Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Эдгар Аллан По — Биография — актуальный и творческий путь. Биография эдгара по Биография эдгара по

Годы жизни: с 19.01.1809 по 07.10.1849

Эдгар Аллан По (Poe) – поэт, прозаик, критик, редактор; один из первых профессиональных писателей США, живших исключительно литературным трудом; художник хотя и знавший приливы популярности, но не сразу понятый и оцененный на родине. Автор множества мистических новелл и остросюжетных расказов, но для многих он - родоначальник детектива.

Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне, США в семье актеров, в двухлетнем возрасте потерял родителей и был отдан на воспитание богатому торговцу из Ричмонда Джону Аллану. Пребывание с Алланами в Англии (1815-1820) привило ему любовь к английской поэзии и слову вообще.

Как новелист По всерьез заявил о себе рассказом "Рукопись, найденная в бутылке" ("MS Found in a Bottle", 1833), получившим премию на конкурсе "Сатердей курьер". Один из членов жюри подметил главную особенность дарования По-прозаика: "Логика и воображение сочетались тут в редкой соразмерности". В традиции необыкновенных морских путешествий, протянувшейся от Джеймса Ф. Купера до Джека Лондона, написан рассказ "Низвержение в Мальстрем" ("A Descent into Maelstrom", 1841) и единственная "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима" ("The Narrative of Arthur Gordon Pym", 1838), подготовившая почву мелвилловскому "Моби Дику" и завершенная Жюлем Верном в романе "Ледовый сфинкс". К "морским" произведениям примыкают рассказы о приключениях на суше и в воздухе: "Дневник Джулиуса Родмена" ("The Journal of Julius Rodman", 1840) – вымышленное описание первого путешествия через Скалистые горы Северной Америки, совершенного цивилизованными людьми, "Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля" ("The Unparalleled Adventures of One Hans Phaal", 1835), начатые в шутливо-сатирическом ключе и переходящие в документальный отчет о полете на Луну, "История с воздушным шаром" ("The Ballon-Hoax", 1844) о совершенном якобы перелете через Атлантику. Эти произведения – не только истории о немыслимых приключениях, но и приключение творческой фантазии, аллегория постоянного драматического путешествия в неизведанное, в иные, выходящие за пределы повседневного эмпирического опыта эмоционально-психологические измерения. Благодаря тщательно разработанной системе деталей достигалось впечатление достоверности и материальности вымысла. В "Заключении" к "Гансу Пфаалю" По сформулировал принципы того вида литературы, который впоследствии назовут научно-фантастической.

Эдгар Аллан По был романтиком и поэтом. Жизнь к таким людям, как правило, оборачивается своей изнанкой, действительность тяжело ранит сердце. Достигая значительных высот в творчестве, поэты-романтики часто терпят поражения, сталкиваясь с безжалостной реальностью.

Я не пал, хоть полн уныний!

В этой заклятой пустыне,

Здесь, где правит ужас ныне…

Его невесте Вирджинии шел 13 год, поэтому они решили венчаться тайно, и по просьбе По священник не записал новобрачных в приходскую книгу. У невесты не было фаты, в роли свидетеля выступала ее мать, отсутствовала всякая торжественность, присущая столь знаменательному моменту. Когда двоюродные брат и сестра стали мужем и женой, в их отношениях ничего не изменилось – По был благороден. Но счастье молодых продолжалось недолго. Наследственная предрасположенность миссис По к туберкулезу дала о себе знать в конце января 1842 г. Когда жена-девочка после тяжелей болезни умерла, жизнь По покатилась под откос. Уже были написаны «Падение дома Ашеров», «Убийство на улице Морг» и «Золотой жук». Вся Америка зачитывалась его «Вороном» и «Улялюмом». Он стал известным писателем. Но его все меньше волновала слава. Он не спит по ночам, не может подолгу оставаться один. Все чаще на него находят приступы помрачения рассудка.

По мучительно погибает не только от обострившейся болезни сердца, но и от одиночества, неприкаянности.

Больше всего поэт нуждался в женской любви, заботе и участии. Писатель и поэт умирает в 41 год. Тайня его смерти до нашего времени неразгадана.

В память о великом писателе высшая награда Американской ассоциации детективных писателей стала носить имя Эдгара По

Смерть Эдгара По - одна из самых неразрешимых загадок. Он был обнаружен Джозефом Уокером, который по его просьбе связался с доктором Снодграссом и дядей писателя - Генри Херрингом. Первым впечатлением у доктора было то, что По находился в состоянии сильной алкогольной интоксикации.
Первая (и наиболее распространенная) версия смерти - алкогольная. Отец и старший брат писателя были хроническими алкоголиками. Общеизвестно, что По пил, но его зависимость носила запойный характер. Он мог пить неделями (как во время болезни жены) или месяцами не прикасаться к спиртному. В пользу этой версии говорят свидетельства врачей, лечивших Эдгара и предупреждавших его о возможности тяжелых последствий от алкоголизма. Кроме того, сложно иначе объяснить, почему Эдгар вновь оказался в Балтиморе, если накануне он покинул его. Единственной пришедшей в голову многим исследователям причиной, была та, что Эдгар перепутал поезда и сел на обратный в Балтимор.
Вторая версия (также медицинская) основана на возможности психического расстройства. Последние годы жизни Эдгар страдал нарушением психической деятельности мозга. Третья (самая слабая) версия настаивала на том, что писатель мог стать случайной жертвой гангстерских разборок. В те времена нечистоплотные политики часто нанимали бандитов для того чтобы запугать избирателей. Так как в те дни в Балтиморе проходили местные выборы, то По мог случайно пострадать, а чужая одежда на нем должна была затруднить опознание.
Последняя версия говорит о банальном ограблении. Согласно одному свидетельству у По при себе было 1500 долларов для организации нового журнала, и эти деньги при нем не были найдены. Недоброжелатели По, будучи не в состоянии постичь размах его таланта, находили объяснение его фантазии в алкоголе и наркотиках. Утверждения о наркотической зависимости обосновывались исключительно на творческой манере писателя вести рассказ от первого числа (в том числе и в тех произведениях, где упоминался опиум). Таким образом, происходило ошибочное отождествление рассказчика из произведений с личностью самого автора.

