Выберите букву:

Организация и порядок голосования - скачать бесплатно - Реферат

- Вы можете скачать эту работу совершенно бесплатно
 
 
Организация и порядок голосования
 
  
Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Помещение для голосования…………………………………………………..4
2. Время голосования……………………………………………………………..6
3.Документы, на основании которых выдается
избирательный бюллетень……………………………………………………….8
4. Основные требования к организации и проведению
голосования вне помещения для голосования…………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
 
  
Введение
 
         Под избирательным процессом в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Избирательный процесс это один из наиболее значимых институтов, который регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в органы местного самоуправления.
Избирательный процесс в Российской Федерации проводится строго в соответствии с нормативными актами, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов.
Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав в Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.
 
 
 
1.     Помещение для голосования
 
Наиболее распространенным способом волеизъявления является голосование на избирательных участках. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если должность главы не предусмотрена, – лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления. В качестве такового по решению представительного органа местного самоуправления могут выступать глава администрации, управляющий делами и другие представители муниципального органа управления. Ни в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[1] (далее Федеральный закон «Об основных гарантиях…»), ни в большинстве законов субъектов РФ не содержится указания на срок предоставления участковым комиссиям помещений для голосования. Это следует признать серьезным упущением. Если при проведении федеральных и региональных выборов не оговоренные в законе нормативы, как правило, «спускают сверху», то при муниципальных выборах у глав местного самоуправления в данном вопросе появляется полная свобода собственного усмотрения. Можно представить такую ситуацию, когда глава муниципального образования или иное уполномоченное должностное лицо по тем или иным причинам заинтересовано в срыве выборов. В условиях отсутствия нормативно установленного срока предоставления участковой избирательной комиссии помещения для голосования данное помещение может быть предоставлено в распоряжение в день, предшествующий голосованию. А это означает, что участковая избирательная комиссия не сможет произвести весь комплекс подготовительных мероприятий, необходимых для обеспечения процедуры голосования. Перечень организационных мероприятий довольно широк. Так, согласно статье 61 Федерального закона «Об основных гарантиях…»[2] в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, вывешивает увеличенную форму протокола об итогах голосования, размещает стационарные ящики для голосования, также могут устанавливаться технические средства подсчета голосов. Наиболее часто для голосования используются помещения школ, других учебных заведений, учреждений культуры. Их временное перепрофилирование для нужд голосования также требует определенного времени. Кроме того, отечественные традиции организации голосования требуют подготовки такого не указанного ни в одном нормативном правовом акте мероприятия, как буфет для голосующих. Таким образом, в неподготовленном помещении практически невозможно проведение процедуры голосования, либо это будет сопряжено со значительными нарушениями прав избирателей, других участников выборного процесса. В условиях отсутствия указания на срок предоставления помещения участковой избирательной комиссии отсутствует возможность обжалования таких действия главы муниципального образования, так как по формальным признакам отсутствует какое-либо нарушение законодательства, хотя все признаки срыва процедуры голосования налицо. Исходя из приведенных доводов, можно констатировать необходимость нормативного закрепления срока предоставления помещения в распоряжение участковой избирательной комиссии. Впрочем, в ряде субъектов Российской Федерации данный пробел был восполнен. Так, в Избирательном кодексе г. Москвы[3] установлено, что помещение для голосования предоставляется не позднее чем за три дня до дня голосования. В Законе «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области»[4] указано, что помещение предоставляется не позднее чем за два дня до голосования. В Кодексе Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц[5] определено, что участковая комиссия размещает необходимые сведения не позднее чем за 15 дней до дня голосования. 
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины для голосования так, чтобы это оборудование находилось в поле зрения членов комиссии и наблюдателей. Законодательство некоторых субъектов Российской Федерации предъявляет повышенные требования к помещениям для голосования на избирательном участке. Так, Закон «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Приморском крае»[6] предусматривает, что помещение для голосования должно располагаться в одном здании с помещением участковой избирательной комиссии. Не допускается также расположение двух или более избирательных участков или проведение выборов двумя или более избирательными комиссиями в одном помещении (зале, холле здания)
 
