Выберите букву:

Гражданское право. Договор поставки товаров для государственных нужд - скачать бесплатно - Реферат

- Вы можете скачать эту работу совершенно бесплатно
 
Содержание
 
 
Стр.
 
Введение
3
1. Понятие и признаки договора поставки. Правовое регулирование договора поставки
4
2. Понятие и признаки государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд
7
3. Особенности договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд
10
4. Порядок заключения государственных контрактов и оговоров поставки товаров для государственных нужд
13
5. Права и обязанности поставщика и государственного заказчика (покупателя). Ответственность сторон
22
Заключение
26
Список использованной литературы
27


 
Введение
 
 
Гражданское право является одной из центральных отраслей права в системе права. Оно осуществляет государственное нормативное правовое регулирование значительной части отношений, возникающих между участниками гражданского оборота.
Круг отношений, регулируемых гражданским правом определен                   в ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (в дальнейшем – ГК). Из этой статьи следует, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Сочетание нормативного и локального регулирования отражает особенности гражданского права как отрасли права.
Правоотношения между участниками гражданского оборота возникают и развиваются, как правило, на базе свободного волеизъявления сторон. 1
Моя контрольная работа направлена на раскрытие и рассмотрение понятия «Поставка товаров для государственных нужд».

1.Понятие и признаки договора поставки.
Правовое регулирование договора поставки
 
 
Договором поставки признается договор, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 476 ГК).
Понятие договора поставки появилось в 19 веке в российской правовой теории и практике и не имело аналогов в других государствах. В основном договор поставки использовался для регулирования отношений государства (казны) с частными лицами по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах. Впоследствии институт поставки получил закрепление и развитие в советском праве, под влиянием которого использовался восточно-европейскими странами, особенно в торговых отношениях с СССР.
Изначально научная доктрина, в том числе и наука советского гражданского права, считала договор поставки видом купли-продажи. Начиная с 50-х годов в среде советских ученых стала господствовать точка зрения о самостоятельности договора поставки. В качестве самостоятельного типа договор поставки получил закрепление в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 года, а затем в гражданских кодексах союзных республик.
Переосмысление понятия договора поставки и его места в системе гражданско-правовых договоров произошло в связи с отказом от административно-командной системы управления экономикой и переходом к рыночным отношениям. Сначала Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, а затем и Гражданские кодексы суверенных государств закрепили принципиально новое определение договора поставки. Возобладала также точка зрения о договорах поставки как виде купли-продажи, вследствие чего соответствующие нормы были помещены в главы «Купля-продажа».
К отличительным (видовым) признакам договора поставки следует отнести:
-                    состав сторон договора (правовой статус поставщика);
-                    цель продажи (приобретения) товара;
-                    передачу товаров в обусловленный срок или сроки.
 
В ст. 476 ГК поставщик прямо определен как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, производящее или закупающее товары (юридическое лицо или гражданин-предприниматель).                                          Далее, поставляемые товары должны быть предназначены для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (поставка в материальные резервы, для учреждений социальной сферы и т.д.). Наконец, поставщик обязуется передать товары покупателю в обусловленный срок (сроки).
Указанные признаки договора поставки необходимо считать главными. Все другие, называемые еще «вторичными», как правило, развивают и дополняют их. К их числу можно отнести:
а) договор поставки создает обычно длительные отношения между сторонами;
б) подлежащий поставке товар может отсутствовать в момент заключения договора;
в) поставщик не всегда является производителем товара;
г) предмет договора поставки составляют в большинстве случаев вещи, определенные родовыми признаками;
д) исполнение договора поставки осуществляется, как правило, по частям.
Договор поставки является консенсуальным, двусторонним, возмездным.
Поставка – один из самых распространенных договоров в гражданском обороте. По договору поставки организации и индивидуальные предприниматели реализуют товары как производимые, так и закупаемые или. Товары поставляются (приобретаются) для собственного производства и потребления, для переработки на давальческих началах, для осуществления оптовой и розничной торговли, для обеспечения государственных нужд, для вывоза из Республики Беларусь.1
 
2. Понятие и признаки государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд
 
