Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Базовые педагогические технологии согласно фгос ноо. Современные педагогические технологии как средство реализации фгос ноо

Из опыта работы учителя начальных классов. Реализация ФГОС НОО через технологии развивающего обучения

Тема: Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС

Цель: показать использование приемов проблемного обучения учащихся.
Оборудование: компьютер и презентация, тесты и карточки с заданиями.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Древняя мудрость
Сегодня перед каждым учителем встает вопрос о том, что ему придется менять в своей работе в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. Новый стандарт нацелен на смену образовательной парадигмы, то есть приоритетным для него является не передача суммы знаний, а развитие личности учащегося путем освоения различных способов действий.
«Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г.Спенсер)
Проблемно-диалогическая технология создана на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях: проблемном обучении и психологии творчества. Она успешно заменила традиционных урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке открытия нового знания должно быть проработано два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. (слайд 2)
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или проблемного вопроса.
Поиск решения – этап выведения и формулирования нового знания.
Вторая часть «диалогическое» означает, что постановку проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в процессе специально организованного учителем диалога.
(слайд 3)
Е.Л. Мельникова, автор этой технологии, различает два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, помогающих ученику работать творчески. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики, помогающие ученикам осознать возникшее противоречие и сформулировать проблему.
На этапе поиска решения учитель побуждает учеников высказать и проверить гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог – это система посильных ученикам вопросов и заданий, которая развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает цепочку вопросов, которая ведет к «открытию» знаний простым и коротким путем.
Таким образом, на проблемно-диалогическом уроке с помощью диалога (побуждающего или подводящего) учитель сначала помогает ученикам поставить учебную проблему (сформулировать тему урока или проблемный вопрос). Так он вызывает внутреннюю познавательную мотивацию школьников. Затем учитель также при помощи побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, то есть «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Эмоциональное переживание возникает у школьников именно при столкновении с противоречием. Поэтому важно грамотно подойти к созданию самой проблемной ситуации на уроке.
Е.Л. Мельникова различает два типа проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением (в соответствии с тем, какую реакцию они вызывают у школьников).
Приемы создания проблемных ситуаций с удивлением.

Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения [см. Приложение табл.1]

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал [см. Приложение табл.2].

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем предъявляет научный факт. [см. Приложение табл.3].

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и
невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, несходным с предыдущим [см. Приложение табл.4].

Прием 5 состоит в том, что учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, то есть задание, не похожее на все предыдущие. Например, урок математики в 1 классе по теме «Составная задача». Ученикам даются две простые задачи, с которыми они успешно справляются. Третьей предлагается составная задача. Поскольку с этим типом задач дети еще не сталкивались, они в затруднении. (Возникновение проблемной ситуации.)

Прием 6 выполняется в два шага. Сначала учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После чего у детей возникает требуемое замешательство [см. Приложение табл.5].
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока [см. Приложение табл.6].
Кроме приведенных выше методов постановки учебной проблемы существует еще один, наиболее простой: сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.
Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, шутки, фрагменты из художественной литературы и др.
Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог,
- подводящий к теме диалог,
- сообщение темы с мотивирующим приемом.
Все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.
Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения. Суть поиска решения учебной проблемы сводится к тому, что учитель помогает ученикам «открыть» новое знание.
На уроке существует две основные возможности обеспечить такое «открытие»:
- побуждающий к гипотезам диалог
- подведение к знанию.
Побуждающий к гипотезам диалог является наиболее сложным для учителя, так как требует осуществления четырех педагогических действий:
1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждение к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок.
По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие любых мыслительных результатов учащихся: ошибочных и решающих гипотез, ошибочных и верных проверок.
Подводящий к знанию диалог значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы:
- побуждающий к гипотезам диалог,
- подводящий от проблемы диалог
- подводящий без проблемы диалог.
Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность школьников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса: воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что задания должны быть «продуктивными», то есть развивать не только предметные умения, но метапредметные. Результатом такого задания будет продукт, который создали сами учащиеся. Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом.
Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением в реализации требований Федерального государственного стандарта, который разводит предметные, метапредметные и личностные результаты образования.
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.
Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы:
- познавательные,
- коммуникативные
- регулятивные.
В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад.
Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы.
Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового знания. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с Вами приёмами, которые можно использовать на уроках при создании проблемной ситуации.
Начну с Притчи.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения, при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Истина там, где есть вопрос, либо проблема.
Цель, которую я ставлю перед собой на уроке: заинтересовать детей, удивить, разобраться, дойти до истины.
Это составные компоненты проблемного обучения.
На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью, запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – “пришел, услышал, заучил” – называется репродуктивной. А при построении проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний.