2. Время голосования
 
Голосование проводится 8.00 до 20.00 часов по местному времени.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.
В день голосования не позднее 7 часов по местному времени председатель участковой избирательной комиссии либо его заместитель в присутствии не менее двух членов избирательной комиссии открывает помещение избирательного участка, проверяя при этом целостность оборудования и сохранность документации.
В случае обнаружения каких-либо повреждений оборудования, недостатка либо подлога документации и иных нарушений составляется соответствующий акт.
Досрочное прекращение голосования участковой избирательной комиссией, если по избирательному участку проголосовали все включенные в список избиратели, не допускается в связи с возможностью прибытия избирателей, не включенных в списки избирателей, но зарегистрированных на территории избирательного участка.
Наблюдатель вправе приступить к работе в любое время с начала работы УИК и до окончания подведения итогов голосования на избирательном участке.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Избирательный бюллетень заполняется шариковой ручкой (фломастером, перьевой ручкой и др.). Заполнение избирательного бюллетеня карандашом не допускается.
В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того зарегистрированного кандидата, за которого он голосует.
Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что:
- письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре;
- к избирателю не направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования.
Избирателю, не имеющему паспорта или заменяющего его документа, избирательный бюллетень не выдается.
Если избиратель имеет при себе паспорт или заменяющий его документ, удостоверяющий его личность, возраст и принадлежность к гражданству Российской Федерации, но в указанных документах отсутствует штамп, подтверждающий его место жительства такому избирателю, если данных о нем нет в списке избирателей, избирательные бюллетени не выдаются.
 
3. Документы, на основании которых выдается
избирательный бюллетень
 
         Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Документ, заменяющий паспорт гражданина, - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом.
На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
- военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
- временное удостоверение личности (форма 2П) гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (образец № 18);
- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
- справка установленной формы для участия в выборах, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых,     в порядке, утверждаемом уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.
При предъявлении удостоверения личности военнослужащего подтверждением гражданства Российской Федерации является вкладыш к данному удостоверению, свидетельствующий о принадлежности к гражданству Российской Федерации.[7]
Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. Испорченный избирательный бюллетень, на котором член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, незамедлительно погашается.[8] Составляется акт о погашении испорченного избирательного бюллетеня и передается секретарю УИК в обмен на новый избирательный бюллетень.
Аналогичный порядок используется при голосовании вне помещения для голосования, при этом избиратель на своем заявлении расписывается в получении второго избирательного бюллетеня. Испорченный избирательный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 статьи 69 Федерального закона «О выборах Президента РФ»[9] (избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить бюллетени).
Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом зарегистрированного кандидата, наблюдателем, уполномоченным представителем политической партии.
В этом случае избиратель устно извещает членов избирательной комиссии о своем намерении воспользоваться помощью другого избирателя.
В графе «Особые отметки» списка избирателей делается запись «Оказана помощь избирателю в получении избирательного бюллетеня» и указывается фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт лица, оказывающего помощь избирателю. [10]
Избирательный бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства избирателя на территории данного избирательного участка. 
Зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям, уполномоченным представителям и доверенным лицам избирательных объединений, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.
Если член участковой избирательной комиссии в помещении для голосования дает избирателям советы, за кого голосовать, то это должно расцениваться как влияние на волеизъявление избирателя.
В этом случае член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе.
Соответствующее решение об этом принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией.
         Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они препятствуют работе участковой избирательной комиссии.
Соответствующее мотивированное решение в письменной форме принимается участковой, окружной избирательной комиссией или избирательной комиссией муниципального образования.
Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой избирательной комиссии, удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
         В избирательном законодательстве определено предназначение избирательного бюллетеня, а также определена последовательность действий избирателя с избирательным бюллетенем. В случае выявления попытки избирателя вынести из помещения для голосования избирательный бюллетень член УИК вправе выяснить, что намерен делать избиратель с этим избирательным бюллетенем, разъяснить возможные последствия действий избирателя в том случае, если он пытался вынести избирательный бюллетень с целью передачи его другим лицам, то есть, в конечном счете, в целях фальсификации итогов голосования, и убедить избирателя в необходимости исполнить положения избирательного законодательства о порядке голосования. Об этой ситуации должен быть проинформирован председатель УИК, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования.
 
4. Основные требования к организации и проведению
голосования вне помещения для голосования
 