Библиография

Циклы произведений

История мистера Щелка
- (1833)
- = (1832)

Истории Психеи Зенобии
- (Как писать статью для «Блэквуда») = (1838)
- (1838)

Истории Огюста Дюпена

Пьесы

Полициан (1835)

Рассказы

1832 (Происшествие в Иерусалиме)
1832
1832 (Потеря дыхания)
1832 (Молчание, Тишина. Притча)
1832
1833 (Человек-жираф; Человекожираф)
1833 (Манускрипт, найденный в бутылке; Низвержение Мальдстрема)
1835
1835 (Беспримерное приключение некоего Ганса Пфоолля)
1835 (Король Мор)
1835 (Страницы из жизни знаменитости)
1835
1835 (Тень)
1835
1837
1838
1839 (Разговор Эйрос и Хармионы; Разговор Эйроса и Хармионы)
1839 (Дьявол на колокольне, Черт на башне, Переполох на колокольне)
1839 (Падение Эшерова дома)
1839
1839
1839
1840 (Деловой человек)
1840 (Дневник Джулиуса Родмена, представляющий собой описание первого путешествия через Скалистые горы Северной Америки, совершенного цивилизованными людьми)
1840
1841 (Нисхождение в Мальстрем; Спуск в Мальштрем)
1841
1841 (Никогда не закладывай черту свою голову)
1841 (Беседа Моноса и Уны)
1841
1841
1842 В смерти жизнь
1842
1842
1842
1843 (Повесть скалистых гор, Сказка извилистых гор, Происшествие в Скалистых горах, Происшествие в скалистых берегах)
1843 (Жульничество, как одна из точных наук)
1843
1843
1844
1844

– знаменитый американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, представитель американской волны романтизма, один из первых, кто писал в стилистическом русле символизма и декадентства. Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe) знаменит своими «мрачными рассказами» , и в то же время является создателем детектива в его современной форме и одним из «отцов» научной фантастики.

Биография Эдгара Аллана По / Edgar Allan Poe

Эдгар Аллан По (урожденный Эдгар По) родился 19 января 1809 года в американском Бостоне в семье актеров бродячей труппы. Мать, Элизабет Арнольд По , была англичанкой, а отец, Дэвид По – американцем с ирландскими корнями. У Эдгара был старший брат Уильям Генри Леонард По , моряк и поэт, и младшая сестра - Розалинда По . Когда маленькому Эдгару было всего два года, его родители умерли, и ребенок был усыновлен купцом из штата Вирджиния Джоном Алланом .

От фамилии усыновителя образовалось второе имя писателя.

Эдгар Аллан По был любимым ребенком, его приемные родители баловали мальчика, не жалели средств на его воспитание, обучение и капризы, у него даже была своя лошадь. Силы и средства, которые тратили на Эдгара приемные родители, а также его природная одаренность сделали его очень талантливым ребенком: он начал развиваться рано, уже в пять лет читал, рисовал, писал, декламировал, ездил верхом. В шестилетнем возрасте Алланы отправили ребенка в дорогой пансион в Лондоне , по окончании которого, в 1820 году, будущий писатель поступил в американский колледж. Эдгар был способным учеником и впитывал знания как губка, особенно по литературе, языкам и некоторым естественно-научным отраслям. В 1826 Эдгара отправили в только что основанный университет в Ричмонде . В университете Эдгар также хорошо учился и при этом участвовал в студенческих кутежах.

Чрезвычайная одаренность и любовь к литературе с ранних лет вылилась в стихотворные эксперименты, фантазийные планы и психологические опыты над собой и близкими.

Отучившись в университете всего год, Эдгар Аллан По серьезно поссорился со своим отцом, который отказался оплачивать карточные долги юноши. Молодой писатель покинул дом приемных родителей и отправился в Бостон, где напечатал первый сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения» , но до магазинов книга не дошла.

Оставшись вовсе без денег, Эдгар Аллан По поступил на службу в армии, получил чин сержант-майора. В конце 1828 года при помощи приемного отца писатель ушел из армии. Тем временем в Ричмонде, 28 февраля 1829 года умерла его приемная мать, госпожа Аллан. Отправившись в Балтимор, Эдгар Аллан По познакомился с родственниками по отцу и с редактором местной газеты Уильямом Гвином , что дало возможность отправить свои стихи писателю Джону Нилу . В результате положительных отзывов был напечатан сборник «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения» , попавшая в магазины, но неоцененный.

В марте 1830 года по настоянию и при поддержке приемного отца Эдгар Аллан с нежеланием поступил в Военную академию в Вест-Пойнте , хотя не подходил по возрасту. В марте 1831 года его исключили за очередную выходку, и поэт опять поссорился с Джоном Алланом , после чего отправился в Нью-Йорк.

Летом 1831 года Эдгар жил в Балтиморе у своей тётки, госпожи Клемм . С осени 1831 по осень 1833 года - самый тяжёлый период для Эдгара По, он дошел до крайней нищеты. Много работая, молодой писатель отправлял свои произведения в различные журналы, побеждал в конкурсах, и ему удавалось получать небольшие гонорары. Умерший в 1834 году приемный отец не оставил По ни цента.

В 1835 году, в 27 лет Эдгар Аллан По женился на своей кузине Вирджинии Клемм , которой было тринадцать лет.

В период с 1833 по 1840 годы По работает в журналах «Southern Literary Messenger» в Ричмонде. В 1841-1843 годах жил с семьёй в предместье в Филадельфии и работал в журналах «Burton’s Gentleman’s Magazine» и «Graham’s Magazine» . В Филадельфии Эдгар По также намеревался издавать собственный журнал «The Stylus» (или «The Penn»), но эта затея не удалась. В Филадельфии юная жена писателя смертельно заболела: Вирджиния была больна туберкулезом, и однажды после пения лопнул кровеносный сосуд.

Последние годы жизни Эдгара По (1847-1849) – годы одиночества, успехов и падений, попыток найти себя. В эти годы писатель влюблялся или думал, что влюблен, даже подумывал о женитьбе. Окружающие считали его странным человеком, но ему удалось напечатать несколько книг. Эдгар Аллан По страдал от алкоголизма, становился все более нервным и раздраженным. Госпожа Шью, одна из самых близких друзей писателя, решила его оставить несмотря на клятву, данную умирающей Вирджинии. В сентябре 1849 года поэт читал в Ричмонде лекцию о «Поэтическом принципе» . Из Ричмонда Эдгар По выехал, имея 1500 долларов в кармане. По-видимому, возвращаясь в Балтимор, он наткнулся на грабителей, отравивших его или накачавших наркотиками. Писателя нашли без сознания, раздетого и ограбленного. Он умер в больнице в Балтиморе 7 октября 1849 года.

Творчество Эдгара Аллана По / Edgar Allan Poe

По писал стихи с детства, в университете и военном академии создавал памфлеты на преподавателей. В 1827 году в Бостоне появился томик стихов «Аль-Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения» . После исключения из Вест-Пойнта, в Нью-Йорке писатель на средства по подписке, присланные товарищами по академии, издал третий сборник стихов «Поэмы Эдгара А. По. Второе издание».

Как прозаик По дебютировал в 1833 году, написав для литературного конкурса балтиморского еженедельника рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» . На этот же конкурс по прислал стихотворный отрывок «Колизей» , но победил рассказ По. В период с 1833 по 1840 годы автор выпускает много поэм и рассказов. В 1845 году вышла самая знаменитая и знаковая книга писателя «Ворон и другие стихотворения» .

Зловещая, мрачная, идеалистическая атмосфера стихов и рассказов Эдгара Аллана По навеяна английским и немецким романтизмом (в частности творчеством Гофмана), при этом сам поэт отрицает тот факт, что только немецкая литература повлияла на него:

Ужас моих рассказов не от Германии, а от души.

Произведения Эдгара По неоднократно экранизировались с начала XX века. В частности, Роджер Корман снял цикл фильмов по некоторым произведениям По: «Падение дома Ашеров» (1960), «Колодец и маятник» (1961), «Заживо погребённый» (1962), «Истории ужаса» (1962), «Ворон» (1963), «Заколдованный замок» (1963), «Маска красной смерти» (1964), «Гробница Лигейи» (1964) . В 2012 году вышла картина о последних годах жизни писателя «Ворон» с Джоном Кьюсаком в главной роли.