Для создания проблемной ситуации на уроках с использую следующие приёмы:
1. Приём: «Найди верное решение».
Цель: создать проблемную ситуацию, и направить учащихся на её решение, организуя поиск.

На доске 2 примера. (Слайд)
6+2 х 3=12 6+2 х 3 =24
- Вы чем-нибудь удивлены? Почему?
- Но если отличаются правые части, то…(различаются и левые части)
- Над каким вопросом подумаем?
- Ну и чем же отличаются левые части? Есть идеи?
- Какой порядок действий в первом примере? А во втором?
- В каком примере мы действовали по правилам?
- А во втором мы нарушили правило!
- Как же нам догадаться, что здесь сначала сложение?
- Молодцы! Есть такой знак! (дописываю скобки во второй пример.)
- Он называется «скобки». Так что же обозначают скобки?
(скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.)
Участники мастер - класса отвечают на поставленные вопросы.
6+ (2 х 3) =24

Данный приём помогает мне заинтересовать детей, заставить думать, опираясь на ранее полученные знания.

2. Приём «Лови верное решение».
Цель: научить сравнивать, видеть различие, уметь аргументировать правильное решение.
Дана задача. (Слайд)
Золушка разложила в 4 корзинки по 3 орешка. Сколько всего орешков разложила Золушка?
На доске записано 2 примера:
4 х 3 =12
3 х 4 = 12
- Вы удивлены. Почему? (Правые части равны, левые тоже, т. к. пользуясь переместительным свойством мы знаем, что 4 х 3 = 3 х 4)
- Какие есть идеи? (Ответы зала)
(Второй пример верен, т. к. по 3 орешка взяли 4 раза.)
- А какую задачу вы можете составить, чтобы её решением был первый пример?
(Участники мастер - класса отвечают на поставленные вопросы.)
- Данный приём учит рассуждать над поставленной проблемной задачей, находить верное решение и доказывать свой выбор.

3. Приём «Услышь ошибку».
Цель: Формировать умения учащихся на слух находить несоответствия в вопросах по изученным темам.

Учитель читает текст.
В дельфинарии самой большой рыбой был кит. (Млекопитающее, легкие)
На нос бабе Бабарихе приземлился на все свои 4 ноги рассерженный комар. (6 лап)
В зоопарке мы видели льва, он дышал жабрами. (Лёгкие)
(Участники мастер - класса отвечают на поставленные вопросы)
- Данный приём активизирует внимание учащихся, позволяет проверить знания.

4. Приём «Найди лишнее».
Цель: формировать у учащихся умения классифицировать учебный материал, данный с избыточными данными.

На слайде показаны картинки с дикими животными и собакой. (Слайд)
- Какая проблема?
- Все ли эти животные дикие?
(Участники мастер - класса отвечают на поставленный вопрос.)

Если на традиционном уроке мы бы просто перечислили представителей дикой природы, то с точки зрения проблемного подхода, ребята должны доказать, какие животные относятся к диким и почему собака к ним не относится.
Данные приёмы: «Найди верное решение», «Лови верное решение»,
«Найди лишнее», «Услышь ошибку» я применяю при фронтальной работе.

Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, вот именно поэтому я и использую индивидуальный подход.

Каждая новая проблема не всегда вызывает интерес у учащихся. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд, кажется, простой, а на деле требует нестандартного подхода, который создаёт проблему.
При поиске этой проблемы ученик сталкивается с её исследованием и обобщением. Такую работу можно осуществлять через организацию групповой формы деятельности.

Рефлексия.
- Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?
- Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?
- Хотелось бы пожелать…

То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».

Современные образовательные технологии деятельностного типа в соответствии с требованиями ФГОС НОО на примере технологии проблемного обучения. МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Участники семинара: методисты ММС, руководители МО учителей начальных классов, учителя начальных классов Черепановского, Сузунского, Маслянинского, Искитимского районов, методисты и преподаватели педагогических колледжей и нашего техникума






Приём работы с информацией «инсерт» ФГОС НОО Литература Дьюи и его концепция Понятия и определения Сущность проблемного обучения Целевые ориентации Приёмы создания проблемных ситуаций Этапы Типы проблемных ситуаций Условия реализации проблемного обучения Собственный опыт использования приёмов проблемного обучения


ФГОС НОО Пункт 7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход * Сущность деятельностной теории учения: 1. Конечной целью обучения является формирование способа действий. 2. Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью. 3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.


