Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Онтология как философское учение о бытии. Онтология как учение о бытии

В словаре русского языка XIX в. В. Даля нет категории бытия, а в глаголе «бывать» различаются самостоятельное (как присутствие, наличность – «я был там-то») и вспомогательное (зависящее от другого глагола и близкое к глаголу «стать» – «я стал тем-то») значения. С.И. Ожегов в своем словаре в XX в. определяет бытие как само существование, условия жизни, а глагол быть – как «иметь место», наличествовать, присутствовать.

Парменида считают основателем онтологии – учения о бытии, и первым метафизиком, поскольку он рассуждал о недоступном чувственному восприятию и его возможных свойствах. Бытие только мыслимо, но не воспринимаемо, оно есть то, что о нем мыслит человек, и его мысль и есть это бытие; так впервые в философии появляется принцип тождества бытия и мышления. Атомисты Левкипп и его ученик Демокрит говорили об атомах – неделимых твердых частицах, из которых все состоит, и пустоте, в которой атомы двигаются. Платон, основатель учения об идеях-эйдосах, первым в древнегреческой философии противопоставил мир вещей – материальный и изменчивый, миру идей – вечных и неизменных сущностей, обладающих подлинным существованием. Аристотель, ученик Платона, в каждом существующем объекте различал форму и вещество и пришел к идее первоформы и первовещества.

В древнеиндийской мифологии представлена чрезвычайно слож-ная и запутанная картина сотворения мира, в этом мире нет ничего постоянного, все изменчиво и перетекает друг в друга, даже боги могут иметь разные имена и обличья. Тем самым как-бы утверждалось, что истина не известна никому, даже богам. Началом этого мира является асат – небытие, бытие в потенции, которое переходит в сат – бытие («Ригведа»). В религиозно-философских системах понимание бытия определялись кастовой структурой древнеиндийского общества, которая делала невозможной всякую социальную революцию, устранившую бы несправедливость. Поэтому философы Древней Индии реальный физический мир и общество объявляли неподлинным, мнимым, иллюзией, а настоящим бытием обладали, по их мнению, или верховное божество (Бхагавата или другие), или каждый, кто достиг состояния нирваны. Нирвана – состояние угасания, затухания всяких желаний, эмоций, мыслей, освобождения от всего, что связывает человека с материальным миром.

В Древнем Китае, в отличие от древнеиндийского общества, философия вышла из простой и стройной мифологической картины мира. Началом всего китайские философы считали пять первоэлементов – землю, огонь, воду, дерево и металл. Затем появилась теория ци – материальной субстанции, напоминающей воздух или эфир, в движение она приводилась противоположными силами ян и инь – темным и светлым, теплом и холодом, твердым и мягким и т.д. В даосизме (основатель Лао-Цзы, VII–VI вв.) началом всего объявлялось дао, которое невозможно назвать, увидеть, которое есть везде и нигде одновременно. Дао – некая пустота, из которой появилось все: оно породило одно (хаос), одно породило два (ян и инь), два породило три (ян, инь и гармонию), три породило все. Пустота делает вещи пригодными к употреблению – пустота внутри кувшина или в центре колеса и т.п. Иероглиф, передающий дао, состоит из двух частей, означающих дорогу и человека, смысл его в том, что дао – это путь, по которому идут люди. Его смысл сближает дао с древнегреческим логосом Гераклита.

Средневековая философская мысль, в условиях господства религиозного мировоззрения, обладающим истинным бытием считала бога, а неистинным – сотворенный им мир.

В Новое время в Европе развивается, в противовес господствовавшему религиозному мировоззрению, материалистическое учение. Возникает понятие материи – вечно существующей материальной субстанции. Всякое же иное существование могло быть только идеальным, что не вписывалось в материализм, поэтому фактически из лексикона философов-материалистов исчезает категория бытия. Среди философов-материалистов XVIII в. следует назвать имена Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. Они заложили основу материалистического понимания бытия, получившего развитие в философии марксизма.

Рене Декарт (1596–1650) в своем знаменитом тезисе «ego cogito , ergo sum – я мыслю, следовательно, существую», фактически выступил против идеи божественного сотворения человека и мира. Согласно этому тезису, человек своим существованием обязан только акту своей мысли, и первая мысль, начинающая его существование, является самой простой – «я есть», она не содержит ничего, кроме самополагающего чистого, без каких-либо свойств, существования.

Лейбниц, немецкий математик и философ, в своей теории монад – первоначал, утверждал, что они не содержат частей, не имеют протяженности и формы. Изменяться они могут только из внутреннего принципа, поэтому они должны обладать стремлением; они должны в себе объединять все многообразие существующего, поэтому их состояния могут быть названы восприятиями, в которых, как и в человеческом восприятии, отражается весь мир.

Бытие в идеалистических системах, прежде всего – философии Гегеля, приобрело фундаментальное значение начала как всякого существования, так и познания. С Гегелем фактически заканчиваются попытки построения субстанциальной онтологии. Уже в XX в. Н. Гартман (1882–1950) создает не субстанциальную, а процессуальную онтологию. В своем докладе на философском конгрессе 1949 г. в Испании он излагает концепцию, согласно которой подлинным существованием обладает не субстанция, а причина и следствие. Объекты и процессы существуют здесь вместе в процессе становления. В органических образованиях длительность существования сохраняется не через субстанциальность (клетки человеческого организма, отметим, меняются полностью за 9–11 лет), а через внутреннее равновесие, регулирование; такое существование мож-но назвать консистенцией. Ее каузальность – не имманентная, а передающаяся, то есть мы наблюдаем не развитие того, что есть в причине, а производительное созидание.

Выделяются слои реального мира: физически-материальный, органически-живой, душевный, исторически-духовный. То, что можно установить о них – это закономерности строения. Само бытие определить и объяснить невозможно, но можно отличить его виды и анализировать их модусы – возможного, действительного и необходимого. Модальный анализ – ядро новой онтологии. Остальное относится к учению о категориях. Реальность связана с временностью, процессностью, индивидуальностью. В учении о категориях Гартманом выделяются совместные и специальные принципы отдельных слоев: пространство, субстанция и математическая структура завершаются на органическом уровне, а время, процессность, каузальность продолжаются внутри духовного бытия. Новые принципы возникают на границе слоев: органическая природа подчиняется саморегулированию, самовоссозданию. Прибавляется (исходя из задатков) надкаузальная форма детерминации – процесс самообразования. Душевный мир – это замкнутые внутренние сферы, выход из них – через акты хотения, действия, познания, любви и ненависти. Далее – духовность: язык, право, нравственность, мораль, религия, техника, искусство; здесь нет актов, сознания, наследственности, все безлично. Индивид, охваченный ими – не просто субъект, но личность.

Слои накладываются друг на друга. Органическая жизнь носима неживой природой и переоформляет ее, душевная поднимается над ними и надстраивается (она не меняет структуру органической жизни). Появление (der Einschag ) категориального novum (новизны) основано на автономии от нижних слоев. Основной онтологический закон формулируется Гартманом так: 1) более низкие принципы являются более сильными, всеносящими и не могут быть сняты более высокой формой; 2) высокие слабее, но в своем novum самостоятельны и воздействуют на низкие. Свобода имеется на каждой ступени, более высокой по отношению к более низкой. Свобода воли как моральной личности – лишь специальный случай, ее можно понять лишь из онтологического закона. Свобода – не снятие существующей определенности, а начало более высокой, поэтому индетерминизм как теория не нужен.

Быть или иметь, быть или существовать – в подобных фразах люди выражают свое понимание отличия разных способов человеческого существования: как независимое от мира вещей, как способность противостоять обстоятельствам, а не плыть по течению. В противном случае человек растворяется в мире вещей или становится их рабом.

У М. Хайдеггера (1889–1976) это называется растворением человека в сущем, забвением бытия, а именно созерцательного – отстраненного – отношения к миру, присущего античному человеку. Хайдеггер разделяет существование объектов материального мира и су-ществование человеческое – сущего и бытия, онтического и онтологического соответственно. Переход от сущего к бытию человек осу-ществляет благодаря трансценденции – вынесению себя за пределы сущего, он выступает в просвет бытия, в терминологии Хайдеггера – в здесь-бытие. Тем самым человек освобождается от своей захваченности сущим и может определять свое отношение к нему – экзистировать. На это определяющим образом влияет осознание человеком собственной смертности. Именно осознание собственной конечности, или – бытие-к-смерти, заставляет его понять главную за-боту своей жизни. Забота является модусом бытия, как и другие виды настроения, например, радость, любовь и прочее. Бытие, таким образом, имеет единственное измерение – время, а фундировано (основано) оно языком – «язык – дом бытия».