Библиография Эдгара Аллана По / Edgar Allan Poe

  • Романы:
  • 1838 – «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (Сообщение Артура Гордона Пима) / The Narrative of Arthur Gordon Pym of Nantucket
  • Истории Огюста Дюпена (The Auguste Dupin stories):
  • 1841 – «Убийство на улице Морг» / The Murders in the Rue Morgue
  • 1842 – «Тайна Мари Роже» / The Mystery of Marie Roget
  • 1844 – «Украденное письмо» (Похищенное письмо) / The Purloined Letter
  • Повести и рассказы:
  • 1832 – «На стенах Иерусалимских» / A Tale of Jerusalem
  • 1832 – «Бон-Бон» / Bon-Bon, The Bargain lost
  • 1832 – «Без дыхания» / Loss of Breath
  • 1832 – «Метценгерштейн» / Metzengerstein
  • 1832 – «Молчание» (Тишина. Притча) / Silence - A Fable, Siope - A Fable
  • 1832 – «Герцог де л"Омлет» / The Duc De L"Omelette
  • 1833 – «Четыре зверя в одном» / Four Beasts in One: the Homo_Cameleopard
  • 1833 – «Рукопись, найденная в бутылке» / MS. Found in a Bottle/
  • 1833 – «Фолио-клуб» / The Folio Club
  • 1835 – «Береника» / Berenice
  • 1835 – «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» (Беспримерное приключение некоего Ганса Пфоля) / The Unparalleled Adventure of One Hans Pfaall
  • 1835 – «Король Чума» (Король Мор) /King Pest
  • 1835 – «Знаменитость» (Страницы из жизни знаменитости) / Lionizing
  • 1835 – «Морелла» / Morella
  • 1835 – «Тень. Парабола» / Shadow – A Parable
  • 1835 – «Свидание» / The Visionary
  • 1837 – «Мистификация» / Mystification
  • 1838 – «Трагическое положение. Коса времени» / A Predicament. The scythe of time
  • 1838 – «Как писать рассказ для «Блэквуда» / How to write a «Blackwood» Article
  • 1838 – «Лигейя» / Ligeia
  • 1839 – «Разговор между Эйросом и Хармионой» / The Conversation of Eiros and Charmion
  • 1839 – «Черт на колокольне» / The Devil in the Belfry
  • 1839 – «Падение дома Эшеров» (Падение дома Ашеров) / The Fall of the House of Usher
  • 1839 – «Человек, которого изрубили в куски. Повесть о последней Бугабуско-Кикапуской кампании» / The Man That Was Used Up. A Tale of the Late Bugaboo and Kickapoo Campaign
  • 1839 – «Почему французик носит руку на перевязи» / Why the little frenchman wears his hand in a sling
  • 1839 – «Вильям Вильсон» / William Wilson
  • 1840 – «Делец» / The Business Man
  • 1840 – «Дневник Джулиуса Родмена» / The Journal of Julius Rodman
  • 1840 – «Человек толпы» / The Man of the Crowd
  • 1841 – «Низвержение в Мальстрем» / A Descent into the Maelstrom
  • 1841 – «Элеонора» / Eleonora
  • 1841 – «Не закладывай черту своей головы» / Never Bet the Devil Your Head
  • 1841 – «Беседа между Моносом и Уной» / The Colloquy of Monos and Una
  • 1841 – «Остров феи» / The Island of the Fay
  • 1841 – «Три воскресенья на одной неделе» / Three Sundays in a Week
  • 1842 – «В смерти жизнь» / Life in Death
  • 1842 – «Золотой жук» / The Gold-Bug
  • 1842 – «Маска Красной смерти» / The Masque of the Red Death
  • 1842 – «Колодец и маятник» / The Pit and the Pendulum
  • 1843 – «Повесть крутых гор» (Происшествие в скалистых берегах) / A Tale of the Ragged Mountains
  • 1843 – «Надувательство как точная наука» / Raising the Wind or Diddling Considered As One of the Exact Sciences
  • 1843 – «Черный кот» / The Black Cat
  • 1843 – «Сердце – обличитель» / The Tell-Tale Heart
  • 1844 – «Месмерическое откровение» / Mesmeric Revelation
  • 1844 – «Лось. Утро на Виссахиконе» / Morning on the Wissahiccon
  • 1844 – «Ангел необъяснимого. Экстраваганца» (Ангел необычайного) / The Angel of the Odd. An Extravaganza
  • 1844 – «История с воздушным шаром» (Шар-выдумка) / The Balloon Hoax
  • 1844 – «Литературная жизнь Какваса Тама, эсквайра» / The Literary Life of Thingum Bob, Esq
  • 1844 – «Продолговатый ящик» / The Oblong Box
  • 1844 – «Преждевременные похороны» (Преждевременное погребение) / The Premature Burial
  • 1844 – «Очки» / The Spectacles
  • 1844 – «Система доктора Смоля и профессора Перро» / The System of Doctor Tarr and Professor Fether
  • 1844 – «Ты еси муж, сотворивый сие» / «Thou Art the Man»
  • 1845 – «Разговор с мумией» / Some Words with a Mummy
  • 1845 – «Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром» / The Facts in the Case of M. Valdemar
  • 1845 – «Демон Извращенности» / The Imp of the Perverse
  • 1845 – «Овальный портрет» / The Oval Portrait
  • 1845 – «Могущество слов» / The Power of Words
  • 1845 – «Тысяча вторая сказка Шехерезады» / The Thousand-and-Second Tale of Scheherazade
  • 1846 – «Бочонок Амонтильядо» (Бочка амонтильядо) / The Cask of Amontillado
  • 1846 – «Поместье Арнгейм» / The Domain of Arnheim
  • 1846 –« Сфинкс» / The Sphinx
  • 1849 – «Прыг-скок»(Лягушонок) / Hop-Frog
  • 1849 – «Коттедж Лэндора» / Landor"s Cottage
  • 1849 – «Фон Кемпелен и его открытие» / Von Kempelen and His Discovery
  • 1849 – «Как была набрана одна газетная заметка» / X-ing a Paragrab

Экранизации по книгам Эдгара Аллана По/ Edgar Allan Poe

  • 1913 – «Пражский студент»
  • 1923 – «Призрак бродит по Европе»
  • 1932 – «Убийство на улице Морг»
  • 1926 – «Пражский студент»
  • 1934 – «Чёрный кот»
  • 1935 – «Пражский студент»
  • 1935 – «Ворон»
  • 1960 – «Падение дома Ашеров»
  • 1964 – «Гробница Лигейи»
  • 1964 – «Маска Красной смерти»
  • 1968 – «Три шага в бреду»
  • 1981 – «Чёрный кот»
  • 1982 – «Старинный детектив» (телеспектакль)
  • 1983 – «Колодец и Маятник»
  • 1990 – «Два злобных глаза»
  • 1990 – «Колодец и маятник»
  • 1993 – «Мумия жива»
  • 2004 – «Пражский студент»
  • 2005 – «Лунатизм» («Безумие»)
  • 2005 – «по По» (спектакль,

ЭДГАР АЛЛАН ПО
(1809-1849)

Эдгар Аллан По — южноамериканский поэт, прозаик, критик, редактор, один из первых проф. писателей США, живший только литературным трудом, который знал славу и популярность, которую не сходу сообразили и оценили на родине.