 
Для удовлетворения своих потребностей и, в частности, потребностей населения в средствах труда и продуктах производства, обеспечения стабильной экономики, укрепления обороноспособности, проведения необходимой внешней политики и выполнения ряда других задач, выражающих в целом нужды страны, государство должно располагать достаточно прочной имущественной базой.
Формирование этой базы осуществляется путем поставки товаров для государственных нужд, которая осуществляется на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.
Государственными нуждами признаются в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или административно-территориальных единиц, которые обеспечиваются, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Относятся к числу государственных нужд, а, следовательно, и финансируются из указанных источников товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных и других задач.
Законодательством определены основания и регламентированы отношения, возникающие из поставки необходимых для Республики Беларусь товаров. Помимо Гражданского Кодекса Республики Беларусь, отношения о купле-продаже, поставке товаров для государственных нужд регулируются также Законом Республики Беларусь о поставках товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 года, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1992 года, № 687                         «О поставках продукции (работах) для государственных нужд и порядке организации материально-технического обеспечения в Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями от 28 февраля 1993 года и от 11 августа 1993 года и другими нормативными актами.
Основания поставки товаров для государственных нужд, согласно              ст. 495 ГК, являются:
- государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд;
- договор поставки товаров для государственных нужд.
По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 496 ГК).
Договор поставки для государственных нужд – это соглашение, по которому поставщик передает на основе государственного контракта покупателю товары, предназначенные для государственных нужд.
Поскольку к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (п. 2 ст. 495 ГК), следовательно, они (рассматриваемые государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд) являются разновидностью договора поставки.
Данные договоры являются двусторонними, возмездными и консенсуальными.
Анализ законодательства показывает, что в государственном контракте и заключенном на его основе договоре поставки поставщиком выступает одно и то же лицо, т.е. это может быть физическое (предприниматель) и юридическое лицо. Другой стороной применительно к государственному контракту назван государственный заказчик. В отличие от договора поставки товаров для государственных нужд он не называется покупателем. Но в законе сказано, что товары по указанию государственного заказчика могут передаваться и другому лицу, которое и является покупателем.
В то же время, когда речь идет о заключении договора поставки товаров для государственных нужд, в качестве другой стороны назван помимо поставщика и покупатель.
В роли государственного заказчика, в зависимости от того, какие товары поставляются, выступают соответствующие министерства, ведомства и другие государственные организации, а также органы местного управления и самоуправления.
Покупателями выступают юридические лица, как правило, коммерческие.
Возмездный характер проявляется во встречном предоставлении за поставленный товар денег.
Государственный контракт и заключенный на его основе договор поставки товаров для государственных нужд создают отношения между сторонами, которые реализуются ими не одновременно с заключением договора, что подчеркивает их консенсуальность.
Предметом договоров могут быть любые товары, удовлетворяющие потребности Республики Беларусь или административно-территориальных образований. Эти товары, как правило, определяемые родовыми признаками, т.е. товары серийного производства.
Срок действия договора обычно оговаривается в самом контракте, а периоды поставки товара устанавливаются сторонами и указываются в договоре.
Цены устанавливаются сторонами государственного контракта. Не исключен и иной порядок определения цен (например, на конкурсных началах).
Само понятие государственный контракт определяет письменную форму его заключения.1