Ж.-П. Сартр (1905–1980) различает бытие-в-себе, как способ существования материальных объектов, и бытие-для-себя, присущее только человеку. Бытие-в-себе означает, что бытие есть то, что оно есть (стол есть стол). Человек начинает свое существование с бытия-в-себе, но в какой-то момент он начинает осознавать себя, и это ведет к прекращению бытия-в-себе, к его ничтожению (неантизации), человек перестает быть частью сущего и выступает в ничто. Это ничто человек и заполняет своей будущей сущностью, своим способом существования, и он для него является подлинным.

Религиозное направление (К. Ясперс, Г. Марсель и др.) в экзистенциализме связывает подлинное существование с богом, а задача человека определяется в приближении к нему.

В общем, бытие экзистенциалисты определяют как потенциальное, в форме замысла, проекта существования, а реализация превращает его в часть сущего, вынуждая человека постоянно проектировать свое будущее и возвращать тем самым бытие. Поэтому у Хайдеггера забота непреходяща, а у Сартра человеческие качества существуют, только когда они проявляются.

Немного из истории термина

Термин «онтология» был введен философом из Германии Рудольфом Гоклениусом. В процессе развития вкладываемые в него понятия неоднократно изменялись. В средневековые времена, пытаясь составить учение о бытии, его рассматривали как философское доказательство истин в религии. С наступлением онтология в философии стала представлять собой часть метафизики, изучающей сверхчувственную структуру всего существующего.

Сегодня онтология -- это раздел философии о бытии, сверхчувственном мире и мире в целом.

Таким образом, термины «метафизика» и «онтология» близкие между собой по значению. Некоторое время они употреблялись как синонимы. Со временем термин «метафизика» вышел из употребления, а его место по праву заняла онтология.

Объект изучения в онтологии

Есть два основных аспекта -- бытие и небытие, -- изучением которых занимается онтология в философии. Для философского осмысления всего существующего в мире категория бытия выступает в качестве исходной. Онтологическое исследование мира предусматривает использование целой системы философских категорий, основными из которых являются понятия бытия и небытия.

Бытие представляет собой всеохватывающую реальность, то, что существует, есть на самом деле. Понятие «бытие» включает в себя мир, который существует реально. Он составляет основу всех явлений и вещей, гарантирует их наличие. Небытие -- это отсутствие, ирреальность всего, представляющего собой конкретное, сущее. Таким образом, онтология -- это раздел философии о сущем, бытии.

Зарождение и развитие онтологии

Какие же этапы становления прошла онтология в качестве науки и вопрос о бытии возникают одновременно. Впервые его изучением занялся философ античности Парменид. Для него бытие и мысль являлись тождественными понятиями. Также он утверждал, что бытие не появилось откуда-то и уничтожить его также невозможно, оно недвижимо и никогда не закончится во времени. Небытие, по его мнению, не существует.

Демокрит придерживался точки зрения, что все сущее составляют атомы, таким образом признавая бытие и небытие.

Платоном было противопоставлено мир духовных идей и сущностей -- то, что представляет истинное бытие, миру чувственных вещей, которым свойственно изменяться. Он признавал и бытие, и небытие.

Аристотель представлял материю как «бытие в возможности».

В учениях, которые возникли в средние века, под бытием понимали самого Бога. С наступлением Нового времени онтология в философии трактовала бытие как разум, сознание человека. Единственным, несомненным и подлинным бытием являлись личность, ее сознание и потребности, ее жизнь. Оно состоит из таких основных форм: духовное и материальное бытие человека, бытие вещей, бытие общества (социальное). Такое единство помогает представить общую основу всего существующего.

Философско-правовая онтология

В чем состоит суть права в целом, невозможно понять без уяснения, что представляет собой философско-правовая онтология.

Реалиям повседневной жизни противопоставлена система нормативно-оценивающего мира, которой подчиняется человек. Она диктует каждой личности различные правила и требования -- политические, моральные, правовые. Эта система также вносит определенные нормы в жизненный мир каждого (например, с какого возраста можно посещать школу, принимать участие в выборных процессах, вступать в брак, привлекаться к административной и уголовной ответственности), предписывает определенные нормы поведения.

Таким образом, философско-правовая онтология -- это способ организации и трактовка некоторых сторон социальной жизни и в то же время бытия человека. Бытие права и собственно бытие имеют существенные различия, ведь правовым бытием предусмотрено выполнение определенных обязанностей. Человек должен подчиняться законам, принятым в обществе. Поэтому философско-правовая онтология - это раздел науки, имеющий свою специфику. Бытие права он рассматривает как «бытие-обязанность». Право представляет собой сферу должного, а именно того, что «зримо» как бы не существует, но реальность которого имеет большое значение в жизни каждого представителя общества.

Под правовой реальностью подразумевается еще и система, которая существует в рамках бытия человека. Она состоит из элементов, которым свойственно выполнение определенных функций. По сути, это надстройка, которая включает в себя правовые учреждения, отношения и сознание.


Онтология – основополагающий раздел философского знания, ядро любой философии. В переводе с греческого языка словосочетание «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos – сущее, бытие и logos – учение, понятие, слово). Впервые термин «онтология» встречается в «Философском лексиконе» (одном из первых философских словарей), изданном в 1613 г. Р. Гоклениусом . Немецкий философ использовал этот термин для обозначения аспекта метафизики, связанного с трактовкой бытия, и его отличия от другого ее аспекта – гносеологического. В это время термины «метафизика» и «онтология» употреблялись как синонимы. Выделение онтологии в самостоятельный раздел метафизики характерно для Х. Вольфа . В 1730 г., в работе «Первая философия, или Онтология» он определяет онтологию как учение о бытии вообще. Во второй пол. XIX в. термин метафизика в его узкокритическом понимании (как «антидиалектика») выходит из употребления. Онтология же утверждается в своем основном значении – как раздел философского знания, посвященный вопросам бытия.

Хотя слово «онтология» вошло в обиход в XVII в., онтологическая проблематика возникла гораздо раньше. «Отцами» онтологии считаются Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель. Уже в философии элеатов (VI–V вв. до н. э.) впервые формулируется понятие «бытие» (Парменид). Не случайно Гегель называл поэму Парменида «О природе», в которой проблема бытия занимала центральное место, началом философии. Аристотель в своей «Метафизике» главную задачу «первой философии» видит в рассмотрении «сущего как такового, поскольку оно – сущее». Наблюдая разнообразие и изменчивость вещей, первые философы искали в них нечто «истинно сущее», что является общим для всех вещей, истинное бытие , которое не возникает и не исчезает, а является их всеобщей и непреходящей основой. Категория бытия характеризует то, что присуще всему миру (сущему вообще ). Основной признак бытия как такового (всего мира) заключается в том, что это бытие (мир в целом) существует .

Итак, онтология – это учение о бытии, о сущем. Это – раздел философии, рассматривающий бытие, существование вообще, независимо от свойств, особенностей и разновидностей существующего. Онтология начинается с вопросов: Что есть бытие? Существует ли небытие? Что значит – существовать? Существует ли несуществующее? Имеет ли существующее различные формы или все существует одинаково? Имеет ли существование начало? Чем оно определено? и т. д. В зависимости от подобных вопросов и ответов, образуются различные онтологические учения (Платона, Аристотеля, Библии, Гегеля).

Как Вы уже заметили, онтология – самая абстрактная область философского мышления. Она содержит знание предельной степени общности – знание всеобщего. Это видно уже на примере категории существования . Дать строго логическое (явное, научное) определение понятия «существование» вряд ли возможно, поскольку для этого требуется подвести это понятие под более общее – родовое. Содержание этого понятия есть результат абстрагирования от того, каким образом , где , как долго существует нечто . В нем лишь фиксируется сам факт его наличия в универсуме, и ничего более. В современной науке и философии проблема существования приобрела особую актуальность в связи с углублением познания в микро-, нано- и мегамиры, где формы существования объектов отличаются от макроскопической онтологии, поэтому их бытийность, наличность для субъекта будут зависеть от теоретических (логических) познавательных средств и самой трактовки существования.