Эдгар По родился в Бостоне 19 января 1809 года в семье актеров. Происходил из старого ирландского рода. Этот год был звездным в историческом календаре: родились поэты Элизабет Баррет-Баррет (Броунинг), Альфред Теннисон, Чарльз Дарвин, Шопен, Мендельсон, Линкольн, Гладстон, 2-мя месяцами позднее родился близок по духу Эдгару По Гоголь, самый умопомрачительный из российских писателей. Когда Эдгару было всего два года, его мама и отец практически сразу погибли от чахотки, оставив троих малышей. Эдгара усыновил обеспеченный шотландский негоциант из Ричмонда Джон Аллан, наименьшую малыша — шотландец Меккензи, а старшего мальчугана Уильяма взял дед, генерал По. Небольшой Эдгар отличался посреди деток бойким разумом, и супруга Аллена, очарована ребенком, уверила собственного супруга усыновить его. Она и ее сестра Анна Валентайн, «тетушка Нэнси», окружили мальчугана заботой и любовью. Эдгар оказался в богатом доме. Его приемная мама обожала мальчугана до самой собственной погибели. В возрасте пяти-шести лет Эдгар умел читать, писать, отрисовывать, декламировать стихи на развлечение гостей за обедом. Он был одет, как царевич, имел пони, на котором ездил верхом, имел собственных собак, сопровождавших его, и ливрейного грума; всегда имел в достаточном количестве карманные средства, и в детских играх у него всегда была какая-нибудь любимица, которую он засыпал подарками. Приемный отец гордился приемным отпрыском, хотя иногда строго наказывал мальчугана. Эдгар не всегда слушался мистера Аллена и, когда ему угрожало наказание время от времени, проявлял необыкновенную изобретательность. Как-то он попросил миссис Аллен защитить его, но она ответила, что не может в это вмешиваться. Тогда он пошел в садик, насобирал целый пучок дубцов, возвратился домой и молчком протянул их мистеру Аллену. На вопрос: «Для чего это?» он ответил «Чтоб высечь меня». Мистер Аллан был покорен этим мужеством.

Пребывание с Алленами в Великобритании (1815 — 1820), где Эдгар По обучался в престижном английском пансионате, привило ему любовь к британской поэзии и слова в общем. Чарлз Диккенс потом отозвался о писателе как о единственного хранителя «грамматической и идиоматичной чистоты британского языка» в Америке. В 1820 году Аллены возвращаются на родину в Ричмонд. Тут у По возникают новые друзья, с которыми он путешествует, в том числе и на лодках. В нем рано пробудился энтузиазм к приключениям, страсть ко всему непознанному. После возвращения из Великобритании Эдгара отдали в Британскую традиционную школу, где прекрасно преподавали английскую литературу, что стимулировало творческий талант Эдгара. Потом он уехал обучаться в Виргинский институт (1826), но скоро обязан был его покинуть, ибо наделал «долгов чести». В жизни Эдгара По было несколько принципиальных поворотов. Одним из их, что в значимой мере обусловил его судьбу, было решение восемнадцатилетнего Эдгара, которое он принял в «бессонную ночь с 18 на 19 марта 1827 года». Происшествия этого решения не совершенно ясны, но одной февральской ночкой 1827 года меж ним и отчимом произошла бурный, тяжкий разговор. Блестящий студент Виргинского института, молодой поэт, который подает надежды, любимчик товарищей, Эдгар повел себя не наилучшим образом.

Возможно, в институте Эдгар увлекался игрой в карты и влез в долги, которые не сумел отдать; большой проигрыш поставил его в очень затруднительное положение, из которого его мог вывести только обеспеченный и влиятельный опекун. Во время разговора опекун, может быть, выдвинул условия, что он оплатит «долг чести», но Эдгар с этого момента должен будет подчиняться его воле, следовать его советам и указаниям. Опекун поставил собственного приемного сына, пылкую и гордую натуру, в затруднительное положение. К этому присоединились горьковатые переживания, вызванные грубым вмешательством опекуна в интимные чувства собственного любимца. Парень не мог смирить гордыни и оставил обеспеченный дом, в каком воспитывался,- «дерзкий выскочка» в ответ на бескомпромиссное требование ответил решительным «нет», и «было в его непоколебимости и что-то ожесточенное, «непризнательное», и, но, это было достойное и мужественное решение. Положив на одну чашу весов благополучие, а на другую — гордость и талант, он сообразил, что последнее важнее, и предпочел славе и чести. Более того, хоть он и не мог знать всего наперед, но тем были выбраны голод и бедность. В общем, спугать его не смогли бы и они».

Так в первый раз верно и резко показал себя основной конфликт в жизни Эдгара Аллана По — конфликт творческой, великодушной личности и грубого утилитаризма, что все подчиняет выгоды. То, что было сконцентрировано в натуре и воззвании опекуна, скоро стало для Эдгара системой непоколебимых сил, выражающих ведущие интересы и тенденции южноамериканского общества.
Начинается полоса скитаний. Он отчаливает в Бостон и там на собственный счет издает 1-ый сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения», который практически не имела спроса. Беспросветная бедность, которая доходила до полной бедности, не могла не подавлять Эдгара По. Она вызвала неописуемое нервное напряжение, которую ближе к концу жизни, он пробовал снять спиртным и наркотиками. Позже были занятия в военной академии Вест-Пойнт (1830), которые продолжались всего полгода. И невзирая на достаточно нередкие периоды бездействия, По работал с большим упорством, о чем внушительно свидетельствует его огромное творческое наследство. Основная причина его бедности — «очень маленькое вознаграждение, которое он получал за свою работу». Только малая часть его творчества — журналистика — имела какую-то ценность на тогдашнем литературном рынке. Наилучшее из того, что он сделал своим талантом, практически не заинтересовывало покупателей. Вкусы, господствовавшие в те годы, несовершенство законов об авторском праве и неизменный поток в страну британских книжек, лишили сочинения всякой надежды на коммерческий фуррор. Он был одним из первых американских писателей-профессионалов и существовал только за счет литературного труда и труда редактора. К собственному труду и к труду собственных братьев он выдвигал бескомпромиссные требования. «Поэзия для меня,- писал он,- не профессия, а страсть, в страсти же следует относиться с почтением — ее нереально пробуждать внутри себя по желанию, думая только о жалкое вознаграждение еще больше ничтожных похвал толпы».

1-ое признание, которое посодействовало Эдгару По поверить в себя, состоялось в 1832 году, когда местный журнальчик объявил конкурс, в каком он получил приз за рассказ «Рукопись, отысканная в бутылке», и направил на себя внимание известного в то время писателя Джона Кеннеди. Летом 1835 года Эдгар По начинает работать в журнальчике «Южный литературный вестник». Это укрепило его репутацию. Но изнурительная работа всасывала всегда, лишала способности серьезно творить.

