
 
 
Список литературы
 
1.     Авагян Г.Л., Вешкин Ю.Г. Международные валютно-кредитные отношения: учебное пособие.- М.: Экономисть, 2009.
2.     Аникин О.Б. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: учеб. Пособие.- М.: Флинта: МПСИ, 2008.
3.     Антонов В.А. Мировая валютная система и международные расчеты. - М.: ТЕИС, 2007.
4.     Антонов В.А. Мировая валютная система и международные расчеты.- М.: ТЕИС, 2007.
5.     Карелин В.С. Международные валютно-кредитные отношения: Практикум.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков» и К, 2006.
6.     Международные валютно-кредитные отношения и финансовые отношения. – Учебник / Ред. Л.Н. Красавина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009
7.     Международные экономические отношения. - Учебник / Ред. В.Е. Рыбалкин - 2-е изд. - М.: Бизнес-школа 2010
8.     Международные валютно-кредитные и финансовые отношения\ Под ред. Л.Н. Красавиной. Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2008.
9.     Международные экономические оношения/ Под ред. И.П.Фаминского. - М.: Экономистъ, 2009
10.Михайлов Д.М. Международные контракты и расчеты.- М.: Юрайт, 2010
11.Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность/Учебник.-М.: Экономистъ, 2010
12.Феонова Л.А. Внешнеторговые контракты. - М.: ПРИОР. 2011
 
 
 
 



[1] Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность/Учебник.-М.: Экономистъ, 2010 – С.53
 


[2] Международные валютно-кредитные отношения и финансовые отношения. – Учебник / Ред. Л.Н. Красавина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009 – С.54
 


[3] Карелин В.С. Международные валютно-кредитные отношения: Практикум.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков» и К, 2006. – С.108
 


[4] Авагян Г.Л., Вешкин Ю.Г. Международные валютно-кредитные отношения: учебное пособие.- М.: Экономисть, 2009. – С.73
 

Наверх

www.webmoney.ru Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Студенческий Маяк © 2010 - 2012   ИП Каминская О.В. ОГРНИП 310774602801230
При использовании материалов активная ссылка на StudMayak.ru обязательна.