Характеристика технологии проблемного обучения (по Селевко Г.К.) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): - Игровые технологии -Проблемное обучение -Технология современного проектного обучения -Интерактивные технологии. -Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) -Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)


Дьюи Джон () американский философ, психолог и педагог предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.


Концептуальные положения (по Д. Дьюи) Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения являются: - проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); - активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.


В педагогической литературе встречаются следующие родственные термины и понятия: -проблемный подход (Т.И. Шамова), принцип проблемности (В.Т. Кудрявцев, А.М. Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации; - проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач; - проблемное обучение как тип обучения (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему.


Методология проблемного обучения Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение 1983 Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы 1991 Лернер И. Я. Проблемное обучение Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе Оконь В. Основы проблемного обучения Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения 2012


Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).


Целевые ориентации (по Селевко Г.К) Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися Повышение прочности знаний. Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных и творческих способностей.


Этапы проблемного обучения I этап – постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью различных вербальных и технических средств. II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса – начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение психологической проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов. III этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).


Этапы проблемного обучения IV этап – «Ага-реакция», возникновение идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового в сознании учащихся (ЗУН, СУД). V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.


Методические приёмы создания проблемной ситуации (по Щукиной Г.): 1 Объяснение внешнего несоответствия между фактами 2 Поиск путей практического применения нового знания 3 Анализ противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями. 4 Предположение (гипотеза) формулировка выводов опытная проверка 5 Побуждение к сравнению противопоставление фактов 6 Предварительное обобщение новых фактов 7 Сообщение необъяснимых наукой фактов 8 Использование межпредметных связей.



Технология проблемно-диалогического обучения Е. Мельниковой Классификация методов обучения Методы Проблемно-диалогические Традиционные Постановки проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом Сообщение темы Поиска решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог Сообщение знаний


Приёмы создания проблемной ситуации Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений Столкновение мнений по проблемному вопросу или практическому заданию на новый материал Противоречие между житейским представлением и научным фактом Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя


Условия успешной реализации технологии проблемного обучения построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиа средств); отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем); учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы; исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.


Цикл проблемного обучения Входное тестирование Цель: определение уровня подготовки по предмету 0 этап III этап IV этап V этап II этап I этап Постановка педагогической проблемной ситуации Вводная информация Устное слово ТСО и ИКТ Наводящая информация Осознание сущности противоречия Перевод педагогической проблемной ситуации в психологическую VI этап Отбор проблемных ситуаций Научно- методическая база Информационная поддержка Отбор информации по проблеме и её представление Контроль отдалённых результатов обучения АГА – реакция на нахождение решения, проявление новых ЗУН Самостоятельная работа СУД Реализация решения Создание продукта (письменные размышления) Развитие личности Групповая работа Выбор вариантов тестов Выполнение






ФЗ 273 статья 66 пункт 1 Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).






Профессиональный стандарт Профессиональный стандарт учителя Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»профессионального стандарта


Трудовые действия: 1 Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы 2 Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования 3 Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды 4 Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению 5 Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися 6 Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) 7 Формирование мотивации к обучению 8 Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей


Необходимые умения: 1 Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика… 2 Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей 3 Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого- педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде 4 Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5 Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ- компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) 6 Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно- исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко- культурного своеобразия региона


Необходимые знания: 1 Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке 2 История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества 3 Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики 4 Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях 5 Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения 6 Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий 7 Рабочая программа и методика обучения по данному предмету 8 Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи Конвенция о правах ребенка Трудовое законодательство Белая шляпа: информация В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная беспристрастность и объективность. Красная шляпа: чувства и интуиция В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Когда человек надевает красную шляпу, это даёт ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса». Черная шляпа: критика Надевающий чёрную шляпу занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.


Желтая шляпа: логический позитив Образ мыслей «цвета солнца» – это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации и построение позитивных умозаключений. Зеленая шляпа: креативность Мышление в зелёной шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не вынесение суждения о рассматриваемой идее. Синяя шляпа: управление процессом Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени.



Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63 города Тольятти» Учитель начальных классов МБУ СОШ №63 г. Тольятти Плаксина ЛюдмПлаксина Людмила Викторовна учитель начальных классов МБУ школы №1 имени Виктора Носова г. Тольятти 2015 г ила Викторовна Февраль 2014 год Нежно, внимательно, ласково, С каждым ребёнком… С открытой душой… Всё, что умеем, знаем и можем, Всё отдаём… И в сердце большом Место найдётся для каждого! Каждого нужно увидеть, раскрыть! Всем я желаю добра и терпения! Всего самого лучшего! И чтоб не пропало у нас желание детишек многому НАУЧИТЬ!!! «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Современный урок технологии в условиях введения ФГОС НОО: 1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную деятельность); 6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). 2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 5.Взаимопроверка, взаимоконтроль; 4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); В современных образовательных программах по технологии взят курс на повышение воспитательной и трудовой направленности содержания уроков труда, на которых закладываются основы политехнических знаний и умений, основы эстетической культуры, трудовой деятельности, представлений о дизайне. Мы знаем, что в процессе практической работы школьников происходит формирование трудовых умений. Поэтому на уроках труда я применяю методы, требующие активного участия самих учащихся в осмысливании трудовых действий, создание таких условий, при которых учащиеся могли бы включиться в деятельность по сравнению, анализу обсуждения. Ребята сами успешно организуются и у них появляется заинтересованность. В качестве метода я использую игровые моменты. Ручной труд является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Я и мои коллеги отмечают, что на этих уроках дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются. Ручной труд – конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, развлечениях, быту. Правильно организованный ручной труд в начальной школе, в семье дает детям учебные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться, стремление овладеть особенностями технологического мастерства, то есть подготавливает каждого ребенка к последующему этапу обучения технологии в средней и старшей школе. Дети имеют право отбирать виды труда и объекты трудовой деятельности, которые им будут доступны. В начале каждого года, ребята голосовали, чем бы они хотели заниматься, большинство ответило, что работать с бумагой, пластилином, и из предметов, которые мы выбрасываем. Или просто напросто бросовый материал На диаграмме я показала, что выбрали ребята в каждом классе. Проанализировав всю ситуацию, я решила изменить немного уроки, в первом классе, я больше уделила внимания поделкам из пластилина, ребята с интересом их выполняли, фантазировали, придумывали различные поделки сами, а это как раз способствовало развитию мелкой моторики рук. Во втором классе мы стали заниматься с бумагой, различными видами аппликаций, а сейчас ребята выполняют поделки из бросового материала. Конечно, мы выполняем работы и с другими материалами, но ребятам вот сейчас учась в 3 классе, выполняют огромные работы, придумывают сами, что они хотят смастерить, делают это в групповой форме. Многие работы были отправлены на выставки, подарены родителям, друзьям, в школу и детский сад. На уроке у нас присутствуют фразы: «Догадался!» «Хочу сказать!» «Нужна помощь! «Могу помочь!» Работаем под девизом: «Одна пчела немного меда принесет» Сейчас у ребят задумка, выполнить из стаканчиков новый персонаж «Ферби» Обычно учителя, да и я сама выделяем школьников, которые быстро и качественно выполняют задания, проявляют техническую смекалку. Но будущим труженикам необходимы и такие не менее важные качества, как исполнительность, старательность, самостоятельность, организованность, настойчивость. Надо находить возможность поощрять усилия к их совершенствованию. Поэтому, иногда оцениваем ребят всем классом и ребята выбрали такие как бы девизы, за что они оценивают работу своих товарищей «За качество продукции», «За настойчивость в труде», «За лучшую организацию труда» Поощрение положительной отметкой – наиболее часто применяемый учителями прием. Он, безусловно, является наиболее важным. Однако, используя его, надо учитывать не только качество изделия, но и прилежность и аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности и др. Отметка только тогда обладает стимулирующим воздействием и вызывает положительные эмоции, когда ученик воспринимает свою работу как деятельность, потребовавшую от него значительных умственных и физических усилий. Проблемы по внедрению ФГОС (начального общего образования)  В части материально-технического обеспечения: оснащение мультимедийным оборудованием все классы недостаточное финансирования не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.  В части информационно-методического обеспечения: требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программнометодического;  В части оценочной деятельности и диагностики: влияние внешних оценок (оценочный опыт, принесенный из ДОУ; личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении; отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя; проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов Вот некоторые работы, которые мы делали с детьми. Сейчас мы с детьми делаем работы, из пробок и стаканчиков. Пробка от пластиковой бутылки хороша тем, что отлично подходит для декупажа, ее можно покрыть гелем, блестящим спреем, блестками или глиттерами. Преимуществом пластиковых пробок для поделок является их одинаковость. Они отлично закрепляются и прикрепляются друг к другу. Пластиковые пробки легко приклеиваются друг к другу суперклеем или клеем «Момент». Пробка от пластиковой бутылки может послужить основой для прекрасных украшений - колье, браслетов и серег. Кроме того, крышками можно выложить мозаику или украсить детский рюкзак. Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63 города Тольятти» Проблема – бытовые отходы Выбор идеи Что? Из чего? Как сделать? Кому? Зачем? Задача проекта: изготовление поделок из бросового материала для необычных сувениров и украшения интерьера Требования Красивое (декоративное) Недорогое (экономическ и выгодное) ИЗДЕЛИЕ Полезное(утилитарное) С минимальными затратами по времени Техника безопасност и Безопасное для человека и окружающей среды (экологичное) Легкое в обработке (технологичное) Массажный коврик Поделки из дисков Поделки из бросового материала Анализ результатов Подарок, игрушка, нужная вещь Работа выполнена своими руками Финансовые затраты не велики Позволяет проявить своё творчество Развивает аккуратность, усидчивость… Источники информации: 1.Давыдова Г.Н. , Детский дизайн. Поделки из бросового материала. Скрипторий 2003 год: 2006.Стр.80 2.Давыдова Г.Н.Поделки из бросового материала. Цветы. Скрипторий 2003 год: 2008.Стр.67 3.http://www.millionpodarkov.ru Миллион подарков 4. http://stranamasterov.ru Страна мастеров