Встреча Эдгара По с семилетней двоюродной сестрой Вирджинией, которая через 6 лет стала его супругой, имела глубочайшие последствия для его жизни. Эта встреча, а потом свадьба прекрасно воздействовали на По. Вирджиния была необычным человеком, она «воплощала внутри себя единственно вероятный компромисс с реальностью в его отношениях с дамами,- настолько сложных и утонченных».

Томная наследственность, сиротство, непосильная борьба с препятствиями, стоявшими на пути свободолюбивого духа и больших устремлений, столкновения с актуальными мелочами, болезнь сердца, Чрезвычайная уязвимость, травмирована и неустойчивая психика, а главное — невозможность разрешения основного актуального конфликта укорачивали ему возраста. Болезнь и ранняя погибель Вирджинии стали для него ужасным ударом, началом глубочайшей духовной заболевания. Погибель Как и раньше остается потаенной. В сентябре 1849 года он с огромным фуррором читал лекцию «Поэтический принцип» в Ричмонде, откуда выехал, имея полторы тысячи баксов в кармашке. Что вышло позже — неясно, но его было найдено в одной таверне в томном, болезненном состоянии, потом перевезено в Балтимор в поликлинику, где он скоро и погиб.

Творчество Эдгара По

Можно рассматривать героев и героинь произведений Эдгара По всего только как многозначные ипостаси самого По и возлюбленных его дам, двойники, чей мир он заполнял страданием, пытаясь облегчить таким макаром бремя колебаний и разочарований, что тяготили его свою жизнь. Дворцы, сады и покои, населенные этими призраками, поражают шикарным убранством, оно — как будто необычная карикатура на бедность реальных его обитателей и обстановку тех мест, куда судьба забрасывала писателя.

Творчество писателя, вроде бы много отражалась в нем его личность, не ограничивается «психической автобиографии». Как новеллист По серьезно показал себя в рассказе «Рукопись, отысканная в бутылке» (1833). В традиции необыкновенных морских путешествий написан рассказ «Падение в Мальстрем» (1841) и единственная «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838). В «морских» произведений принадлежат рассказы о приключениях на суше и в воздухе: «Ежедневник Джулиюса Родмена» — измышленный описание первого путешествия через Скалистые горы Северной Америки, изготовленной цивилизованными людьми (1840), «Необычные приключения некоего Ганса Пфааля» (1835), «История с воздушным шаром» (1844) о типо совершен перелет через Атлантику. Эти произведения — не только лишь истории о поразительных приключениях, да и приключения творческой фантазии, аллегории неизменной драматической путешествия в неизведанное. Благодаря кропотливо разработанной системе деталей достигалось воспоминание достоверности и материальности вымысла. В «Заключении» к «Ганса Пфааля» По определил принципы того вида литературы, что потом назовут научно-фантастическим.
Художественный смысл таких рассказов, как «Ли-гейя» (1838), «Падение дома Ашерив» (1839), «Маска Красноватой погибели» (1842), «Колодец и маятник» (1842), «Темный кот» (1843), «Бочонок амонтильядо» (1846), естественно, никак не исчерпывается картинами ужасов, физических страданий. Изображая разные экстремальные положения и проявляя реакции героев на их, писатель прикоснулся к тем участкам людской психики, что их на данный момент изучает наука.

1-ый собственный изданный сборник рассказов Эдгар По именовал «Рассказами гротесков и арабесок». Заглавие произведений направляет читателя и критика, ориентирует их, дает им ключ от входа в сферу, сделанную творческой фантазией. их можно именовать «рассказами загадок и ужасов». Когда Эдгар По писал свои рассказы, схожий жанр был а Америке очень распространен, и он знал его особенности и наилучшие эталоны, знал о его популярности и причине фурора у читателя.

Эдгар По был практически основоположником детективного жанра, отдал ряд традиционных его образцов. «Золотой жук» за его жанровыми качествами обычно присоединяют к именитых детективных рассказов Эдгара По — «Убийство на улице Морг», «Потаенна Мари Морде» и «Украденное письмо», героем которых является сквозная фигура, детектив-любитель Ш. Огюст Дюпен, который помогает раскрытию злодеяния, В этих рассказах с особенным эффектом проявляет себя сила логики и аналитического осознания. Естественно эти рассказы начинаются с изложения факта злодеяния, а потом совершаются экскурсы в прошедшее, где и раскрываются все происшествия его совершения, возникают вещественные подтверждения. В общем По обширно употребляет в новеллах мотив недосказанности отдельных деталей и эпизодов, апеллируя к воображению и фантазии читателя. Валерий Брюсов именовал создателя этих рассказов «родоначальником всех Габорио и Конан-Дойльев» — всех писателей детективного жанра.

Эдгар Аллан По великий американский писатель и поэт. Также являлся редактором, критиком и создатель детективно-фантастического жанра в литературе. Представитель американского романтизма.

Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне, США. Его родители, актёры бродячей труппы, умерли, когда Эдгару было всего два года. Мать Эдгара, , была англичанкой, отец Эдгара, Дэвид По ,- американцем ирландского происхождения. Мальчика принял и усыновил зажиточный купец из Виргинии Джон Аллан.

Детство

Детство Эдгара прошло в обстановке достаточно богатой. Алланы не жалели средств на его воспитание, и хотя порой дела их шли неудачно (порой им даже грозило банкротство), мальчик этого не чувствовал: его одевали «как принца», у него была своя лошадь, свои собаки. Когда Эдгару было шесть лет, Алланы поехали в Англию и отдали мальчика в дорогой пансион в Лондоне, где он проучился пять лет. По возвращении Алланов в 1820 году в США Эдгар поступил в колледж в Ричмонде, который окончил в 1826 году. Заканчивать образование Эдгара отправили в университет в Ричмонде, тогда только что основанный.

Эдгар развился рано: в пять лет он читал, рисовал, писал, декламировал, ездил верхом. В школе он хорошо учился, приобрёл большой запас знаний по литературе, особенно английской и латинской, по всеобщей истории, по математике, по некоторым отраслям естествознания, таким как астрономия, физика. Физически Эдгар был силён, участвовал во всех шалостях товарищей, а в университете - во всех их кутежах. Характер будущего поэта с детства был неровный, страстный, порывистый. В его поведении отмечали много странного. С ранних лет Эдгар писал стихи, увлекался фантастическими планами, любил производить психологические опыты над собой и другими. Сознавая своё превосходство, он давал другим это чувствовать.

Жизнь в богатстве кончилась для Эдгара, когда ему не было и полных 17 лет. В университете он пробыл всего год. Осенью 1826 года произошел разрыв между Джоном Алланом и его приёмным сыном. Кто был «виноват», теперь выяснить трудно. Есть свидетельства, неблагоприятные для Эдгара. Например, подтверждено, что он подделал векселя с подписью Джона Аллана, что однажды, пьяный, наговорил ему грубостей, замахнулся на него палкой и т. п. С другой стороны, неизвестно, что терпел гениальный юноша от разбогатевшего покровителя (Джон Аллан получил неожиданное наследство, превратившее его уже в миллионера), чуждого вопросам искусства и поэзии. По-видимому, искренне любила Эдгара только госпожа Аллан, а её муж давно уже был недоволен эксцентричным приёмышем. Поводом к ссоре послужило то, что Аллан отказался заплатить карточные долги Эдгара. Юноша считал их «долгами чести» и не видел иного исхода для спасения этой «чести», как покинуть богатый дом, где воспитывался.