Для проведения голосования вне помещения для голосования члены участковой избирательной комиссии получают избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений избирателей.
При этом избирателю должна быть обеспечена возможность получения избирательного бюллетеня взамен испорченного, поэтому допустимо брать в качестве резерва несколько избирательных бюллетеней.
Члены УИК, прибывшие к избирателю по его заявлению для проведения голосования вне помещения для голосования, не вправе предоставить возможность принять участие в голосовании иным избирателям, если они не подали соответствующих заявлений в УИК.
Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в заявлении.
Избиратель на своем заявлении расписывается в получении второго избирательного бюллетеня. Испорченный избирательный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.
На испорченном избирательном бюллетене член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью.
Если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после того, как к нему были направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательные бюллетени, пока не возвратятся члены участковой избирательной комиссии, организующие голосование вне помещения для голосования по заявлению (обращению) этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.
При подготовке и проведении выборов возникают непредвиденные ситуации и случаи, для разрешения которых необходимы оперативные действия участковой избирательной комиссии, не нарушающие, с одной стороны, избирательные права граждан, а с другой, - позволяющие найти решение, не противоречащее действующему избирательному законодательству.
Необходимо при этом иметь в виду:
- избирательная комиссия - коллегиальный орган, сформированный для подготовки и проведения выборов и реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными в связи, с чем названные выше случаи и ситуации должны рассматриваться на заседании комиссии;
- избирательная комиссия обязана работать открыто и гласно, что обуславливает целесообразность присутствия на заседаниях комиссии при рассмотрении «нештатных» ситуаций всех лиц, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу;
- о возникшей ситуации незамедлительно информируется вышестоящая комиссия, при необходимости проводится заседание комиссии с участием членов вышестоящей комиссии, представителей органов местного самоуправления и соответствующих ведомств.[11]
Ниже приводятся характерные ситуации, имевшие место в ходе выборов последних лет.
Если был получен телефонный звонок о минировании помещения для голосования участковая избирательная комиссия немедленно извещает избирательную комиссию муниципального образования (окружную избирательную комиссию) и правоохранительные органы. Организует сохранность избирательной документации.
После окончания проверки помещения избирательного участка сотрудниками милиции составляется акт, в котором указывается причина прекращения процесса голосования, время начала и окончания проверки, ее результаты, а также заключение о возможности либо невозможности возобновления процесса голосования. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается председателем участковой избирательной комиссии и руководителем группы сотрудников милиции.
Для обеспечения в подобных случаях непрерывности процедуры голосования возможно оборудовать на базе автобусов несколько передвижных помещений для голосования.
Однако решение об использовании специально оборудованных автобусов принимает вышестоящая комиссия с установлением порядка голосования, не нарушающего свободу волеизъявления граждан, тайну голосования, гласность, права кандидатов и других лиц, находящихся на избирательном участке.
Если в результате аварии коммунальных сетей испорчены избирательные бюллетени об этом незамедлительно ставится в известность избирательная комиссия муниципального образования (окружная избирательная комиссия), глава муниципального образования, предоставивший помещение для избирательного участка, для принятия мер по ликвидации аварии. В этом случае на заседании участковой избирательной комиссии проводится пересчет испорченных бюллетеней, их гашение, упаковка и организуется их отдельное хранение, составляется соответствующий акт, оформляется заявка и принимаются меры для получения из вышестоящей комиссии дополнительного числа избирательных бюллетеней.
Если в помещении для голосования неожиданно отключено освещении, то Участковая избирательная комиссия должна незамедлительно оповещает избирательную комиссию муниципального образования, главу муниципального образования и предпринимает все меры по включению аварийного освещения в помещении для голосования.
Члены участковой избирательной комиссии, проводившие голосование вне помещения для голосовании могут не вернуться до 20-00 часов на избирательный участок, то оставшиеся члены участковой избирательной комиссии при проведении голосования вне помещения для голосования по возможности должны быть обеспечены мобильной связью.
Необходимо принять срочные меры к определению места нахождения членов комиссии с переносным ящиком для голосования и их доставки на избирательный участок.
В отсутствие указанных членов комиссии, находящиеся на участке члены участковой избирательной комиссии могут начать работу по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней, но к работе со списками избирателей и к другим последующим действиям можно приступать только после прибытия членов комиссии, проводивших голосование вне помещения.[12]
 
Заключение
 
Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующий вывод. Процедура голосования на выборах определяется актами двух уровней. Нормы Федерального закона «Об основных гарантиях…» регламентируют условия, предъявляемые к помещениям для голосования, объем информации, размещаемой на информационном стенде, форму и содержание бюллетеня, порядок его изготовления, устанавливают порядок действий избирателей, членов избирательных комиссий в день голосования, устанавливают порядок и возможность голосования досрочно, а также по открепительному удостоверению и по почте. Данные нормы являются основополагающими для организации и проведения голосования унифицированными для всех уровней выборов. В законах субъектов РФ по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются нормы, касающиеся процедуры голосования, классификацию которых можно произвести по нескольким группам:
1.       Дополняющие закрепленные в федеральном законе нормы. Например, повышенные требования, касающиеся условий оборудования помещений для голосования.
2.       Производные от норм Федерального закона «Об основных гарантиях…». К примеру, определяющие возможность голосования либо по открепительному удостоверению, либо досрочное голосование; требования к степени защиты открепительного удостоверения; время начала и окончания голосования.
3.       Факультативные нормы. Федеральным законом «Об основных гарантиях…» устанавливается, что в законах субъектов РФ может быть предусмотрена возможность голосования по почте. Субъекты РФ самостоятельно принимают решение о необходимости и целесообразности введения данной нормы в своих законах о муниципальных выборах.
 
 

Наверх

www.webmoney.ru Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Студенческий Маяк © 2010 - 2012   ИП Каминская О.В. ОГРНИП 310774602801230
При использовании материалов активная ссылка на StudMayak.ru обязательна.