Выберите букву:

Алетическая, эпистемологическая и деонтическая модальности - скачать бесплатно - Реферат

- Вы можете скачать эту работу совершенно бесплатно
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
 
1. Модальная логика
 
2. Виды модальностей
 
2.1. Алетические модальности: необходимость, возможность, случайность и невозможность
 
2.2. Эпистемологическая модальность
 
2.3. Деонтические модальности: разрешено, запрещено, обязательно, деонтические исчисления высказываний
 
Заключение
 
Список использованных источников и литературы
 

Введение
 Систематическое исследование модальных высказываний началось в 50-е годы и в настоящее время превратилось в быстрорастущую ветвь современной неклассической логики. Если раньше модальные понятия формулировались на естественном языке и вследствие этого не всегда воспринимались однозначно, то в современной модальной логике точность и однозначность их понимания обеспечивается использованием идей и методов математической логики. Но это отнюдь не означает, что модальные высказывания сводятся к высказываниям функционально-истинностного характера. Еще Д. Юм заметил, что суждения факта нельзя выразить с помощью суждений долженствования и наоборот. Так, суждение вида S есть Р, т.е. отображающего принадлежность свойства предмету, нельзя представить как утверждение долженствования, обязательности или допустимости. С другой стороны, модальные высказывания допускают применение эффективных и точных методов символической или математической логики к ситуациям, которые характеризуются этими понятиями.
 В последние десятилетия модальная логика бурно развивается, вовлекая в свою орбиту все новые группы модальных понятий. Существенно усовершенствованы способы ее обоснования. Это придало модальной логике новое дыхание и поставило ее в центр современных логических исследований.
Цель данной работы заключается в рассмотрении алетической эпистемологической и деонтической модальностей.
 

1. Модальная логика
Модальная логика - логическая система, изучающая структуру рассуждений, в состав которых входят модальности (модальные операторы): «необходимо», «возможно», «действительно», «случайно» - и их отрицания. В трудах Аристотеля, стоиков, схоластов уже были сформулированы некоторые основные определения и законы модальной логики. Исследование модальностей средствами математической (символической) логики было начато К. Льюисом и Лукасевичем. Ими были предложены системы модальной логики., в которых модальности носят абсолютный характер, т. е. приписываются высказыванию безотносительно к какому-либо другому высказыванию. В настоящее время исследуются так называемые релевантные модальные логики, включающие относительные модальности. В зависимости от смысла, который вкладывается в модальные операторы, различают логику алетических модальностей, логику эпистемологических модальностей и деонтическую логику[1].
 Модальные понятия разных типов имеют общие формальные свойства. Так, неза-висимо от того, к какой группе относятся эти понятия, они определяются друг через друга по одной и той же схеме. Нечто возможно, если противоположное не является необходимым; разрешено, если противоположное не обязательно; допускается, если нет убеждения в противоположном. Случайно то, что не является ни необходимым, ни невозможным. Безразлично то, что не обязательно и не запрещено. Неразрешимо то, что недоказуемо и неопровержимо и т.п.
Подобным же образом сравнительные модальные понятия разных групп определяются по одной и той же схеме: «первое лучше второго» равносильно «второе хуже первого», «первое раньше второго» равносильно «второе позже первого», «первое причина второго» рав-носильно «второе следствие первого» и т.д.
В каждом разделе модальной логики доказуема своя версия принципа модальной полноты, являющегося модальным аналогом закона исключенного третьего. В теории логических модальностей принцип полноты утверждает, что каждое высказывание является или необходимым, или случайным, или невозможным; в нормативной логике — что всякое действие или обязательно, или нормативно безразлично, или запрещено; в логике оценок — что всякий объект является или хорошим, или оценочно безразличным, или плохим и т.д.
В каждом разделе модальной логики есть и своя версия принципа модальной непротиворечивости, являющегося модальным аналогом закона противоречия: высказывание не может быть необходимым и невозможным; действие не может быть как обязательным, так и запрещенным; объект не может быть и хорошим, и плохим, и т.д.
Модальные понятия, относящиеся к разным группам, имеют разное содержание. При сопоставлении таких понятий (например, «необходимо», «доказуемо», «убежден», «обязательно», «хорошо», «всегда») складывается впечатление, что они не имеют ничего общего. Однако модальная логика показывает, что это не так. Модальные понятия разных групп выполняют одну и ту же функцию: они уточняют устанавливаемую в высказывании связь, конкретизируют ее. Правила их употребления определяются только этой функцией и не зависят от содержания высказываний. Поэтому данные правила являются едиными для всех групп понятий и имеют чисто формальный характер[2].
Логике достаточно исследовать наиболее интересные и важные из таких групп и распространить затем полученные результаты на все иные возможные группы модальных понятий.
 