Понятие «технология» Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и учения с учетом технических и человеческих ресурсов, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) Образовательная технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя


Во-первых, образовательная технология сводит на нет педагогический экспромт в практической деятельности и переводит её на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с последующей реализацией проекта в классе. Это возможно сделать на языке понятий «дидактическая (воспитательная) задача» и «технология обучения (воспитания)». Во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся поурочных разработок, предназначенных для учителя, образовательная технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание деятельности самого учащегося, то есть проектирование учебно- познавательной деятельности ведёт к высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся. В-третьих, существенная черта образовательной технологии процесс целеобразования. Она рассматривается в двух аспектах: 1) диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала; 2) развитие личности в целом. В-четвёртых, благодаря представлению о предмете образовательной технологии как проекте определённой педагогической системы, важным принципом разработки технологии и её реализации на практике является принцип целостности (структурной и содержательной) всего учебно- воспитательного процесса. Смыслы образовательной технологии


Признаки современных образовательных технологий Признаки современных образовательных технологий Взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации; Взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации; Оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; Оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; Поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками; Поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками; Наличие диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности; Наличие диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности; Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора; Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора; Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного результата Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного результата


Общие принципы и правила образовательной технологии 1. Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С. Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей»; 1. Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С. Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей»; 2. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся. Главная задача учителя «превратить деятельность ученика в его самодеятельность» (К.Д.Ушинский); 2. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся. Главная задача учителя «превратить деятельность ученика в его самодеятельность» (К.Д.Ушинский); 3. Предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых учителем способах деятельности учащихся; 3. Предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых учителем способах деятельности учащихся; 4. Необходимым элементом технологии является тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой; 4. Необходимым элементом технологии является тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой; 5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся. 5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся. 6. Стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего. 6. Стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего. 7. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы. 7. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы.


Компоненты технологии Целостность технологии обучения (воспитания) обеспечивается тремя её компонентами: организационной формой; организационной формой; дидактическим процессом; дидактическим процессом; квалификацией учителя (или ТСО) квалификацией учителя (или ТСО) Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия учителей и учащихся в различных видах деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств. Задачи педагогической технологии: формирование ключевых компетенций; формирование ключевых компетенций; формирование и закрепление социально ценных форм и привычек поведения; формирование и закрепление социально ценных форм и привычек поведения; научение действиям с технологическим инструментарием; научение действиям с технологическим инструментарием; развитие технологического мышления; развитие технологического мышления; воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации решения учебных задач воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации решения учебных задач