Такие предельно общие понятия представляют собой особые формы филосфского мышления – категории, которыми обыденное сознание не располагает. Многие из них являются бинарными и раскрываются лишь друг через друга (бытие и небытие, сущность и явление, форма и содержание и др.). Фундаментальной категорией онтологии является категория бытия .

Бытие

Бытие есть единство форм и способов существования. Философское понимание бытия означает существование как таковое или существование вообще. Все вещи и явления мира, человек и его сознание, природа, общество, культура, мир в целом, знание о мире и его устройстве существуют , поэтому их можно объединить понятием бытия .

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово «бытие» определяется через родственные с ним слова: «быть», «бывать», «существовать», «присутствовать», «наличествовать». Признаком существования наделены предметы, процессы, свойства, отношения.

Понятие бытия с самого начала становится одним из мировоззренческих оснований философского мышления. Более того, понятие бытия имеет универсальный характер.

Проблема бытия как смысла жизни осознанно или неосознанно волнует в глубине души каждого человека. А категория бытия является всеобщей универсалией (общим понятием) в любой культуре. Представление о бытии чело­век впитывает в себя из непосредственного окружения, литературы, искусства. И каждый не раз в жизни задает себе вечный гамлетовский вопрос: "Быть или не быть?" Вопрос о смысле человеческого бытия - это, по сути дела, вопрос о смысле жизни человека, вопрос о том, для чего живет человек. Готовы ли мы ответить на него? Обыденность, повседневные заботы подчас заслоняют от человека этот судьбоносный вопрос. Но в сложных жизненных ситуациях, когда человек стоит перед выбором в моменты одиночества или перед лицом смерти, он невольно задается вопросом о смысле собственной жизни, а через него и о смысле человеческого бытия вообще.

Смысл бытия может не осознаваться человеком, но уже сама жизнь в определенном отношении является ее смыслом или хотя бы основанием смысла. Жизнь людей определяется не безличным потоком некой безличной всеобщей жизни, а в каждый момент истории является продуктом индивидуализированных "Я". Жизненный смысл только в действии, которое является необходимым условием самореализации личности, раскрытием ее возможностей, способностей, таланта. Именно это позволяет подняться личному до внеличного, общечеловеческого и космического.

Вопрос о смысле бытия, поставленный человеком самому себе, вырывает его из пут самоизоляции, делает осознанным соучастником исторического бытия, является шагом на пути к внутренней свободе, возвышению чувства собственного достоинства.

Философию с самого начала отличает выход за пределы опыта. Для философского миропонимания характерно стремление не констатировать просто тот или иной факт, а желание понять, как соотносится действительность с мыслью, насколько достоверна мысль. Этот процесс соединения, казалось бы, не сводимых в единое вещных и реальных сущностей философия в явном или неявном виде осуществляет через призму понятия бытия.

Бытие и небытие

Во всех учениях античных философов категория бытия, хотя и занимала центральное место, наполнялась различным смыслом. Парменид , например, придерживался абстрактного понимания бытия, не видел смысла в различении бытия и мысли. Он утверждал, что одно и то же есть мысль, и то, о чем мысль существует, ибо без бытия, в котором ее выраженье, мысли не найти. Для него главный тезис: бытие есть, небытия нет.

Для Демокрита реально сущими оказываются и бытие (атомы), и небытие (пустота). И душа, по Демокриту, состоит из атомов, только подобно огню, из более мелких, подвижных и круглых.

Платон противопоставлял истинное бытие (мир духовных сущностей) чувственному бытию, в котором, по его мнению, соединяются бытие и небытие в виде бледных отпечатков идей в пассивной материи. Одним из основных мотивов его философии является мысль о том, что бытие - источник любой положительной реальности. Наряду с положением о тождественности бытия разуму он обосно­вывает и другой тезис, согласно которому бытие – это жизнь, движение, душа, и благодаря истинности, красоте и соразмерности оно низводит в мир благо, так что именно в силу своей причастности к бытию вещи становятся все конкретней, индивидуальней, свободней, уходя все дальше от абстрактного однообразия.

Аристотель определяет, в чем суть бытия как бытия, что оно представляет само по себе. Бытие вообще у него – это бытие в возможности. Что же касается бытия в действительности, то оно всегда бытие чего-то, а не просто бытие. В античной философии, таким образом, сущее рассматривается в виде конкретных форм бытия. Небытие могло мыслиться лишь как относительное.

В средневековье , когда господствующим было религиозное учение, бытие чаще всего отождествлялось с Богом, от которого происходит, как полагали, бытие отдельных вещей. Существование вещей связывалось с формой проявления бытия, главным тезисом было суждение: «Бог есть само бытие». Вместе с тем в эту эпоху, значение и величие которой мы начинаем по-настоящему осознавать только теперь, сформулированы имеющие непреходящее значение идеи. Такова идея самоценной в своем бытии личности, возникшая на почве христианского средневековья.

В Новое время понятие бытия играло существенную роль во всех философских системах. В век Просвещения, хотя и разными путями, философы выработали такую концепцию бытия, которая позволяла дать обоснование научному знанию. Здесь, с одной стороны, проявляется тенденция рассматривать бытие как единичное фактиче­ское существование (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк); с другой – строится система абсолютного бытия (Р. Декарт, Б. Спиноза).

Немецкая классическая философия наполняет категорию бытия диалектическим содержанием. Так, у Гегеля бытие и небытие объединены с самого начала, в зародыше, потенциально. Их взаимопереходы он рассматривает как становление, полностью соглашаясь в данном случае с древнегреческим философом Гераклитом. Большой заслугой Г. Гегеля было диалектическое осмысление категорий бытия и небытия как тождественных и различных, как взаимосвязанных и взаимопереходящих друг в друга.

В конце XVIII – нач. XIX в происходит «разонтологизация» философии в связи со стремлением многих философов (позитивизма, прагматизма и др.) преодолеть «старую метафизику» и создать новую философию, ориентированную на науку и редуцированную к ее модели.

Технократические тенденции в обществе, которые со времени изобретения паровой машины развивались сначала медленно, а затем получили невиданное ускорение, разъединяли природу и человека, разводили в разные стороны естественнонаучное и гуманитарное знание. Это, безусловно, сказывалось и на философии; возникали такие течения, как физический идеализм, логический позити­визм и др. Однако многие философы стремились преодолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя в центр своих систем целостность бытия как способ связи жизни человека с космосом (П. Тейяр де Шарден, А. Бергсон и др.).

В философии XX в., несмотря на сохраняющиеся «антиметафизические» установки, наблюдается «реонтологизация», реабилитация онтологии: неорализм, диалектический материализм, метафизика М. Хайдеггера, субъективно-идеалистическая онтология (неопозитивизм, феноменология).

В постклассической философии проблема бытия получила яркое выражение в иррационалистических течениях. В своей философии А. Шопенгауэр ставит задачу окончательно раскрыть тайну бытия. Исходя из бесспорного признания объективности мира, он утверждает, что поскольку мир сам ничего не знает о том, что он мир, то становится таковым только для познающего субъекта и поэтому является миром человека, т.е. таким, каким позволяет его видеть собственное представление. И в экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), в противовес классическому пониманию бытия как таковому, как самостоятельного бытия мира главный акцент делается на бытии человека. Экзистенциализм «очеловечивает» проблему бытия. Экзистенциалисты различают бытие человека и бытие вещей. Если последние просто наличествуют, то человек задается вопросом о смысле своего существования, он есть возможное бытие, проект.

Заслуживают внимания идеи русских космистов о цельности всех слоев бытия, в которых подчеркивается необходимость единения людей не на социально-экономической или идеологической основе, а на экологической. В.И. Вернадский писал: «Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой».

Категория бытия, выкристаллизовавшаяся в период становления философии, оставалась в ее различных системах именно таким универсальным (несмотря на различие конкретных интерпретаций) понятием, которое связывало в единое объективное и субъективное, позволяло найти нечто общее, закономерное в различных видах реальности.