Молодость

Для Эдгара По началась скитальческая жизнь. Покинув дом Алланов, он поехал в родной Бостон, где под псевдонимом «Бостонец» напечатал сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения», так и не вышедший в свет. Это издание, вероятно, поглотило все сбережения юноши. Не имея приюта, он решился на крутой шаг - и поступил солдатом в армию под вымышленным именем. Службу он нёс около года, был у начальства на хорошем счету и даже получил чин сержант-майора. В начале 1828 года поэт, однако, не выдержал своего положения и обратился к приёмному отцу, прося помощи, и, вероятно, выражал раскаяние. Джон Аллан, может быть по ходатайству жены, пожалел юношу, оплатил наём заместителя и выхлопотал Эдгару освобождение. Но, приехав в Ричмонд, Эдгар уже не застал своей покровительницы: госпожа Аллан умерла за несколько дней до того (28 февраля 1829 года).

Получив свободу, Эдгар По вновь обратился к поэзии. Он вновь побывал в Балтиморе и познакомился там со своими родственниками по отцу - с сестрой, бабушкой, дядей Георгом По и его сыном Нельсоном По. Последний мог познакомить Эдгара с редактором местной газеты, Уильямом Гвином. Через Гвина Эдгар получил возможность обратиться к видному тогда нью-йоркскому писателю Джону Нилу. И Гвину, и Нилу начинающий поэт представил на суд свои стихи. Отзыв, при всех оговорках, был самый благоприятный. Результатом было то, что в конце 1829 года в Балтиморе был вторично издан сборник стихов По под его именем, озаглавленный «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения». На этот раз книжка поступила в магазины и в редакции, но прошла незамеченной.

Между тем Джон Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Решено было, что он поступит в Военную академию в Вест-Пойнте. В марте 1830 года, по ходатайству Аллана, Эдгар всё же был принят в число студентов, хотя по возрасту не подходил. Его приёмный отец подписал за него обязательство отслужить в армии пять лет. Эдгар неохотно шёл в академию. Нормальным порядком покинуть её стены он не мог. С обычной горячностью он взялся за дело и сумел добиться, что в марте 1831 года его исключили. Этим юный поэт вновь вернул себе свободу, но, конечно, вновь рассорился с Джоном Алланом.

Из Вест-Пойнта Эдгар По уехал в Нью-Йорк, где поспешил издать третий сборник стихов, названный, однако, «вторым изданием»: «Поэмы Эдгара А. По. Второе издание». Средства на издание собраны подпиской; подписались многие товарищи из академии, ожидающие, что найдут в книге те стихотворные памфлеты и эпиграммы на профессоров, которыми студент Аллан-По стал известен в школе. Но им пришлось разочароваться. Покупателей у книги, оценённой в два с половиной доллара, не нашлось.

В 1831 году ему пришлось обращаться к приёмному отцу, чтобы тот выдавал денежные пособия. Но они были крайне незначительны.
По женился на своей тринадцатилетней кузине, Виргинии Клемм. Её ранняя смерть оказала влияние на некоторые произведения поэта.

С осени 1831 по осень 1833 года - самый тяжёлый период для Эдгара По. Летом 1831 года Эдгар жил в Балтиморе у своей тётки г-жи Клемм - матери той Виргинии, которая позже стала женой поэта. С осени 1831 года его следы теряются. К концу этого периода Эдгар По дошёл до крайней нищеты.

Несомненно, что в эти годы молодой поэт много работал. Им был написан ряд новелл - лучших в раннем периоде его творчества. Осенью 1833 года балтиморский еженедельник объявил конкурс на лучший рассказ и лучшее стихотворение. Эдгар По послал шесть рассказов и отрывок в стихах «Колизей». Члены жюри единогласно признали лучшими и рассказ, и стихи Эдгара По. Однако, не считая возможным выдать две премии одному и тому же лицу, премировали только рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» (англ. MS. Found in a Bottle), за который автору выдали сто долларов. Деньги подоспели вовремя. Автор буквально голодал.

1830-е - 1840-е годы

В период с 1833 по 1840 годы автор выпускает много поэм и рассказов, работает в журналах «Southern Literary Messenger» в Ричмонде. В 1841-1843 годах жил с семьёй в предместье в Филадельфии и работал в журналах «Burton’s Gentleman’s Magazine» и «Graham’s Magazine». В Филадельфии Эдгар По также намеревался издавать собственный журнал «The Stylus» (или «The Penn»), но эта затея не удалась.

Однако вскоре его подстерегало серьёзное испытание. У Виргинии после пения лопнул кровеносный сосуд и она находилась при смерти (она была больна туберкулёзом).

К тому же в 1846 года нью-йоркский журнал «Broadway Journal», с которым он сотрудничал, закрылся, и По утратил средства к существованию. Возобновилась бедственная жизнь.

Последние годы жизни

Последние годы жизни Эдгара По, 1847-1849, были годами метаний, полубезумия, высоких успехов, горестных падений и постоянной клеветы врагов. Виргиния, умирая, взяла клятву с г-жи Шью, подруги Эдгара, никогда не покидать его. Эдгар По ещё пленялся женщинами, воображал, что влюблён, даже шла речь о женитьбе. В жизни он держал себя странно, однако успел издать ещё несколько гениальных произведений.

Но недуг уже разрушал жизнь поэта; припадки алкоголизма становились всё мучительнее, нервозность возрастала почти до психического расстройства. Г-жа Шью, не умевшая понять болезненного состояния поэта, сочла нужным устраниться из его жизни. Осенью 1849 года наступил конец. Полный химерических проектов, считая себя вновь женихом, Эдгар По в сентябре этого года с большим успехом читал в Ричмонде лекцию о «Поэтическом принципе». Из Ричмонда Эдгар По выехал, имея 1500 долларов в кармане. Что затем произошло, осталось тайной. Может быть, поэт подпал под влияние своей болезни; может быть, грабители усыпили его наркотиком. Эдгара По нашли в бессознательном состоянии, ограбленным. Его привезли в Балтимор, где Эдгар По и умер в больнице 7 октября 1849 года.

Мемориальная доска, установленная примерно в том месте в Бостоне, где родился Эдгар Аллан По.

Получив свободу, Эдгар По вновь обратился к поэзии. Он вновь побывал в Балтиморе и познакомился там со своими родственниками по отцу - с сестрой, бабушкой, дядей Георгом По и его сыном Нельсоном По. Последний мог познакомить Эдгара с редактором местной газеты, Уильямом Гвином. Через Гвина Эдгар получил возможность обратиться к видному тогда нью-йоркскому писателю Джону Нилу. И Гвину, и Нилу начинающий поэт представил на суд свои стихи. Отзыв, при всех оговорках, был самый благоприятный. Результатом было то, что в конце 1829 года в Балтиморе был вторично издан сборник стихов По под его именем, озаглавленный «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения ». На этот раз книжка поступила в магазины и в редакции, но прошла незамеченной.