Классификация образовательных технологий 1. Личностно-ориентированные технологии обучения: а Технология педагогических мастерских а Технология педагогических мастерских б. Технология обучения как учебного исследования б. Технология обучения как учебного исследования в. Технология коллективной мыследеятельности (КМД) в. Технология коллективной мыследеятельности (КМД) г. Технология эвристического обучения г. Технология эвристического обучения д. Метод проектов д. Метод проектов е. Вероятностное образование (А. Лобок) е. Вероятностное образование (А. Лобок) ж. Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. ж. Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), Эльконин), з. "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер), з. "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер), и. Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. и. Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили), Амонашвили), к. Преподавание литературы как искусства и как человеко формирующего к. Преподавание литературы как искусства и как человеко формирующего предмета (Е.Н. Ильин), предмета (Е.Н. Ильин), л. Дизайн-педагогика л. Дизайн-педагогика


2. Предметно-ориентированные технологии обучения 2. Предметно-ориентированные технологии обучения а. Технология постановки цели а. Технология постановки цели б. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина) б. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина) в. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко в. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко г. Технология концентрированного обучения г. Технология концентрированного обучения д. Модульное обучение д. Модульное обучение




4. Технологии оценивания достижений учащихся а Технология "Портфолио" а Технология "Портфолио" б. Безотметочное обучение б. Безотметочное обучение в. Рейтинговые технологии в. Рейтинговые технологии


Технология развития критического мышления Фазы технологии Важным в данной технологии является следование трем фазам: Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность. участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д. reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность. участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом


5. Интерактивные технологии а. Технология «Развитие критического мышления через а. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» чтение и письмо» б. Технология проведения дискуссий б. Технология проведения дискуссий в. Технология «Дебаты» в. Технология «Дебаты» г. Тренинговые технологии г. Тренинговые технологии




7. Технология коллективной мыследеятельности Развитие потребностей и способностей человека на основе системы проблемных ситуаций, разрешение которых осуществляется в четыре такта; ввод в ситуацию, работа по микрогруппам, обсуждение, защита позиций, определение новой проблемы Развитие потребностей и способностей человека на основе системы проблемных ситуаций, разрешение которых осуществляется в четыре такта; ввод в ситуацию, работа по микрогруппам, обсуждение, защита позиций, определение новой проблемы


8. Технология коллективного способа обучения Усвоение знаний, умений и навыков, развитие коммуникативных качеств личности достигаются взаимообучением школьников, Усвоение знаний, умений и навыков, развитие коммуникативных качеств личности достигаются взаимообучением школьников, поабзацной проработкой текстов, обмена мнениями и др. поабзацной проработкой текстов, обмена мнениями и др.


9. Модульная технология Усвоение учебного материала; развитие; умений самоконтроля; формирование коммуникативных способностей. Усвоение учебного материала; развитие; умений самоконтроля; формирование коммуникативных способностей. В основе лежат самостоятельная и парная деятельности учащихся по освоению учебного материала. В основе лежат самостоятельная и парная деятельности учащихся по освоению учебного материала.






12. Технология портфолио Самооценка и рефлексия учащегося; отслеживание прогресса в учебе; отчет перед администрацией или родителями; накопление достижений – грамот, сертификатов, отличных контрольных работ и др. Самооценка и рефлексия учащегося; отслеживание прогресса в учебе; отчет перед администрацией или родителями; накопление достижений – грамот, сертификатов, отличных контрольных работ и др. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им для получения образования, не сравнивая с достижениями других учащихся. Также, оценить его образовательные достижения, дополнить или заменить результаты традиционных форм контроля. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им для получения образования, не сравнивая с достижениями других учащихся. Также, оценить его образовательные достижения, дополнить или заменить результаты традиционных форм контроля. Существуют различные типы портфолио: «Портфолио достижений», «Рефлексивный портфолио», «Проблемно-ориентированный портфолио» и «Тематический портфолио». Существуют различные типы портфолио: «Портфолио достижений», «Рефлексивный портфолио», «Проблемно-ориентированный портфолио» и «Тематический портфолио». Портфолио любого типа имеет четыре основных раздела: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения». Портфолио любого типа имеет четыре основных раздела: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения». Портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута. Оно является востребованной педагогической технологией, инструментом мониторинга образовательных достижений. Портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута. Оно является востребованной педагогической технологией, инструментом мониторинга образовательных достижений.