Сущность и бытие

Бытие любого сущего лучше всего выражается его сущностью. Сущность – глубинный слой всякого бытия. Она недоступна чувствам, неочевидна и постигается умом. Определяя так категорию «сущность», Аристотель подчеркивал также самодостаточность сущности как бытия: это такое бытие, которое существует само по себе, а не через другое. С таким пониманием сущности в дальнейшем будет связано понятие субстанции как причины самой себя.

Основываясь на аристотелевском понимании сущности, средневековая схоластика разрабатывает вопрос о соотношении сущности и существования, различая таким образом Бога и сотворенный им мир. Бог есть сущность (essential) и существование (esse ), он сам – источник и суть своего бытия. Он же – сущность – субстанция тварного мира и первоначало их бытия. Таким образом, у сотворенных вещей сущность находится вне их и предшествует их существованию.

Г. Гегель противопоставляет сущности явление. Сущность не может быть «бытием в себе». Она должна явить себя, стать действительностью.

Гегелевское учение о сущности получило материалистическое развитие в диалектическом материализме. Сущность и явление стали рассматриваться как гносеологические категории, описывающие процесс познания, который протекает от явления к сущности. Сущность является, явление существенно.

В постклассической философии сложилось и другое толкование взаимосвязи сущности и явления – феноменализм. Философы, стоящие на этой позиции, отвергают сущность как фикцию, псевдопонятие. Опыт имеет дело с явлениями (феноменами), за которыми не стоит никакая сущность и которая в них не проявляется. Задача познания – описание и сравнение феноменов.

Структура бытия

Вместе с тем философия не останавливается на простой констатации существования человека и окружающего его мира, раскрывая различные виды и способы существования. Определяя смысл отношения «бытие-небытие», она дает понимание противоречивости, напряженности, многообразия бытия; предоставляет возможность преодолеть ограниченность познания через призму индивидуального бытия. Невозможно понять сущность бытия без таких понятий, как пространство, время, качество, необходимость, действительность, содержание, реальность и многих других. Это можно сделать, рассмотрев лишь философскую систему в целом. Это задача всего курса; тем не менее общую характеристику форм, уровней и видов существования дать можно и необходимо.

Следует различать:

· виды бытия – объективная реальность и субъективная реальность;

· уровни бытия – актуальное и потенциальное бытие;

· формы бытия – природное и социальное бытие

СТРУКТУРА БЫТИЯ

Объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие, т.е. все то, что составляет не­живую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество образуют объективно реальное бытие. Субъективная реальность – это не что иное, как сознание, мышление, духовный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Переживания человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты (такие, как материальная точка или идеальный газ), вся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности. Эти два вида бытия не полярные противоположности. Субъективная реальность является продуктом отражения объек­тивной реальности и, свою очередь, оказывает влияние на нее.

Взаимосвязь объективной и субъективной реально­сти осуществляется в формах человеческой деятельности. Мерой логичности и адекватности, истинности мышле­ния выступает опосредованность ее практикой. Для того, чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипулирует условиями бытия вещей. Выбор условий связан как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его конкретными целями. Одни и те же материалы могут быть объектом исследования разных специалистов. Для механика важным будет исследование их на прочность, для физика - на электро - или теплопроводность, для химика - на их химическую активность и т.д. С другой сто­роны, эмпирически или теоретически полученное знание о предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправным пунктом для определения природы и возможностей объективно реально существующих вещей и процессов.

Следует различать актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале, все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов. Это - природное бытие индивидуализированных объектов и их состояний, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком. По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жизнедеятельность общества. Доминирующее значение в ней занимает техника. В технике сливаются и воплощаются два ряда явлений: разумная целенаправленная деятельность человека и вещества, свойства, законы внешнего мира.

Бытие человека представляет собой единство физического (телесного) и духовного. Оно отличается тем, что генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем социального (общественного) способа существования человека. При рассмотрении бытия человека наиболее значимым является аспект индивидуального личностного бытия, ибо только через этот уро­вень бытия можно осмыслить отношение человека к миру.

Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека и того, что создано им, содержит в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие , которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе такой процесс осуществляется благодаря естественным законам. В обществе тоже имеются свои законы, но они проявляются только через действия людей. Подчеркнем - конкретных личностей, через судьбы которых высвечивается суть и смысл бытия человека. Конечно, каждый человек смертен. Но дело не просто в преходящем характере каждого конкретного индивида, а в том, что жизнь, которая дана человеку, – бесценный дар. Историю нельзя рассматривать простой сменой поколений. История – это наше понимание бытия, и от того, насколько данное поколение прониклось духом бесценных открытий, находок, судеб и откровений своих предшественников и современников, зависит уровень духовной и материальной культуры, т.е. уровень актуального; бытия, а соответственно, и потенций, заложенных в нем. Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное – едины. Предпосылкой этого единства яв­ляется бытие.

Вещи и процессы, свойства и отношения, природа и человек, объективная и субъективная реальность... Что общего между столь различными фрагментами мира? Прежде всего то, что они существуют; условием их единства является бытие. Именно поэтому, прежде чем определить свойства и ценность вещей, их состояние - необходимо иметь уверенность в их существовании. Факт бытия может быть обоснованием взаимосвязанности и целостности мира, единства материального и духовного. Уверенность в существовании и единстве мира всегда служила основанием для того или иного образа мира.

Сознание рисует ту или иную картину бытия, исходя, прежде всего, из основных мировоззренческих принципов. Для обозначения глубинного единства всего существующего в философии выработано понятие субстанции. Субстанция (от лат. substantia – сущность, то, что лежит в основе) то, что лежит в основе всего существующего, суть предельное основание всех вещей и процессов. Философские направления в самом общем плане и обозначаются по пониманию ими субстанциальности мира. Те философские учения, которые объясняют мир из одной субстанции, называют монистическими. Монизм - такое видение мира, когда основой всего существующего признается одно начало, которое может рассматриваться либо как материальное, либо как идеальное. Различают мате­риалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит, Бэкон) и идеалистический (Платон, Гегель) монизм. Наряду с монистическим толкованием мира в философии встречаются и дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала – материальное и духовное (Р. Декарт), а плюрализм признает множество субстанций (Г. Лейбниц).

Любая философская система уже в силу исходных посылок предполагает не просто описание мира в его всеобщности, а вычленение такой универсальной связи, которая с необходимостью выходит на человека. Мировоззренческий характер философского знания предопределяет соотнесенность рисуемой им целостной картины мира с человеком. В связи с этим обратимся к словам из­вестного физика М. Борна: "Мир образуется из "я" и "не-я", из внутреннего и внешнего мира. Отношение между этими двумя полюсами является объектом любой религии и любой философии. Однако каждое учение изображает по-разному ту роль, которую играет субъект в мировой картине. Значение, которое придается субъекту, представляется мне тем масштабом, руководствуясь которым можно расположить по порядку, нанизывая, как жемчуг на нитку, религиозные верования, философские системы, мировоззрения, укоренившиеся в искусстве или науке".

Мировоззренческая картина действительности может формироваться и на уровне обыденного сознания, это так называемая жизненная философия, или философия здравого смысла. В любом случае она строится на общих представлениях о мире, которые формируют идеалы, принципы и регулятивы поведения человека, его отношение к другим людям и природе. Общая мировоззренческая установка не менее важна и при построении научной картины мира. Не случайно Ньютон свою работу, в которой впервые в науке формулируется научная картина мира (физическая), назвал "Математические начала натуральной философии".

Научная картина мира в отличие от теории, которая дает описание, объяснение и прогнозирование относительно конкретного фрагмента реальности (механического, теплового, электромагнитного, химического, биологического т.д.), представляет собой как бы срез или проекцию конкретно-научных знаний о реальности под углом зрения определенного мировоззрения и достигнутого уровня практического освоения мира. Элементами механической картины мира являются такие понятия и принципы, как "материальная точка", "абсолютное время", "абсолютное пространство", "принцип инерции", "принцип дальнодействия", "принцип относительности Галилея" и др. Научная картина мира выделяет существующие в природе общие связи и отношения, поэтому наряду с описанием и объяснением природных процессов она служит основанием для прогнозирования и формирования новых теорий. Различают общенаучную картину мира, картину мира наук, близких по предмету исследования (например, естественнонаучную картину мира) и картину мира специальных наук (химическую, биологическую, астрономическую, физическую).