 Особенности договорных отношений по поставке
товаров для государственных нужд
 
 
Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования (п. 1 ст. 495 ГК).
Существование поставок для государственных нужд и их правовое регулирование – объективная необходимость, обусловленная публичными интересами всего общества (создание государственных материальных резервов, поддержание обороноспособности и государственной безопасности, обеспечение выполнения целевых программ и межгосударственных соглашений, поддержка функционирования отраслей социальной сферы, удовлетворение потребностей государственного управления и т.д.).
На каждый очередной год правительство определяет в своих актах состав республиканских государственных заказчиков по ним. Приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 17 марта 1995 года утвержден Типовой государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд.
В случае осуществления поставок товаров в государства-участники Содружества Независимых Государств в соответствии с заключенными Республикой Беларусь договорами (соглашениями) действует Соглашение Независимых Государств (подписано 20 марта 1992 года, ратифицировано Верховным Советом Республики Беларусь 24 ноября 1992 года).
К отношениям по поставке товаров для государственных нужд подлежат применению и правила о договоре поставки (ст. 476-493 ГК), если иное не предусмотрено самим ГК и иными актами законодательства.
Кроме того, в силу п. 5 ст. 424 ГК к поставке товаров для государственных нужд применяются общие положения о купле-продаже, если иное не установлено ГК и другим законодательством об этих договорах.
Согласно п. 1 ст. 495 ГК поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. По своей сути данные договорные не что иное, как разновидность поставки. И хотя государственный контракт в определенной мере отличает от договора поставки товаров для государственных нужд, заключаемого поставщиком с конкретным покупателем (главным образом по субъектному составу, основаниям и порядку заключения), в целом их правовая природа одинакова. Каковы же особенности договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд, позволяющие отличать их от договоров поставки?
Во-первых, особые, нормативно закрепленные цели использования товаров (ст. 2 Закона о поставках товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 года).
Во-вторых, особенности субъективного состава и структуры договорных связей.
В-третьих, для государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд установлены определенные основания их заключения.
В-четвертых, порядок их заключения (сочетание свободного волеизъявления сторон договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд и элементов обязательности, наличие конкурсных начал).
В-пятых, особенности, связанные с исполнением обязательств, изменением и прекращением договорных отношений.
В-шестых, государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нужд отличаются особенностями обеспечения выполнения обязательств по реализации товаров для государственных нужд, а также особенностями ответственности за их нарушение.1
 4. Порядок заключения государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд
 
Основанием для заключения государственного контракта является подготовка и получение заказа на поставку товаров для государственных нужд. В государственном заказе указывается наименование товара, количество, сроки поставки, цена и порядок расчетов и др.
Сформированный государственный заказ нуждается в размещении. Размещение государственного заказа может происходить путем проведения торгов, конкурсов и аукционов. При этом, если заказ на поставку товаров для государственных нужд размещается по конкурсу, заключение государственного контракта с поставщиком (исполнителем), объявленным победителем конкурса, является для государственного заказчика обязательным (п. 4 ст. 497 ГК).
Выбор поставщика может быть произведен и самим государственным заказчиком.
Если поставщик (исполнитель) принял заказ, то заключение государственного контракта для государственного заказчика, разместившего заказ, является обязательным.
В некоторых случаях принятие государственного заказа и заключение государственного контракта являются обязательными для поставщика (исполнителя). Это, в частности, касается поставщиков (исполнителей), занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов). Однако такая обязанность может быть возложена при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта.
Поставщик (исполнитель), принявший государственный заказ, должен, как сказано в законе, заключить государственный контракт. Для чего государственным заказчиком разрабатывается проект государственного контракта и направляется поставщику (исполнителю).
Поставщик (исполнитель), получивший проект государственного контракта, обязан не позднее тридцатидневного срока, а если государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, то не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса подписать его и возвратить один экземпляр государственному заказчику.
При наличии разногласий по условиям государственного контракта поставщик (исполнитель) в тот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Однако такой отказ не всегда возможен. Так, если сторона, для которой заключение государственного контакта является обязательным, уклоняется от его заключения, то вторая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить контракт.
Государственный заказчик, получивший государственный контракт с протоколом разногласий, должен в течение тридцати дней рассмотреть их, согласовать с поставщиком и известить его о принятии государственного контракта в его редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении установленного срока по поводу неурегулированных разногласий по государственному контракту поставщик может в течение тридцати дней передать их на рассмотрение суда (ст. 498 ГК).
Аналогичный порядок согласования разногласий предусмотрен при подготовке государственного контракта не государственным заказчиком, а поставщиком.
Государственным контрактом может быть предусмотрена поставка товаров как непосредственно государственному заказчику, так и по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю) (ст. 501 ГК).
При осуществлении поставщиком (исполнителем) поставки товаров государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контакта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю, который был указан государственным заказчиком, извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товара для государственных нужд (ст. 499 ГК).
Анализ ст. ст. 499 и 500 ГК показывает, что поскольку обязанность заключения поставщиком договора поставки вытекает из государственного контакта, то и отказаться от его заключения он не вправе.
Что же касается покупателя, то он вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.
Государственный заказчик в срок не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары, т.е. принять обязанности покупателя на себя (ст. 500 ГК).1
Стороной в государственном контракте является само государство, представленное уполномоченными органами и организациями, именуемыми государственными заказчиками. Государственные заказчики по выполнению республиканских государственных нужд определяются Правительством Республики Беларусь. В этом качестве выступают министерства, другие республиканские органы, подчиненные Правительству, облисполкомы и Минский горисполком. Определение государственных заказчиков по выполнению местных нужд возлагается на исполнительные и распорядительные органы соответствующих административно-территориальных единиц.
Государственные заказчики могут либо непосредственно осуществлять права и обязанности по поставке товаров для государственных нужд как покупатели, либо при заключении государственного контракта предусмотреть в нем заключение еще и договора поставки товаров для государственных нужд. Во втором случае поставщик (исполнитель) заключает наряду с государственным контрактом договор поставки товаров для государственных нужд с определенным покупателем.
В качестве поставщика (исполнителя) и в государственном контракте, и в договоре поставки товаров для государственных нужд выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, - коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Другая сторона в договоре поставки товаров для государственных нужд – покупатель.
Покупателей по договорам поставки для государственных нужд определяют государственные заказчики. Ими в основном являются учреждения и организации, непосредственно использующие или аккумулирующие поставляемые товары либо обеспечивающие или конечных потребителей.
 