Таким образом, в перечень технологий, соответствующих требованиям ФГОС, включены: развивающее обучение; развивающее обучение; коллективная система обучения (КСО); коллективная система обучения (КСО); технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); исследовательские и проектные методы; исследовательские и проектные методы; технология модульного и блочно-модульного обучения; технология модульного и блочно-модульного обучения; технология «дебаты»; технология «дебаты»; технология развития критического мышления; технология развития критического мышления; лекционно-семинарская система обучения; лекционно-семинарская система обучения; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве; обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; здоровьесберегающие технологии; система инновационной оценки «портфолио»; система инновационной оценки «портфолио»; технологии интерактивного и дистанционного обучения технологии интерактивного и дистанционного обучения


Стратегия образовательного процесса Стратегия образовательного процесса предполагает чёткое его построение с целью формирования поведенческого репертуара в ходе научения. М. Кларин выдвигает такую последовательность действий: М. Кларин выдвигает такую последовательность действий: Первая фаза планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся. Первая фаза планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся. Вторая фаза диагностическая выявление исходного уровня наблюдаемых действий. Нужно выявить, какими необходимыми для дальнейшего познавательного продвижения знаниями учащийся уже овладел. Выявить это не приблизительно, а очень точно для каждого ученика. Вторая фаза диагностическая выявление исходного уровня наблюдаемых действий. Нужно выявить, какими необходимыми для дальнейшего познавательного продвижения знаниями учащийся уже овладел. Выявить это не приблизительно, а очень точно для каждого ученика. Третья фаза рецептурная: в её рамках предусматривается «программирование» желаемых результатов обучения и подбор формирующих воздействий, обуславливающих требуемое поведенческое научение. Третья фаза рецептурная: в её рамках предусматривается «программирование» желаемых результатов обучения и подбор формирующих воздействий, обуславливающих требуемое поведенческое научение. Четвёртая фаза реализация намеченного плана: организационное обеспечение условий обучения, ввод в действие предусмотренной технологии поведенческого тренинга. Четвёртая фаза реализация намеченного плана: организационное обеспечение условий обучения, ввод в действие предусмотренной технологии поведенческого тренинга. Заключительная, пятая фаза оценка результатов путём сопоставления их с первоначально намеченным эталоном, фактически последовательное, поэтапное тестирование для выявления постепенного усложнения «поведенческого репертуара». Заключительная, пятая фаза оценка результатов путём сопоставления их с первоначально намеченным эталоном, фактически последовательное, поэтапное тестирование для выявления постепенного усложнения «поведенческого репертуара».








Основные качества современных педагогических технологий Структура педагогической технологии. В структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: - цели обучения – общие и конкретные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть – технологический процесс: -организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса


Базовые педагогические технологии, рекомендованные ФГОС начального общего образования УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Обучение на основе учебных ситуаций определение педагогической задачи (на основе планируемых результатов) определение педагогической задачи (на основе планируемых результатов) отбор учебного материала отбор учебного материала определение способов организации учебных ситуаций: определение способов организации учебных ситуаций: методические и дидактические средства, в том числе - провоцирующие детей на осуществление действийметодические и дидактические средства, в том числе - провоцирующие детей на осуществление действий порядок действий учителя (с учетом меры сформированности учебных действий – исполнительские или ориентировочные)порядок действий учителя (с учетом меры сформированности учебных действий – исполнительские или ориентировочные) порядок взаимодействия учащихсяпорядок взаимодействия учащихся прогнозирование возможных действий учащихся прогнозирование возможных действий учащихся средства осуществления обратной связи средства осуществления обратной связи


Case Study Кейс метод позволяет демонстрировать теоретические знания с точки зрения реальных событий… Он позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению учебной информации, а также сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации Кейс метод позволяет демонстрировать теоретические знания с точки зрения реальных событий… Он позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению учебной информации, а также сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации Выделяют следующие основные этапы создания кейсов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию. Выделяют следующие основные этапы создания кейсов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).