Между тем Джон Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Решено было, что он поступит в Военную академию в Вест-Пойнте . В марте 1830 года , по ходатайству Аллана, Эдгар всё же был принят в число студентов, хотя по возрасту не подходил. Его приёмный отец подписал за него обязательство отслужить в армии пять лет. Эдгар неохотно шёл в академию. Нормальным порядком покинуть её стены он не мог. С обычной горячностью он взялся за дело и сумел добиться, что в марте 1831 года его исключили. Этим юный поэт вновь вернул себе свободу, но, конечно, вновь рассорился с Джоном Алланом.

Литературное творчество

По начал свою литературную деятельность с поэзии, опубликовав ещё в 1827 году в Бостоне томик стихов «Al-Aaraaf, Tamerlane and other poems» («Аль-Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения»). Как прозаик По выступил в 1833 году , написав «Рукопись, найденную в бутылке» («A manuscript found in a bottle» ).

Творчество По находилось под влиянием романтизма , уже завершавшего свой путь на Западе. «Мрачная фантастика, постепенно исчезавшая из европейской литературы, вспыхнула ещё раз оригинально и ярко в „страшных рассказах“ По - то был эпилог романтизма» (Фриче). На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенно Гофман (недаром По увлекался немецкой литературой и идеалистической философией); ему родственен зловеще-мрачный оттенок гофмановских фантазий, хотя он и заявил о себе: «Ужас моих рассказов не от Германии , а от души». Слова Гофмана: «Жизнь - безумный кошмар, который преследует нас до тех пор, пока не бросит наконец в объятия смерти» выражают собой основную идею «страшных рассказов» По - идею, которая вместе со своеобразным стилем её выражения родилась уже в первых рассказах По и только углублялась, обрабатывалась с большим мастерством в его дальнейшем художественном творчестве.

В стихотворении «Улялюм» герой, блуждающий вдвоём со своей душой Психеей по загадочной местности серых небес и сухих листьев, приходит к склепу, где год назад он похоронил свою возлюбленную Улялюм. Он вспоминает «октябрьскую ночь без просвета», когда он принёс сюда «мёртвую ношу». Но главное в стихотворении не туманный сюжет, а гипнотическая музыка, погружающая читателя в мир теней, шорохов, вечной осени, зловещего лунного мерцания. И вновь заклинанием звучит рефрен:

В «Колоколах» звукопись По достигает предела изощрённости. В каждой из четырёх частей стихотворения мелодически воссоздан звон «серебряных» колокольцев на санях для весёлого катанья, «золотых» свадебных колоколов, «медного» набата тревоги, «железного» заупокойного колокола. И каждый из них соответствует какому-то этапу в жизни человека: радость детства, счастье любви, страдания взрослого мира и смерть. В звоне колоколов символически воплощён трагический удел человека. Великий русский композитор С. В. Рахманинов написал на русский текст стихотворения музыку - поэму для оркестра, хора и солистов.

(В. Г. Прозоров)

Жизненные Страхи

Безысходный ужас жизни, безраздельно господствующий над человеком, мир как царство безумия, гибель и распад как предопределённый жестокой верховной силой удел человека - таково содержание «страшных рассказов» По. Смерть как проявление сверхъестественного (смерть прекрасной женщины в таинственной обстановке) - вот тема рассказа «Ligeia» (Лигейя, ), одного из лучших рассказов По.

В нём поставлена проблема преодоления смерти , чудесного, загадочного воскресения Лигейи. В рассказе «Berenice» (Береника) отшельник-созерцатель Эгей проникся маниакальной идеей, что он должен обладать прекрасными зубами своей умирающей невесты Береники, и выламывает их, совершая это кощунство над ещё живым, ещё трепещущим телом. В других рассказах дана тема утраты возлюбленной («Eleonora», «Morella» и др.), возникшая задолго до смерти любимой жены По - Виргинии (ум. в ).

Проблема борьбы добра со злом, раздвоения психики , тяги человека к злу поставлена в рассказе о двойнике «William Wilson» (Вильям Вильсон), та же тяга к преступлению , злу и уничтожению характеризует героев рассказов «The Imp of the perverse» (Демон извращенности, ), «Metzengerstein» (Метценгерштейн), «The black cat» (Чёрный кот , ), «The tell-tale heart» (Сердце-обличитель , ) и другие. Метампсихоз, передача мыслей на расстоянии, является темой рассказа «Сказка скалистых гор» и существенным компонентом одного из наиболее впечатляющих рассказов По - «The fall of the house of Usher» (Падение дома Эшеров). В древнем, мрачном, полном какой-то особой гнетущей атмосферы замке живёт последний его владелец - Родерик Эшер; с болезненно-нервной, изощрённой восприимчивостью он сквозь шум грозы слышит, как пытается вырваться из гроба заживо похороненная им в фамильном склепе сестра, но не в силах пойти и помочь ей - у него маниакальная «боязнь» ужаса. Сестра появляется в окровавленном саване, ужас убивает её брата, они оба умирают, и замок Ашер падает, разрушенный грозой.

Родерик - по сути основной и единственный герой По, по-разному повторённый в других рассказах: это - нервный, болезненно-восприимчивый созерцатель, любящий редкие книги, отшельник, боящийся жизни; он так же условен, как и излюбленная героиня По - загадочная, таинственно-мудрая, угасающая прекрасная женщина. Герои По - во власти рока, предопределившего их гибель; они безвольны, в них нет силы для протеста против жизни, ощущаемой как кошмар и зло. Каждый из них - жертва какой-нибудь навязчивой идеи, они не живые люди с реальными чувствами и страстями, а отвлечённые фигуры, почти схемы, которым только исключительное мастерство художника придаёт жизненность.

По пытается преодолеть безволие своих героев: наделяя их силой мысли, он прославляет волю . Слова Джозефа Гленвилля: «Человек не уступил бы ангелам, ни самой смерти, если бы не слабость его воли», он поставил эпиграфом к «Лигейе». Но если самое неестественное и непостижимое, развиваясь со строгой логической последовательностью в рассказах По, заставляет читателя поверить в невероятное, то здесь мастерство По не помогло - герои его остались безвольны. По невнимателен к среднему человеческому характеру, к психологии и быту обыкновенного человека, его интересует только необычное, анормальное. С первой же строки произведения все элементы стиля - композиция , подбор слов, логика повествования - направлены на достижение определённого, заранее рассчитанного эффекта, поражающего читателя в кульминационном пункте рассказа, - недаром избираются такие ужасные моменты, как преждевременное погребение, замуровывание живьём и т. д.

Наука для По - лишь средство проявления непостижимого, помогающее придать этому непостижимому (корабль, растущий, как тело, пучина, поглощающая корабли на Южном полюсе , и пр.) большую долю вероятности благодаря использованию точных географических данных, химических рецептов, сведений о морском деле и т. д. Наука здесь играет декоративную роль, поскольку По стремится лишь к наукообразности и мистифицированию читателя, причём в научно-фантастических рассказах развёртывается та же тема неизбежной гибели героев. По, будучи в «страшных рассказах» и поэзии завершителем романтизма , оказал в области фантастики влияние на ряд западноевропейских писателей. От «Золотого жука» с поисками клада и криптограммами литература приходит к «Острову сокровищ » Стивенсона , от «Ганса Пфалля» - к «Путешествию на луну» Ж. Верна , к географической декоративности ряда романов и пр.