Предмет государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд составляют любые товары, отвечающие целям поставок для госнужд. Как правило, это товары серийного или массового производства.
Договорные отношения по поставке товаров для государственных нужд облекаются в письменную форму. При заключении государственных контрактов стороны используют форму Типового государственного контракта, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 17 марта 1995 года.
Как установлено в п. 1 ст. 497 ГК, государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Порядок заключения государственных контрактов регулируется ст. 498 ГК.
Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется им поставщику (исполнителю). По соглашению между сторонами государственного контракта его проект может быть подготовлен поставщиком (исполнителем).
Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне. При наличии разногласий по условиям государственного контракта данная сторона в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.
В случае возвращения государственного контракта с протоколом разногласий сторона, его получившая, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Нарушение этой обязанности влечет последствия, предусмотренные                   п.2 ст. 477 ГК, а именно: сторона, предложившая заключить договор (государственный контракт) и получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора и не уведомившая другую сторону об отказе от его заключения в установленный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.
При отклонении протокола разногласий или истечения установленного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в срок не позднее тридцати дней на рассмотрение хозяйственного суда. Если же соответствующая сторона не обращается по этому поводу в суд, государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд считается незаключенным.
Для случаев, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, действует правило о необходимости заключения государственного контракта в срок не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса (п.4 ст. 498 ГК).
В силу ст. 497 ГК заключение государственного контракта является обязательным для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем). При размещении заказа на поставку товаров для государственных нужд по конкурсу государственный заказчик обязан заключить государственный контракт с поставщиком (исполнителем), объявленным победителем конкурса.
Для поставщика (исполнителя) заключение государственного контракта является обязательным лишь в предусмотренных законодательством случаях.
 
По Закону о поставках товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 года не имеют права необоснованно отказаться от заключения государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд поставщики, являющиеся монополистами по продаже или производству определенных видов товаров. Обязательность заключения поставщиком (исполнителем) государственного контракта установлена и в некоторых других случаях, например в отношении поставки (заготовки, сдачи) лома и отходов черных, цветных и драгоценных металлов. Однако заключение государственного контракта обязательно для поставщика (исполнителя) только при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Условие о возмещении указанных убытков не применяется в отношении казенного предприятия                              (п.2,3 ст. 497 ГК).
Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт (п. 5 ст. 498 ГК).
В случае заключения помимо государственного контракта договора поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственных нужд государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Указанное извещение служит основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд, хотя и не носит характер планового акта.
Оно выдается государственным заказчиков соответствии с государственным контрактом, где по договоренности сторон предусматривается поставка товаров поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по договору поставки товаров для государственных нужд. Следовательно, поставщик (исполнитель) добровольно принимает на себя по государственному контакту обязательно заключить договор поставки товаров для государственных нужд.
Инициатива в заключении договора поставки товаров для государственных нужд принадлежит поставщику (исполнителю). Он обязан направить проект договора указанному в извещении о прикреплении покупателю не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.
Сторона, которая получила проект договора поставки товаров для государственных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней со для получения проекта.                   При наличии разногласий по условиям договора в этот же срок должен быть составлен протокол разногласий и направлен вместе с подписанным договором другой стороне.
Как и при заключении государственного контракта, на сторону, получившую договор поставки товаров для государственных нужд с протоколом разногласий, возлагается обязанность в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной, а также уведомить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. О последствиях нарушения этого требования уже говорилось. Неурегулированные разногласия по договору поставки товаров для государственных нужд могут быть в тридцатидневный срок переданы заинтересованной стороной на рассмотрение хозяйственного суда.
 