Научная картина мира несет на себе печать общего уровня материальной и духовной культуры общества и, в свою очередь, сама становится ядром мировоззрения. Эволюция наиболее разработанной картины мира, относящейся к срезу физической реальности, свидетельствует о единстве объективного мира, т.е. такой форме осмысления фундаментальных связей, существующих в природе, которая выступает как система общих логических форм, отражающих реальность процессов в той или иной области. Объединение в мысли отражает то реальное единство, которое существует в мире.

Итак, понятием бытия охватывается все бесконечное многообразие конкретных форм существования, объективной и субъективной реальности, природы и общества, духовного мира человека, его мыслей и чувств, воображения и эмоций, логико-математических конструкций и научных картин мира. Обозначая все сущее, бытие оказывается категорией, недостаточной в силу своей крайней абстрактности для философского мировоззрения. Ведь Центральной проблемой бытия в теоретическом и в практическом плане выступает вопрос о формах социального самоопределения человека в мире, выбора им собственных стратегий. Здесь возникают (среди множества других) вопросы о соотношении различных видов существования, о сохраняющемся субстанциальном бытии при исчезновении отдельных вещей. Подобные вопросы проясняются с помощью категории материи .

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος - сущее, то, что существует и λόγος - учение, наука) - раздел философии, изучающий бытие.

Онтология как теория

Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Fransofurti»), и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».

Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология - это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Вопросы онтологии - это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

Предмет онтологии

* Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
* Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.
* Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в феноменологии и экзистенциализме бытие отождествляется с человеком, как единственным из обладающих способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Типы онтологий

  • Мета-онтологии - описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
  • Онтология предметной области - формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия определённые в мета-онтологии (если используется) и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
  • Онтология конкретной задачи - онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
  • Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.

Модель онтологии

Формально онтология определяется как O = , где

  • X - конечное множество понятий предметной области,
  • R - конечное множество отношений между понятиями,
  • F - конечное множество функций интерпретации.

Современная онтология

Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

Бытие природы

Бытие природы - первая форма реальности, универсума.

  • Включает все существующее кроме человека.
  • Является следствием длительной универсальной эволюции.
  • Системная организация мироустройства. Развитие мира - процесс преобразования и взаимодействия образующих его систем. Способность всех природных, социальных систем к самоорганизации, самопроизвольному переходу на более высокий уровень организованности и упорядоченности.
  • Подсистемы вещества и поля. Вещество - вид материи, обладающий массой покоя. Поле - основной вид материи, связывающий частицы и тела.
  • Подсистемы неживой и живой природы. Неживая природа - движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул. Её уровни: вакуумный-микроэлементный-атомный-молекулярный-макроуровень-мегауровень (планеты, галактики). Живая природа - биологические процессы и явления, происходит из неживой, включена в неё, но представляет иной уровень развития. Её уровни: молекулярный-клеточный-микроорганизменный-тканевый-организменно-популяционнный-биогеоценотический-биосферный.

Бытие социальное

Бытие социальное - вторая форма реальности.

  • Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция).
  • Структура социального бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

Бытие идеальное, духовное

Бытие идеальное, духовное - третья форма реальности.

  • Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума.
  • Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей.
  • Усиление взаимодействия всех форм духовной жизни с производством, практикой (космонавтика, биоинженерия и т. д.).
  • Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.

Учения и теории

* Causa sui
* Dasein
* Абсолют
* Акциденция
* Апейрон
* Бытие
* Бытие-в-себе
* Вид
* Всеобщее
* Вселенная
* Возможные миры
* Время
* Гомеомерии
* Гюпокейменон
* Действительность
* Демиург
* Другой
* Душа
* Дух
* Единичное
* Идеальное
* Изменение
* Иллюзия (эпистемологическая)
* Имманентность
* Инволюция
* Индивид
* Иное
* Информация (онтология)
* Истина
* Качество
o Метафизика качества, Физика качества
* Количество
* Космос (философия)
* Ленивый разум
* Материальное
* Материя
* Мировая душа
* Множественность
* Мультивселенная
* Несуществование
* Ноумен
* Объект
* Объективность
* Объектность
* Отличие (Различие, Различение)
* Онтическое
* Основной вопрос философии
* Причина
* Причинность
* Пространство
* Реальность
o Альтернативная реальность
o Виртуальная реальность
o Гиперреальность
o Глобальная реальность
o Конвенциональная реальность
o Неподлинная реальность
o Объективная реальность
* Род
* Самость
* Свобода
* Симулякр
* Смысл
* Совесть
* Сознание
* Стихия (алхимия)
* Субстанция
* Субсистенция
* Судьба
* Существенный признак
* Существование
* Сущность
* Тождество
* Трансцендентальная иллюзия
* Трансцендентный
* Трансценденция
* Ум
* Универсалии
* Феномен
* Хаос
* Частное
* Экзистенциал
* Эманация
* Энтелехия
* Я
* Акосмизм
* Актуализм
* Антропософия
* Апофатизм
* Апологизм
* Волюнтаризм
* Детерминизм
o Генетический детерминизм
* Диалектический монизм
* Дуализм
* Идеализм
o Платоновский идеализм (Платонизм)
* Имматериализм
* Индетерминизм
* Космогония
* Космология
* Материализм
o Естественнонаучный материализм
* Мереология
* Метафизика
* Монизм
* Онтологизм
* Натурализм
* Презентизм
* Реализм
o Критический реализм
* Релятивизм
* Скептицизм
* Солипсизм
* Спиритуализм
* Телеология
* Фатализм
* Физикализм
* Философия процесса
* Фундаментальная онтология
* Экзистенциализм
* Эмерджентизм
* Эсхатология
* Этернализм

ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии, как таковом; раздел философии, рассматривающий основные и наиболее общие характеристики бытия (сущего). Онтологию можно также определить как метафизику бытия.

Термин "Онтология" впервые появился в "Философском лексиконе" Р. Гоклениуса (1613) и был использован в философии X. Вольфа (см. Вольфианство). Русские онтологические учения имели своим истоком, с одной стороны, соответствующие древнегреческие (Платон, Аристотель, неоплатонизм) и западноевропейские философские системы, а с другой - творения отцов церкви, в которых под абсолютным бытием понимается Бог, всесотворяющая сверхъестественная Троица (Отец, Сын и Святой Дух), присутствующая в чувственном мире и человеке. С крещения Руси и до начала преобразований Петра I господствовала ортодоксальная православная Онтология. У Нила Сорского и его последователей православная мистическая практика через "умную молитву" соединяла человека с абсолютными атрибутами бытия - конкретными Божественными энергиями Троицы, Божественным светом и любовью (см. Исихазм). "...Бог есть мир, чуждый всякого смятения и беспокойства", - считал Нил Сорский. По мнению таких церковных мыслителей, как Тихон Задонский и Паисий Величковский, нехристианское понимание бытия мира незряче: разум без света Христова "слеп". В учении Сковороды уже заметно обращение к идеям Платона, Филона Александрийского, немецких мистиков. Его онтология, по характеристике Зеньковского, дуалистична, по мнению Эрна, - символична. "Весь мир, - полагал Сковорода, - состоит из двух натур: одна видимая - тварь, другая невидимая - Бог; Бог всю тварь проницает и содержит". Бог - "тайная пружина всему" и "древо жизни" в вещах, которые сами по себе подобны "тени". Иисус Христос "един во всех и целый в каждом" человеке.

Во взглядах представителей русского вольтерьянства преобладающим было атеистическое понимание бытия. В своих онтологических принципах более заметное, а то и первое место они отводили уже не Богу, а "естественному" миру. Эта линия получила развитие у многих философов XVIII в. Радищев в онтологии был близок взглядам французких сенсуалистов и исходил из единства виталистически понимаемого чувственного мира. Ломоносов в своих воззрениях также исходил из признания самоценности бытия природы, хотя роль божественного промысла "во всем" им не отвергалась. Для русского масонства XVIII - нач. XIX в. истинной была эзотерическая сторона бытия, большое значение имела оккультная натурфилософия с ее поиском в материальной природе "Духа натуры". Велланский и другие русские шеллингианцы начала XIX века (см. Шеллинг в России) признавали в качестве высшего бытия некую идеальную всеобщую "абсолютную жизнь", которая творит и объединяет "все живые и бездушные вещества", весь мир. Разум человека "есть только отражение Абсолютного Ума" как "сущности всеобщей жизни". Одоевский вслед за Л. К. Сен-Мартеном и русскими мистиками нач. XIX в. считал, что состояние природы и ее исправление прямо зависит от состояния человека, поскольку из-за первородного греха человека и мир является падшим. В природе все символично, каждая вещь является "метафорой" других вещей, и все они сводятся к общей "идее-матери".