2. Виды модальностей
2.1.Алетические модальности: необходимость, возможность, случайность и невозможность
Алетическая модальность - это выражаемая в терминах необходимости или возможности информация о логической зависимости между субъектом и предикатом суждения, либо о фактической зависимости между отражаемыми в них явлениями[3].
Данная модальность выражается в терминах "возможно", "случайно", "необходимо", "может быть", "не исключается", "допускается" и др. и делится на логическую и фактическую.
 Положение дел может быть логически возможно или фактически возможно, логически необходимо или фактически необходимо, логически случайно или фактически случайно. Логически возможно то, что не противоречит законам логики.
Естественно утверждать, что не все, что логически возможно, возможно и фактически.
Мы знаем, что жизнь на Луне невозможна (фактически), но утверждение "На Луне есть жизнь" не противоречит законам логики, следовательно, логически возможно, что на Луне есть жизнь.
 Фактически возможно то, что не противоречит естественным и социальным законам.
Логически необходимо то, что является законом логики.
Фактически необходимы законы природы и общественной жизни и логические следствия из них.
2.2. Эпистемологическая модальность
Эпистемические модальности (от греч. episteme - знание). Эпистемологией в западной философской литературе называют теорию познания. Поэтому данную разновидность модальных суждений можно было бы называть еще и теоретико-познавательной. Здесь отмечается степень изученности явлений, о которых говорится в высказываниях. В зависимости от того, идет ли речь об уровне знания или об уровне убежденности, различают две разновидности эпистемической модальности. Одна из них выражается операторами: "доказуемо" ("верифицируемо"), "неразрешимо", "опровержимо" ("фальсифицируемо"). Для другой операторами служат: "отстаивает" ("убежден"), "сомневается", "отвергает"[4].
Этот тип модальности - выраженная в суждении информация о характере принятия и степени обоснованности знания. Это характеристики наших знаний. Данная модальность выражается в терминах "доказано", "опровергнуто", "не доказано и не опровергнуто", "знает", "верит", "убежден", "сомневается". Название эпистемической модальности происходит от греческого "эпистема", означавшего в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания. Мы можем принимать знания некритически, на основе веры ("Верю, что бывают синие коты" или "Отвергаю то, что марсиане прилетали на Землю"), или принимать их только на основе знания ("Доказано, что все люди смертны" и "Доказано, что все люди не являются смертными")[5].
2.3.Деонтические модальности: разрешено, запрещено, обязательно, деонтические исчисления высказываний
Деонтическая модальность (от греч. deontos - нужное, должное). В ней
охватываются высказывания, описывающие различного рода предписания (запреты) и, прежде всего, морально-правовые нормы, могут быть сюда отнесены медицинские, технические и прочие рекомендации, ограничения, запреты.
Модальными операторами для это служат: "обязательно" ("подлежит исполнению"), "безразлично", "запрещено"; к этим трем обычно добавляют еще один дополнительный оператор - "разрешено". Существует раздел этики, называемый деонтологией, в котором рассматриваются проблемы долга и должного.
Деонтологией называют также врачебную этику, предписывающую нормы поведения медицинского персонала и его взаимоотношения с пациентами.
Данный тип модальности - выраженное в суждении побуждение людей к конкретным действиям в форме совета, пожелания, команды, правила поведения или приказа. Другими словами, это характеристики действий и поступков людей в обществе. Данная модальность выражается в терминах "обязательно", "разрешено", "запрещено", "безразлично" (аналог алетической модальности "случайно"). К деонтическим относятся высказывания типа "Запрещается переходить улицу на красный свет", "Курить в аудитории не разрешается". К деонтическим относятся различного рода нормативные высказывания, в том числе и нормы права, т. е. официально принятые общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде.
Данный вид модальности называют еще нормативная модальность, модальность долженствования, - характеристика практического действия с точки зрения определенной системы норм. Нормативный статус действия обычно выражается понятиями «обязательно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично», используемыми в нормативном высказывании. Напр.: «Обязательно надо заботиться о близких», «Разрешено ездить в автобусе», «Безразлично, как человек называет свою собаку» и т. п.; здесь обязанность является характеристикой определенного круга действий с точки зрения принципов морали; разрешение относится к действию, не противоречащему системе правовых норм; нормативное безразличие утверждается относительно достаточно неопределенной системы норм, скажем, совокупности требований обычая, традиции и т. п. Вместо слов «обязательно», «разрешено», «запрещено» могут использоваться слова «должен», «может», «не должен», «необходимо» и т. п. При употреблении понятий «обязательно», «разрешено» и т. п. всегда имеется в виду какая-то нормативная система, налагающая обязанность, предоставляющая разрешение и т. д. Поскольку существуют различные системы норм и нередко они не согласуются друг с другом, действие, обязательное в рамках одной системы, может быть безразличным или даже запрещенным в рамках другой. Напр., обязательное с точки зрения морали может быть безразличным с точки зрения права; запрещенное в одной правовой системе может разрешаться другой такой системой. Деонтические модальности. понятия, являющиеся необходимыми структурными компонентами нормативных высказываний, изучаются этикой, тео­рией права и другими дисциплинами, занимающимися нормами. Логическое исследование норм и нормативных понятий осуще­ствляется деонтической логикой, называемой также логикой норм. В ней деонтические понятия рассматриваются как модаль­ные характеристики высказываний, говорящих либо о действиях, либо о состояниях, возникающих в результате того или иного дей­ствия. С помощью этих понятий все действия, рассматриваемые с точки зрения какой-то системы норм, разбиваются на три класса: обязательные, нормативно безразличные и запрещенные[6].
 К разрешенным относятся действия, являющиеся обязательными или безразличными. По своим логическим свойствам деонтической модальности аналогичны модальнос­тям других групп: логическим («необходимо», «случайно», «не­возможно»), эпистемическим («убежден», «сомневается», «отвергает»), аксиологическим («хорошо», «(оценочно) безразлично», «плохо») и др. Напр., действие и воздержание от него не могут быть обязательными аналогично тому, как нельзя быть убежденным и в истинности, и в ложности какого-то утверждения, нельзя считать хорошим и наличие, и отсутствие чего-то и т. п. Понятия «обязательно», «разрешено» и «запрещено» считают­ся взаимно определимыми: >> обязательно то, от чего не разрешено воздерживаться; обя­зательно все, что запрещено не делать; >> разрешено то, от выполнения чего не обязательно воздер­живаться; разрешено все, что не запрещено; >> запрещено то, от чего обязательно воздерживаться; запре­щено все, что не является разрешенным[7].
По поводу принципа «разрешено все, что не запрещено» нуж­но отметить, что он принимается не во всех системах деонтиче­ской логики. О системах, включающих данный принцип, гово­рится, что они определяют либеральный нормативный режим; системы, не предполагающие, что из отсутствия запрещения ло­гически вытекает разрешение, характеризуют деспотический нормативный режим. Безразлично действие, не являющееся ни обязательным, ни запрещенным, или, что то же, действие, которое разрешено вы­полнять и разрешено не выполнять. Эти определения означают, что любую систему норм можно сформулировать не только в виде перечня «обязанностей», но и в форме множества «запрещений» или множества «разрешений» (включающего, конечно, и «неразрешения»). Понятие обязанности (или деонтической необходимости) мож­но пояснить путем противопоставления ее другим видам необхо­димости. В зависимости от основания утверждения о необходимо­сти можно выделить три ее вида: логическую, физическую (называемую также онтологической или каузаль­ной) и деонтическую (нормативную) необходимость. Логи­чески необходимо все, что вытекает из законов логики. Физиче­ски необходимо то, что следует из законов природы. Деонтически необходимо то, что вытекает из законов или норм, действующих в обществе, т. е. то, отрицание чего противоречит таким законам или нормам. Что касается взаимных связей трех видов необходимости, то предполагается, что действие, вменяемое в обязанность, долж­но быть логически и физически возможным, поскольку невозмож­но сделать то, что противоречит законам логики или природы. Вместе с тем аналогия между логической и физической необ­ходимостью, с одной стороны, и деонтической необходимостью, с другой, не является полной. Необходимое в силу законов логи­ки или законов природы реально существует. Но из обязательности чего-то не следует, что оно имеет место. Принципы морали, законы государства, правила обычая или ритуала и т. п., как изве­стно, нарушаются. В логике предложено определение обязательности - а значит, и других деонтических понятий — через понятие наказания (санкции): действие обязательно, когда воздержание от него вле­чет за собой наказание. Однако при таком определении само понятие наказания должно быть нормативным, иначе окажет­ся, что нормативное высказывание сводится к высказыванию опи­сательному. Нормы являются частным случаем оценок. Это дает основание определить «обязательно» через «хорошо»: действие обязательно, когда оно представляет собой позитивную ценность, и хорошо, что воздержание от него ведет к наказанию. К примеру: «Обязательно быть честным, когда правди­вость оценивается позитивно, и хорошо, что нечестность влечет осуждение». Деонтическая модальность является, таким образом, частным случаем аксиологической (оценочной) модальности.