Склонность По к умозрительному анализу, к последовательно-логическому развёртыванию событий, даже невероятных, ярко проявилась в его детективных рассказах - «Убийство на улице Морг » (The Murders in the Rue Morgue , ), «Тайна Мари Роже» (The Mystery of Marie Roget , ) и «Похищенное письмо» (The Purloined Letter , ). Как и в научной фантастике, По старается придать своим детективным рассказам характер фактов, имевших место в действительности, вводя в повествование полицейские протоколы, точные даты, ссылки на периодическую прессу и т. д. Клубок противоречий, противоположных друг другу, запутанных фактов постепенно развязывается благодаря стройной системе логического анализа, перед которой бессильны любые загадки. Характерно, что мотив частной собственности, безраздельно доминирующий в буржуазном детективном жанре, не находит себе места в рассказах По. Также не занимают его вопросы морали, психологии преступника и преступления - его интересует лишь техническая сторона дела (один из его рассказов так и назван «Жульничество как одна из точных наук»), сюжетный узел загадки и подведение читателя к моменту разгадки, который выполняет роль кульминационного пункта «страшных рассказов». По в своих детективных рассказах пытался приблизиться к действительности, но вместо этого получилось бегство в область аналитической мысли. Его Дюпен - предтеча и конан-дойлевского Шерлока Холмса и честертоновского пастора Брауна , и Ниро Вульфа , и Эркюля Пуаро .

Особняком в творчестве По стоит его «Eureka» (Эврика, ), в которой он дал мистико-пантеистическую систему, изложив основы своей философии. При этом интересно отметить, что в этой поэме была изложена гипотеза Большого Взрыва , ставшая общепринятой теорией только в XX веке.

Следует отметить ряд критических статей По, боровшегося против буржуазной литературы Севера - против Лоуэлла , Лонгфелло и других.

Оценка творчества

Оригинальность стиля По не нашла себе последователей в Америке . В то же время творчество По нашло отражение в поэзии французского символиста Бодлера , который переводит По, знакомит с ним Европу , и отсюда начинается влияние По на литературу декаданса и символизма - на Вилье де Лиль-Адама , Малларме , Метерлинка , Уайльда , Говарда Филлипса Лавкрафта , Эверса и т. п., вплоть до русских символистов.

Французский поэт Шарль Бодлер , натура, родственная По, так описал это положение: «Соединённые Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рождённое дышать в мире с более чистым воздухом, – громадным варварским загоном, освещаемым газом». А. Дж. Б. Шоу выразился так: «По не жил в Америке, он там умер».

Особенно много внимания По уделяли русские декаденты («Ворон», перевод Д. Мережковского , в «Северном вестнике», , Ї 11; «Баллады и фантазии», «Таинственные рассказы», перевод К. Бальмонта , ; «Ворон», перевод В. Брюсова , в «Вопросах жизни», , Ї 2). Особенно популярен был у декадентов размер «Ворона» (Бальмонт, Брюсов, «Алтея» В. Голикова).

  • В честь Эдгара По назван кратер на Меркурии .
  • Каждый год, в день рождения Эдгара По, его могилу посещает тайный поклонник .
  • В песне группы The Beatles , I Am The Walrus (альбом Magical Mystery Tour) упоминается Эдгар По.

Библиография

  • The Virginia, ed. by J. A. Harrison, 17 vv., Boston, ;
  • E. C. Stedman a. G. E. Woodberry, 10 vv., N. Y., ;
  • Собр. сочин., 2 тт., изд. Пантелеева, СПб, ;
  • Необыкновенные рассказы, 2 тт., изд. Суворина, СПб, ;
  • Таинственные рассказы, перев. К. Д. Бальмонта, М., ;
  • Собр. сочин., 2 тт., изд. «Вестника иностранной литературы», СПб, ;
  • То же, перев. К. Бальмонта, 5 тт., изд. «Скорпион», М., - (в последнем томе очерк жизни Э. По, сост. К. Бальмонтом, и письма Э. По);
  • Стихотворения в лучших русских переводах, СПб, ;
  • Рассказы, 3 тт., перев. М. А. Энгельгардт, изд. «Всемирная литература», Берлин, ;
  • Рассказы, перев. К. Д. Бальмонта, Ростов-на-Дону, ;
  • Полное собрание поэм и стихотворений, перев. и предисл. Валерия Брюсова с критико-библиографическим комментарием, изд. «Всемирная литература», М.-Л., ;
  • Последняя шутка, Рассказы, изд. «Огонёк», М., ;
  • Whitman S. H., Е. А. Poe and his critics, N. Y., ;
  • Gill W. F., Life of E. A. Poe, 5-th ed., N. Y., ;
  • Lauvrière E., Un génie morbide, 2 vv., P., ;
  • Woodberry G. E., Life of E. A. Poe, 2 vv., Boston, ;
  • Seylaz L., E. Poe et les premiers symbolistes français, P., ;
  • Mauclair C., Le génie d’E. Poe. La légende et la vérité, Paris, ;
  • Stanard M. N., The dreamer, Philadelphia, ;
  • Alterton M., Origines of Poe’s critical theory, Jowa city, ;
  • Phillips M. E., E. Poe the man, 2 vv., Chicago, ;
  • Krutch J. W., E. A. Poe, N. Y., ;
  • Allen H., Israfel, The life a times of E. A. Poe, 2 vv., N. Y., ;
  • Lloyd J. A. T., The murder of E. A. Poe, L., ;
  • Lemonnier L., E. Poe et les poètes français, P., ;
  • Красносельский По А., В борьбе с прозой жизни, «Русское богатство», , XI-XII;
  • Горленко В. Г., Новый труд об Э. Поэ, в книге автора «Отблески», СПб, ;
  • Аничков Е. В., Бодлер и Эдгар По, «Современный мир», 1909, II (перепеч. в книге автора «Предтечи и современники», т. I, СПб, );
  • Бодлэр Ш., Эдгар По, перев. Л. Когана, Одесса, 1910;
  • Бразоль Б. Л., Критические грани, СПб, 1910;
  • Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., ;
  • Брюсов В., Эдгар По, в книге «История западной литературы» ( -), под ред. проф. Ф. Д. Батюшкова, т. III, М., ;
  • Динамов С. , Научно-фантастические новеллы Эдгара По, «Литература и марксизм», , III;
  • Его же, Новеллы Эдгара По, «30 дней», , XI-XII;
  • Его же, Эдгар По - художник смерти и разложения, «Октябрь», , IV.

Произведения Эдгара По

Экранизация

Произведения Эдгара По неоднократно экранизировались. В частности режиссёр

Включайся в дискуссию
Читайте также
Никитин иван - встреча зимы
Круглосуточная камера зафиксировала убийство Немцова
Проблемы экономики Греции