Если поставщик (исполнитель) уклоняется или отказывается от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель вправе обратиться в хозяйственный суд с требованием о понуждении поставщика заключить договор на предложенных им самим условиях. В этом случае проект договора поставки товаров для государственных нужд представляется покупателем.
В то же время ни государственный контракт, ни извещение государственного заказчика о прикреплении к поставщику (исполнителю), ни нормы права не создают для покупателя обязанности заключить договор поставки товаров для государственных нужд. Поэтому он вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (п. 1 ст. 500 ГК), причем без указания каких-либо мотивов.
При отказе покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю. В свою очередь государственный заказчик в срок не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары. Невыполнение государственным заказчиком этих обязанностей дает поставщику (исполнителю) право или потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, или реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.1
 
5. Права и обязанности поставщика и государственного заказчика (покупателя). Ответственность сторон
 
 
Наличие прав и обязанностей сторон и их содержание вытекают из государственного контракта. В данном случае, как и в других обязательствах, праву одной стороны корреспондирует обязанность другой. Поэтому изложение материала будет вестись в основном применительно к обязанностям.
Обязанности поставщика
Одной из основных обязанностей поставщика является обязанность по заключению договора поставки товаров для государственных нужд. В свою очередь, заключив договор поставки, поставщик обязан передать покупателю или государственному заказчику товары. В свою очередь, заключив договор поставки, поставщик обязан передать покупателю или государственному заказчику товары.1
Поставка товаров может осуществляться непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю). При этом отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами ст. 476-493 ГК о договоре поставки.2
Обязанности заказчика
Если поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплату товаров обязан произвести государственный заказчик. Иной порядок расчетов может быть предусмотрен государственным контрактом (п.2 ст. 501 ГК).
При поставке товаров покупателю по договору поставки товаров для государственных нужд обязанность по оплате товаров возлагается на покупателя (ст. 502 ГК). Товары оплачиваются по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным контрактом. Вместе с тем при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя и в отношении его действуют правила ст. 341-347 ГК о поручительстве.
Если иное не предусмотрено законодательством или государственным контрактом, государственный заказчик обязан возместить поставщику (исполнителю) убытки, причиненные в связи с выполнением государственного контракта. Для возмещения убытков в ст. 503 ГК установлен тридцатидневный срок, исчисляемый с момента передачи товаров в соответствии с государственным контрактом. Нарушение государственным заказчиком обязанности по возмещению другой стороне убытков в связи с выполнением государственного контракта дает поставщику (исполнителю) право отказаться от выполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта, в дополнение к убыткам, причиненным в связи с выполнением государственного контракта. Расторжение поставщиком (исполнителем) государственного контракта в связи с не возмещением убытков дополняется еще и правом отказаться от исполнения договора поставки товаров для государственных нужд, заключенного на основании извещения о прикреплении. Убытки, причиненные покупателю таким отказом поставщика, подлежат возмещению государственным заказчиком. Об отказе от исполнения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) должен уведомить другую сторону (ст. 493 ГК).
Государственный заказчик в установленных законодательством случаях вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом (ст. 504 ГК). Условием отказа является возмещение поставщику (исполнителю) причиненных этим убытков. В то же время отказ государственного заказчика от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, создает у поставщика (исполнителя) право расторгнуть или изменить заключенный на основе государственного контракта договор поставки товаров для государственных нужд. Убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком.
 