« Метод проектов» «Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» «Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности «Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» (Полат Е.С. Метод проектов) «Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» (Полат Е.С. Метод проектов)


Педагогические мастерские Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы Эта технология позволяет включить в учебный процесс каждого ученика: ученик строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои творческие способности, ученик думает, изобретает, творит, самореализуется. Это не просто новая технология, но и новая философия образования. В педагогической мастерской учитель и ученики расстаются со своими традиционными ролями, и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса, рождает особый эффект. Цель мастерской: Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы Эта технология позволяет включить в учебный процесс каждого ученика: ученик строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои творческие способности, ученик думает, изобретает, творит, самореализуется. Это не просто новая технология, но и новая философия образования. В педагогической мастерской учитель и ученики расстаются со своими традиционными ролями, и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса, рождает особый эффект. Цель мастерской: становление духовного мира человека. становление духовного мира человека. Задачи: Задачи: создать условия для самовыражения, проявления индивидуальности учащихся, для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании; создать условия для самовыражения, проявления индивидуальности учащихся, для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании; разбудить в них желание ценить различия в каждом человеке; разбудить в них желание ценить различия в каждом человеке; развивать творческие возможности детей; развивать творческие возможности детей; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся. обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.


Технология педагогической мастерской в практике начальной школы Педагогическая мастерская это живое развивающее явление в общеобразовательном пространстве. Педагогическая мастерская это живое развивающее явление в общеобразовательном пространстве. Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, обобщения и обмена информацией. Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, обобщения и обмена информацией. Эта технология позволяет включить в учебный процесс каждого ученика: ученик строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои творческие способности, ученик думает, изобретает, творит, самореализуется. Эта технология позволяет включить в учебный процесс каждого ученика: ученик строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои творческие способности, ученик думает, изобретает, творит, самореализуется. Это не просто новая технология, но и новая философия образования. В мастерской дети начинают прислушиваться к самим себе, постигать свой внутренний мир, попытаться понимать себя. Происходит осмысление законов человеческого бытия, самооценка собственных действий, результатов Это не просто новая технология, но и новая философия образования. В мастерской дети начинают прислушиваться к самим себе, постигать свой внутренний мир, попытаться понимать себя. Происходит осмысление законов человеческого бытия, самооценка собственных действий, результатов


Подходы к отбору базовых педагогических технологий Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенный уровень Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенный уровень Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс


Практическое задание 1. Произвести отбор технологий 1. Произвести отбор технологий достижения личностных и достижения личностных и метапредметных результатов метапредметных результатов 2. Разработать модель педагогической 2. Разработать модель педагогической мастерской как формы повышения мастерской как формы повышения квалификации учителей квалификации учителей

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

Новый стандарт определил требования , которым должны соответствовать образовательный процесс , его результат и, что не менее важно, условия обучения . Инновации в системе образования связаны с внесением изменений : . в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; . в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; . в систему контроля и оценки уровня образования; . в систему финансирования; . в учебно-методическое обеспечение; . в систему воспитательной работы; . в учебный план и учебные программы; . в деятельность учащегося и преподавателя.

Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Что же такое «инновационная образовательная технология »? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций , адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

  • развивающее обучение;

Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.

Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми.

  • проблемное обучение;

Центральное звено проблемного обучения- проблемная ситуация -, с помощью которой пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

  • проектная технология;

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

  • ;

которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя - это в большей степени роль проводника в мире информации.

Опыт применения информационно-коммуникативные технологии показал:

а) существенно повышается мотивация учеников к изучению предметных дисциплин; б) снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

  • игровые технологии;
  • технология критического мышления
  • групповые технологии;
  • КСО
  • технологии деятельностного метода обучения ; (важно отметить, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход).

предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

  • личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

технология исследовательской деятельности

Цель - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

Обучение проведению учебных исследований младших школьников

Развитие творческой исследовательской активности детей

Стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

В связи с введением ФГОС появляются новые (новейшие) педагогические технологии

  • информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление

качеством образования школьника

Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно - обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

  • мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

  • технология оценивания («Школа 2100»)
  • Метод портфолио -

Портфолио - технология накопления и систематизации информации

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности - оценку личных достижений. Это связано с реализацией личностно-ориентированного подхода к обучению. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами - это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

Диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

Целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

Мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

Развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

следует все же добавить:

Обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

Корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для учащегося портфолио - это организатор его учебной деятельности, для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

Ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

Ученик собирает материал;

В основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия - процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л. - 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка - умения метакогнитивные.

Ученик должен научиться :

Отбирать и оценивать информацию

Точно определять цели, которые он хотел бы достичь

Планировать свою деятельность

Давать оценки и самооценки

Отслеживать собственные ошибки и исправлять их

В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления . Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей - способности к самообразованию.

Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.

Использования возможностей современных инновационных технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как сделать суп из фасоли с мясом рецепт с фото
Блюда из капусты, в мультиварке
Калорийность рыбы жареной и запеченной Рыба в духовке ккал