 
Заключение
 Таким образом, в заключении подведем итог проведенного исследования
Модальность - это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о логическом или фактическом статусе суждения, о регулятивных, оценочных, временных и других его характеристиках.
Виды модальности: как алетическая, деонтическая, эпистемическая и аксиологическая.
Алетическая модальность выражает характер связи между мыслимыми предметами, а, следовательно, между субъектом и предикатом суждения. Модальными словами в русском языке, в этом случае, являются «возможно», «случайно» и их синонимы.
С точки зрения алетической модальности различают следующие разновидности суждений:
- ассерторические суждения или суждения о реальном факте. В таких суждениях модальность связана с их объективной детерминированностью, когда истинность или ложность суждения определяется положением дел в реальной действительности. Например: «В России действительно осуществляется реформирование Вооруженных Сил»;
- проблематические суждения или суждения о возможности чего-либо. Например: «В России может быть осуществлено реформирование Вооруженных Сил»;
- аподиктические суждения или суждения о необходимости чего-либо. Например: «В России необходимо осуществить реформирование Вооруженных Сил».
Деонтическая модальность распространяется только на деятельность людей, на нравственные и правовые нормы их поведения в обществе. Она выражается с помощью таких слов, как «разрешается», «запрещается», «обязательно» и т. п. В зависимости от характера норм деонтическая модальность имеет следующие разновидности:
- суждения о наличии (или отсутствии) какого-либо права. Они формируются с помощью слов «разрешено», «запрещено», «вправе» и других. Например: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (правопредоставляющая норма) или «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию» (Всеобщая декларация прав человека) (правозапрещающая норма);
- суждения о наличии (или отсутствии) какой либо обязанности. Они формулируются посредством слов «обязан», «должен», «необходимо» и др. Например: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Эпистемическая модальность характеризует степень достоверности знания. Она выражается с помощью слов «доказано», «недоказуемо», «опровергнуто» и им подобных. Выделяют две разновидности эпистемической модальности:
- суждения, основанные на вере. Например: «Верю в наступление, лучшей жизни»;
- суждения, основанные на знании. Например: «По показаниям свидетелей Николаев не участвовал в похищении оружия».
 

Список использованных источников и литературы
1.     Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии. М., 1994.
2.     Ивлев Ю.В. Модальная логика. -М.,1991
3.     Исследования по неклассическим логикам и формальным системам. -М.,1983
4.     Костюк В.Н. Элементы модальной логики. -Киев,1978
5.     Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. -М.,1980



[1] Исследования по неклассическим логикам и формальным системам. -М.,1983


[2] Ивлев Ю.В. Модальная логика. -М.,1991


[3] Исследования по неклассическим логикам и формальным системам. -М.,1983


[4] Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. -М.,1980


[5] Ивлев Ю.В. Модальная логика. -М.,1991


[6] Ивлев Ю.В. Модальная логика. -М.,1991


[7] Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. -М.,1980

Наверх

www.webmoney.ru Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Студенческий Маяк © 2010 - 2012   ИП Каминская О.В. ОГРНИП 310774602801230
При использовании материалов активная ссылка на StudMayak.ru обязательна.