Для называвшего себя "христианским философом" Чаадаева от высшего надмирного бытия (Бога) исходят творческие излучения, которые приемлет "всемирное существо" (мир как целое) и сердцевина его - всечеловеческое мировое сознание. Еще ниже стоит в мировой иерархии отдельный падший человек, способный сам по себе идти "лишь по пути беспредельного падения", и совсем низко - дочеловеческая природа. Без таинственного воздействия Бога все превратилось бы в хаос и не достигало бы своего предназначения. В истории также действует Божий Промысел в направлении создания "царства Божия" на земле.

Онтология старших славянофилов тоже оказалась под определяющим влиянием Шеллинга, а также романтиков, причем она была в еще большей степени религиозной, ориентированной на православие. У Хомякова главное место в онтологии занимает христианский Бог, определяющий духовную невидимую Церковь в сочетании с видимой. Церковь - это богочеловеческое единство, соборность, живой, разумный и целостный организм, определяющий, в свою очередь, органичность и истинную разумность человека. Бесконечное "все", или "всесущий разум", является "корнем" всех явлений и обладает подлинной свободой и разумом ("свободная мысль"). Материальное бытие ("всевещество") вследствие динамичности и бесконечности материй оказывается, по Хомякову, невещественным, "силой". Онтологию Киреевского характеризуют прежде всего его гносеологические и антропологические идеи: поскольку истинное познание невозможно без живого, нравственного и верующего пребывания всею личностью человека "в истине", поскольку познание мира есть функция Богопознания, то с очевидностью следует, что высшее бытие для него - это живое, доброе и бесконечно совершенное Существо, отражающееся в человеке. По Самарину, каждый рождающийся человек несет в своей душе именно к нему направленный исходящий от Бога свет, и подъем низшего бытия (человека) к высшему связан с "созданием цельного образа нравственного человека".

У русских гегельянцев 1-й пол. XIX в. (см. Гегель в России) начинает преобладать сугубо философское понимание Высшей Силы. Так, по Станкевичу, "действительность в ее истине есть разум, дух". В онтологических суждениях М. А. Бакунина присутствовала и вера в вечный дух, который разрушает старое ради созидания нового, и признание первенства и реального мира, и человека, основанное на атеистических представлениях ("Федерализм, социализм и антитеологизм", 1867). Период увлечения онтологией Гегеля пережил также Белинский, религиозно интерпретировавший понятие гегелевского Абсолюта ("Воля Божия есть то же, что необходимость в философии, - это "действительность"), однако пришедший к новой персоналистической онтологии ("...Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира... и гегелевской Allgemeinheit ["Всеобщее"]"). Онтологические взгляды Герцена тоже претерпели изменения - от мистики XVIII в. к учению Гегеля (жизнь природы как "логическое движение понятия"), а позднее и к витализму Шеллинга (жизнь всего как в основном алогичное "вечное беспокойство... напряженного вещества"). В понимании Голубинского высшее бытие - это некое Безусловное и Бесконечное Бытие, определяющее развитие мира как живого целого (живо все, включая также неорганический мир). Для онтологии Чернышевского характерны материалистические черты ("то, что существует, называется материей"). Близкие по духу онтологические суждения были высказаны Писаревым: ценен только "здоровый и свежий материализм", соответствующий реалистическому "разумному миросозерцанию". Онтология русских "полупозитивистов" (по терминологии Зеньковского), направление Лаврова, также определялась внерелигиозной установкой и верой в науку, в восприятие только "реального бытия" (т. е. всего того, что непротиворечиво нами осознается). Он считал человека источником "реального бытия" - и природы ("ибо из данных опыта человек воссоздает "природу"), и истории (участник, творец истории), и своего сознания ("перестраивает свой внутренний мир").

Михайловским личность человека была оценена еще более весомо, став подлинно "мерой всех вещей". Основным бытием у него оказывается "человеческая природа", "личность", ставящая себя "в центре природы" внешней и отстаивающая себя в борьбе с социальными "высшими индивидуальностями" (социальными слоями, системой производства и т. д.). Его гносеологические высказывания выдают в нем позитивиста, явно близкого к онтологии материализма: все знания, "самые отвлеченные идеи, в конце концов, коренятся в чувственном опыте...". В то же время рус. хирург и педагог Н. И. Пирогов, примыкая вначале к позитивизму и натурализму, в конечном счете пришел к религиозной онтологии, считая, что "надо признать верховный разум и верховную волю Творца, проявляемую целесообразно посредством мирового ума и мировой жизни в веществе". Мировой ум он, по сути, отождествлял с мировой душой, а под мировой жизнью понимал "беспредельный, беспрерывно текущий океан жизни... проникающий все... атомы" Вселенной и "приспособляющий их к различным целям бытия". Толстой стоял на позициях своеобразной религиозно-рационалистической онтологии: бытие людей, природы - "лишь временное и пространственное проявление чего-то невременного и непространственного". Сущность жизни в его понимании - Бог, "заключенный в человеке" и проявляющийся в виде "желания блага", добра. Взгляды Достоевского претерпели существенные изменения - от в основном нерелигиозной, руссоистской веры (как и у всех петрашевцев) в "естественное" добро человеческой природы до признания библейской онтологии. Главная его проблема - антиномическое бытие человека, в котором "дьявол с Богом борется", однако есть и невыразимое соприкосновение "таинственным мирам иным", есть признание "той мощи, которая наконец установит правду на земле...". Для онтологии Федорова характерно утверждение сверхъестественного, однако главной в ней стала мысль об активно-деятельностном бытии каждого человека и человечества в "общем деле" спасения от смерти, зла и хаоса. Конечная цель усматривается в "одухотворении" "нынешней" слепой, саморазрушающейся Вселенной. Онтологические суждения К. Н. Леонтьева изменялись в основном от нерелигиозного эстетизма до глубокой религиозности, отвергающей абсолютизирование бытия человека самого по себе. Бытие человека в его понимании - это жизнь не только здесь, но и там, в потустороннем мире, зависящая от жизни здесь. От бытия человека зависит осуществление в истории таинственной воли Божьей. Особое онтологическое значение в земном мире Леонтьев придавал красоте, четкой "форме" (внутренней идее), не дающей "материи разбегаться". Бытие органической природы, человека, государства, культур в его понимании аналогично и проходит стадии исходной простоты, "цветущей сложности" и "вторичного упрощения" и "смешения".

В онтологических суждениях Розанова встречались элементы "мистического пантеизма" ("универс" как "мистико-материнская утроба", рождающая жизнь и небесные тела), чаще - "космоцентризма" (с т. зр. Зеньковского). "Мир создан не только рационально, но и священно"; он "согревается и связывается любовью". Особое значение в структуре бытия Розанов придавал жизни, ее все новому и новому излучающему возобновлению, отчего Земля "плывет... сияющим телом". Бытие человека связывалось прежде всего с мистикой пола (пол - "наша душа", он сверхъестествен и ближе к Богу, чем ум или совесть). Онтология всеединства, основанная на синтезе религии, философии и науки, получает широкое обоснование в системе В. С. Соловьева. Под влиянием Б. Спинозы и Шеллинга он усматривает в мироздании первый Абсолют - как "Всеединое" (и все, и Единое), "сверхсущее", Бог и связанное с ним второе, "становящееся Абсолютное" (суть его в сочетании божественной идеи и материальной множественности космоса). В мире проявляется Божественный Логос и "вечная мировая душа" - София. Развитие мира в духовном отношении прогрессивно - от низших проявлений до природного человека и до Богочеловека и Богочеловечества, в которых Логос соединяется с Софией.