Ответственность за нарушение обязательств по поставке товаров для государственных нужд наступает по общим правилам гражданско-правовой ответственности.
За некоторые нарушения при поставке товаров для государственных нужд ответственность установлена специальным законодательством. Так, в Законе о поставках товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 года предусматривается, что поставщик-монополист, необоснованно уклоняющийся от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, уплачивает государственному заказчику штраф в размере стоимости товаров, указанных в проекте государственного контракта.
Невыполнение условий государственного контракта по объему, сроку поставки или оплаты товара влечет уплату виновной стороной неустойки в размере 50 процентов стоимости недопоставленных или неоплаченных товаров. Неустойка взыскивается до фактического выполнения обязательств с учетом недопоставленного или неоплаченного количества товара в предыдущем периоде поставки.
За поставку товаров, не соответствующих стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам) или иным обязательным требованиям к качеству, оговоренным в государственном контракте и договоре поставки, поставщик обязан уплатить покупателю штраф в размере 20 процентов стоимости некачественного товара.
Кроме того, за период, в течение которого количество некачественного товара покупателю не восполняется, взыскивается указанная выше неустойка за невыполнение условий по объему и сроку поставки.
Поставщики товаров для государственных нужд в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, могут также лишаться права на получение предоставленных им по законодательству льгот (кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевые дотации и субсидии, приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми ресурсами и др.).1
 

Заключение
 
Мною была написана курсовая работа по Особенной части Гражданского права Республики Беларусь, на основе Гражданского Кодекса Республики Беларусь, принятого Палатой представителей 28 октября 19998 года, одобренного Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 ноября 1998 года.
Вопрос, который я рассматривала, называется «Договор поставки товаров для государственных нужд».
Моя курсовая работа состоит из введения, пяти пунктов:
 
1. Понятие и признаки договора поставки. Правовое регулирование договора поставки
2. Понятие и признаки государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд
3. Особенности договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд
4. Порядок заключения государственных контрактов и оговоров поставки товаров для государственных нужд
5. Права и обязанности поставщика и государственного заказчика (покупателя).
 

Список использованной литературы
 
 
1.     Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором практики хозяйственных судов/Под общ. ред. В.С. Каменкова. – Мн.: Дикта, 2004.
 
2.     Гражданское право: В 2 ч. Ч.2: Учебник/Под общ. Ред. проф. Чигира В.Ф. – Мн.: Амалфея, 2002.
 
3.     Колбасин Д.А. Гражданское право. Особенная часть. Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2006.
 
4.     Колбасин Д.А. Гражданское право. Особенная часть. Издание 2-е, доп. и пер.: - Мн.: «МНО», 2001.
 
 



1 Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть: Учебное пособие. – Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. С. 7-9.


1 Гражданское право: В 2 ч. Ч.2: Учебник/Под общ. Ред.проф.Чигира В.Ф. – Мн.: Амалфея, 2002.С.88.


1 Колбасин Д.А. Гражданское право. Особенная часть. Издание 2-е, доп. и пер.: - Мн.: «МНО», 2001.С.41-43.


1 Гражданское право: В 2 ч. Ч.2: Учебник/Под общ. Ред.проф. Чигира В.Ф. – Мн.: Амалфея, 2002.С.90.


1 Колбасин Д.А. Гражданское право. Особенная часть. Издание 2-е, доп. и пер.: - Мн.: «МНО», 2001.С.43-45.


1 Гражданское право: В 2 ч. Ч.2: Учебник/Под общ. Ред.проф.Чигира В.Ф. – Мн.: Амалфея, 2002.С. 94-97.


1 Колбасин Д.А. Гражданское право. Особенная часть. Издание 2-е, доп. и пер.: - Мн.: «МНО», 2001.С.45.


2 Гражданское право: В 2 ч. Ч.2: Учебник/Под общ. Ред.проф.Чигира В.Ф. – Мн.: Амалфея, 2002.С. 97.


1 Гражданское право: В 2 ч. Ч.2: Учебник/Под общ. Ред.проф. Чигира В.Ф. – Мн.: Амалфея, 2002.С. 97.

Наверх

www.webmoney.ru Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Студенческий Маяк © 2010 - 2012   ИП Каминская О.В. ОГРНИП 310774602801230
При использовании материалов активная ссылка на StudMayak.ru обязательна.