Идеи онтологии всеединства своеобразно проявляются в учениях Козлова, С. А. Алексеева, Н. О. Лосского, Несмелова, Лосева; они стали основополагающими во взглядах Карсавина, Франка, Флоренского, Булгакова. С. Н. и Е. Н. Трубецкие также испытали большое влияние О. Соловьева. С. Н. Трубецкой понимал Абсолютное как предельное понятие, однако в основном говорил об одушевленности мира, о "вселенском сознании" и "универсальной чувственности", субъектом которых объявлял психофизическое космическое Существо ("то, что Платон назвал Мировой Душой"). В О. Е. Н. Трубецкого всеединство определялось не как всеединое сущее, а как "всеединое сознание", или "Всеединый Ум", Бог. Бога как "смысл" всего сущего, Софию как "силу Божию" он, в отличие от имевших место у Соловьева и Булгакова пантеистических совмещений, коренным образом отделял от мира, хотя считал, что "София действенна в мире". Особая онтология гегельянского толка была присуща Чичерину. В отличие от Гегеля он признавал трансцендентность Абсолюта и начало развития всего сущего связывал не с небытием, а с "полнотой" бытия Абсолюта, или с "Божеством". В мире "господствует верховный разум, то есть личный Бог", сущность которого все осеняет и всюду проникает, "со всех сторон". По Чичерину, "Вселенная имеет общий центр" и описывается общей для всего бытия четырехчленной схемой: пространство, сила, материя, движение, при этом основной закон разума и мира один и тот же. Для онтологии русских неолейбницианцев (Козлов, С. А. Алексеев и др.) характерно признание плюрализма бытия. Согласно Н. О. Лосскому, например, Абсолют (Бог) сотворяет "единицы бытия" (наподобие монад Лейбница), или "субстанциальных деятелей", которые, в отличие от О. Лейбница, взаимодействуют между собой и постепенно самоопределяются, развиваются "в процессе свободной творческой эволюции" мира (от электрона, атома и до человека). В ходе борьбы избравших существование вне Бога "субстанциальных деятелей" образуется "материальное бытие", а избравшие путь к Богу образуют "царство Духа", которому и принадлежит будущее. Онтология русского неокантианства (Лапшин, Челпанов и др.) достойно представлена в учении его основного сторонника А. И. Введенского (см. Кант в России). С его т. зр., мир - это "целое", существование которого, как и человека, необъяснимо из законов природы и подчинено "безусловно ценной цели". В онтологических суждениях русских позитивистов бытие ограничивается сферой человеческого опыта.

И. И. Мечников писал: "Мы не можем постичь неведомого, его планов и намерений. Оставим же в стороне "Природу" и будем заниматься тем, что доступно нашему уму". Смысл бытия человека он усматривал в том, чтобы "при помощи науки... исправить несовершенства своей природы" (идея ортобиоза) и достичь "деятельной и бодрой старости". Онтология русской метафизики на основе трансцендентализма (Спир, П. Б. Струве и др.) показательна в учении Вышеславцева, в котором заметны влияния И. Г. Фихте и Э. Гуссерля. Рассматривая понятия потенциальной и актуальной бесконечности, он утверждал: иррациональное "Абсолютное лежит в основе актуальной бесконечности" и всего рационального. Абсолютное - это "бытие третьего измерения". Все бытие человека происходит, с его т. зр., лишь в отношении к Абсолютному. Онтологические идеи русских гуссерлианцев (см. Гуссерль в России) можно представить на примере учения Шпета: прежде всего это отвержение не только личного Бога, но и категории Абсолюта, "воображаемой потусторонности, сверхразумности". "Вещи в себе" тоже нет, а есть лишь эмпирическое бытие "явлений" и находимые в них "смыслы", мир "эйдосов". Онтология русских марксистов, испытавшая определяющее влияние диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса, характеризуется диалектико-материалистическим, атеистическим пониманием мира. Также диалектико-материалистически объясняется бытие человека. Фундаментальный принцип этой онтологии - совпадение диалектики, логики и теории познания: материалистическая диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления тождественна логике и теории познания. Законы мышления и законы бытия содержательно совпадают; категории материалистической диалектики и онтологичны (отражают объективный мир), и гносеологичны (служат "ступеньками" познания мира). Для онтологических суждений русских религиозных экзистенциалистов Шестов, Бердяев) характерно определяющее внимание к живому, неповторимому бытию человека, "личности". Важнейшими характеристиками этого бытия оказываются "свобода", "безосновность", "творчество", "жизнь", "дух", "душа", "Бог"; противопоставление "живого человека" (Шестов) или "личности" (Бердяев) "разумному человеку", "человеку вообще", "объективированному бытию". Все "одноплановые" онтологии (материалистическая, позитивистская и др.) оцениваются как плоские, ограниченные; самое главное в мироздании и бытии человека связывается с бытием Бога. О. Шестова, уходя от онтологии "Афин" (античных учений и связанных с ними европейских учений), искала опору в "Иерусалиме" (Библии и "библейской" философии Тертуллиана, П. Дамиани и др.). Эмпирическому бытию, пораженному ничто, противостояло высшее бытие - Бог, не связанный "никакими законами". Онтология Бердяева ознаменована рядом порой значительных изменений и в позднем периоде творчества предстала в следующем виде: "Бог возжелал "другого" и ответной любви, в силу чего и сотворил мир", символически отражающий первореальность и падший в результате первого грехопадения людей. Поскольку "теогонический процесс богорождения происходит в божественной Бездонности", то свобода, коренящаяся в ничто, оказывается первичнее Бога и мира; "Бог всесилен над бытием, но не над свободой", особенно человеческой. Однако "внутренняя жизнь Бога" реализуется через человека и мир, в истории "просветляется темное начало", наличествующее в космогонии и теогонии.

См. онтология в словарях:

1. А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия.
2. В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
3. В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
4. В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
5. В. Соловьев. Толковый словарь по философии.
6. В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
7. В.У.Бабушкин. Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов.
8. Глоссарий философских терминов проекта "Distance".
9. И. Кондрашин. Глоссарий философских терминов, 2006 г.
10. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
11. П.Кикель.Краткий философский словарь.
12. Советский философский словарь, 1974 г.
13. Философия политики: глоссарий терминов проекта "Арктогея".
14. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
15. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

Предметная область термина онтология включает 7 определений:

1. ОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
- учение о бытии общества. В современной интерпретации - учение о бытии общества, включающее учение о человеке, о человеческих индивидах, взаимооб...
2. ОНТОЛОГИЯ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА. ОЩУЩЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ МИРА
Эмпириокритицизм нашел много последователей среди естествоиспытателей, сделавшись, в частности, "физическим идеализмом". Это понятно: в соответст...
3. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
(от лат. fundamentum - основание, греч. on - бытие и logos - учение) - осн. учение о бытии. Хайдеггер исследовал человеческое существование с цель...
4. ФОРМАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
- такой раздел (аспект) онтологии, в котором исследуются (отвлеченные от конкретного содержания) формы явлений, составляющих предмет онтологии, а...
5. ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ
Итак, отношение Хайдеггера к феноменологии Гуссерля было весьма противоречивым. С одной стороны, Хайдеггер прошел школу Гуссерля и сам не раз гов...

Онтология — это раздел философии, изучающий бытие, а также его формы и закономерности. Как у любой другой науки, у онтологии есть предмет, который она изучает, и основные онтологические категории, которыми она оперирует.

Предметом онтологии в широком смысле является бытие и сущее. Что это за предметы и чем они различаются?

Вконтакте

Одноклассники

Предмет онтологии

Бытие невозможно определить традиционным образом. Это существование в целом, как оно есть безо всякой причины. У бытия не может быть причины . Оно само является причиной для себя и для всего сущего. Сущее — это всё, что существует. Бытие — первично, сущее — вторично. Онтология изучает взаимосвязь между бытием и сущим. К проблемам онтологии относятся вопросы:

  • Как бытие выражается через сущее?
  • Какие формы оно принимает?
  • Какие закономерности существуют?

При этом бытие можно условно разделить на природное целое, и осознаваемое человеком.

Предметом онтологии в узком смысле является противопоставление бытия и небытия, сущего и не-сущего. Проще говоря, онтология в узком смысле изучает вопрос «Что существует, а что нет?»

Ознакомившись с основными понятиями онтологии, можно приступить к рассмотрению концепций этой науки.

История развития онтологии

Онтология, как особый раздел философии , складывалась веками. Основной фундамент заложили древние греки. Выдающиеся мыслители средневековья и нового времени добавляли по кирпичику в здание онтологической науки, выявляя её функции и задачи. Чтобы разобраться в онтологических концепциях и проблемах, необходимо проследить за развитием философской мысли с древних времен и до наших дней.

В античные времена

Древнегреческий философ Парменид был первым, кто рассматривал не только существующие объекты и процессы, но и поднял в своих трудах вопрос бытия в целом. Он определял бытие как нечто, являющееся причиной всего, в том числе самого себя. Оно, согласно Пармениду, ни от чего не зависело и поэтому не могло возникнуть или исчезнуть. Оно едино, неделимо, неизменно и самодостаточно. Как материальный мир, так и духовный, божественный, являются лишь проявлениями бытия.

Зенон Элийский — ученик Парменида — предложил несколько парадоксов в подтверждение теории о единстве и неделимости бытия. Во всех этих парадоксах использовалось предположение, что бытие делимо, что и приводило к противоречию. Самые известные парадоксы Зенона:

  • Ахиллес и черепаха,
  • Дихотомия,
  • Летящая стрела.

Парадокс Ахиллеса и черепахи заключался в том, что в соревнованиях по бегу Ахиллес, дав фору черепахе, никогда её не догонит. Доказательство строилось на делимости расстояния. Черепаха получила какое-то расстояние форы . Пока Ахиллес преодолеет это расстояние, черепаха тоже немного продвинется вперед, и Ахиллес вновь останется позади. Пока он преодолеет то расстояние, что черепаха прошла за это время, черепаха вновь окажется ненамного, но впереди. И так до бесконечности.

Аналогичен парадокс дихотомии. Он утверждает, что любой путь непреодолим. Ведь пройдя половину пути, человеку надо пройти половину оставшейся половины, потом половину оставшейся четверти и так далее. В любой момент времени его будет отделять от финиша половина пути.

Парадокс о летящей стреле опровергает предположение о делимости времени. Ведь в любой момент времени стрела в пространстве покоится, так как занимает в пространстве место, равное её длине. Но из моментов покоя не может сложиться движение , значит, летящая стрела неподвижна.

Следующим философом, внесшим значительный вклад в развитие онтологии, стал Платон. Его учение об идеях гласило, что идеи — это первообразы, первопричины и цели всех вещей. Сущность вещей в понимании Платона единична, а идеи общи. Но единичное причастно к общей идее, а общая идея временно присутствует в единичном. Согласно диалектике Платона, бытие представляло собой совокупность идей. В познании же он видел интеллектуальное восхождение к сущности бытия.

Если Платон провёл границу между бытием и материальным миром, то его последователи, названные неоплатониками, изобразили это различие, как две ипостаси: «единого» и «ума». Единым они называли совокупность идей, умом обозначали познание материального мира. Далее идеи Платона развил и систематизировал Аристотель, описал их в своей «Метафизике». Но он уделял больше внимания сущему и объектам физического мира.

В Средние века

В средневековой философии основной проблемой онтологии стало то, что оказалась на службе у теологии. Некоторые мыслители разделяли понятие бытия и Бога. Бог для них мыслился источником и дарителем бытия. Тем самым они противоречили самому определению этого понятия, как неизменного и не имеющего причины. Поэтому большинство средневековых философов персонализировали бытие как Бога, который является причиной самого себя и всего сущего.

В это время формируются два направления в философии и, в частности, в онтологии: аристотелевскую и августинскую. Представитель первого направления - Фома Аквинский — выявляет различия между сущностью и существованием, а также ввёл такое понятие, как «чистый акт творения», сосредоточенный в самом бытии. Его главный оппонент - представитель второго направления - Иоанн Дунс Скотт убежден, что абсолютная полнота сущности — это и есть существование, а Бог свободен лишь в выборе идей. Подобные споры схоластов порождали новые установки и понятия в онтологии.

Уильям Оккам придерживался идеи об абсолютной свободе Бога в акте творения, указывая, что Бог не ограничен даже идеями. Более тог он отрицал идеи, как некие универсалии и рассматривал их как внутреннюю реальность индивидов. Именно идеи Оккама привели к тому, что онтология в новом времени ушла на задворки философии и её место заняла гносеология, а проблема бытия была заменена проблемой познания. В эпоху Ренессанса появляется сам термин онтология, близкий по значению к метафизике.

В новое время

Однако философы нового времени возвращаются к онтологии. Самой яркой фигурой в онтологии нового времени становится Иммануил Кант, хотя сам он считал эту науку бессодержательной метафизикой. Кант раскладывает бытие на две составляющие:

  • материальные феномены,
  • идеальные категории.

Объединение этих граней реальности он видит только в мыслящем «Я». Здесь отчётливо видно влияние гносеологии на философию Канта. Его мало интересует бытие само по себе, вне действительного или возможного опыта. Основой для идеальных категорий у Канта служит свобода и целесообразность. Именно его взгляды заложили основу дл я, так называемой, новой онтологии.

Если Кант утверждал, что онтология, как учение о бытие без опоры на человеческий разум и познание, бессмысленна, то Гегель опровергал это утверждение. Согласно Гегелю, жизнь любого индивида подчинялась определенный законам мирозданья, единым для всех и существующим независимо от людских знаний о них.

Фейербах не разделял идеализма Гегеля . Он полагал, тот навязывает бытию формы и наделяет его самостоятельностью. В то время как сам Фейербах считал, что бытие познаётся через органы чувств. Таким образом, в новом времени столкнулись идеализм и диалектический материализм в рамках онтологии. Диалектический материализм полагал, что бытие исключительно материально. А идеализм считал, что бытие лишь проявляется в материальном мире, но представляет с собой нечто большее. Идеалисты были ближе к изначальным идеям Парменида и Зенона. Исключительная материальность бытия противоречит идеи о его неизменности. Идеалисты считали, что материально лишь сущее, а форму и смысл ему придаёт бытие.

Нельзя не упомянуть такого яркого представителя диалектического материализма, как Карл Маркс. Он не считал онтологию наукой, так как она не имела собственного метода познания. Взгляды Маркса на сущность и сущее были весьма прагматичны. Он считал, чти идеальная субстанция или дух — это нечто такое, через что можно выразить все объекты материального мира. Такой идеальной субстанцией, в понимании Карла Маркса, были деньги, так как любой объект материального мира можно было выразить через них.

Двадцатый век

На сегодняшний день авторство наиболее структурированной онтологической концепции принадлежит Николаю Гартману. Но не поддерживает определение бытия как некой абстрактной сущности. Гартман утверждает, что бытие неотделимо от познания и смысл онтологии видит в изучении этого бытия. Именно в этом и заключается новая онтология, основы которой заложил ещё Кант. Именно новая онтология стала использовать категорийный анализ как метод познания, что должно было положить конец спорам о её научности.

Хайдеггер в своей фундаментальной онтологии расширяет понятие реальности, включая в него не только материальное, но и духовное. Также он отделяет бытие от его проявлений и выделяет «чистую субъективность» в познаниях человека. Ему противостоят сторонники неопозитивизма, считающие, что возрождение онтологии - это возврат к заблуждениям прошлого, а все проблемы онтологии решаются путём логического анализа её постулатов.

Пока философы ведут споры о том является ли онтология в широком смысле наукой, онтология в узком смысле таких вопросов не вызывает. Она активно используется другими науками как гуманитарными, так и естественными и техническими. Всякий раз когда в любой науке возникает необходимость выстроить понятийный аппарат, она обращается к онтологии.

Именно онтология в узком смысле определяет понятия и термины, описывает их и организует таксономию. За правила вывода одного термина из другого тоже отвечает онтология. Это используется не только в науке , но и в компьютерных играх при создании виртуальной реальности. Чтобы продумать и выстроить бытие виртуального мира, без онтологии не обойтись.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как сделать суп из фасоли с мясом рецепт с фото
Блюда из капусты, в мультиварке
Калорийность рыбы жареной и запеченной Рыба в духовке ккал