Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лирический анализ а н плещеева весна. Урок литературного чтения "А

Ход урока.
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок и позвал нас на урок.
2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
- Предлагаю музыкальную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, послушайте и подумайте какое, время года вы услышали.
1) Прослушивание записи Э. Грига «Ручей» (во время слушания тихонько говорю детям: вот бежит ручеёк, вот запели птички, вот зашумели деревья.)
- Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
- Какому времени года мы посвятим сегодняшний урок?
- А сейчас закройте глазки и произнесите про себя слово весна. Что вы представили себе?
- Какие изменения происходят в природе с приходом весны?
-Давайте составим ассоциативную карту к слову весна.
2) Составление ассоциативной карты к слову ВЕСНА.
Солнышко ручьи тепло

Скворцы
ВЕСНА сосульки

Радость
мяч скакалка
– Как вы думаете, почему все живое ждет весны с нетерпением? Чем так привлекательно это время года? (Медленно тает снег. То оттепель, то заморозки по утрам. С крыш свисают длинные сосульки. Небо ясно-голубое. Легко дышится! Деревья еще не распустились, но уже набирают силы, меняется цвет почек. Зацветают первые весенние цветы и в лесу, и по оврагам в селе. На снежных полянах рыжие пятна – проталины. Они похожи на веснушки. День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну).
Региональный компонент:
- Ребята, а где вы могли видеть сосульки?
Постановка темы и цели урока.
1) Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Вот уж снег последний в поле тает».
- Как вы думаете, с каким литературным жанром мы будем работать: сказка, рассказ или стихотворение? (Правильно, молодцы!)
- Как вы думаете, чему будет посвящено стихотворение, которое мы будем изучать на уроке?
-2) Мы показали свое видение весны. Узнали, как в музыке представляют это время года.
- А вот теперь познакомимся со стихотворение «Весна», и увидим, какой и как рисует весну поэт Алексей Николаевич Плещеев. Попробуем передать настроение от прочитанного произведения своим выразительным чтением.
- Послушайте сообщение о поэте.
Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 декабря 1825 года в дворянской семье. Он рано лишился отца, но мать смогла дать ему хорошее образование и воспитание. Много испытаний выпало на его долю, но Алексей Николаевич Плещеев всегда оставался добрым человеком.
3) – Я прочитаю вам стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна».
- А вы подумайте, какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения.
Стихотворение наизусть читает учитель:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!» – читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят – кто больше всех
Природы любит обновленье!

О чем это стихотворение?
-Какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения? (Детский веселый смех, пение птиц, звон капели, журчание ручейков, мелодичное пение соловья).
– Подумайте, весна борется в стихотворении с зимой или полноправно вступает в свои права? (Весна пришла как хозяйка строгая, властная, но дарящая надежду и ожидание на какое-то чудо).
– Какой главный образ вы можете отметить в стихотворении «Весна»?
(Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек).
–А, как вы думаете, поэт изобразил приход весны в город, в село или в лес?! Почему нам трудно ответить на этот вопрос?
- Я прочитала вам стихотворение полностью, а мы будем работать только над небольшим отрывком из этого стихотворения.
4) Словарная работа.
- Как вы понимаете слово: лазурь? (светло-синий цвет). Лазурь – краска светло-синего, лазурного цвета; цвет синевы.
5) Работа над выразительным чтением.
- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
- Обратите внимание, с помощью, какой части речи он все-таки сумел показать читателю движение? (Поэт наполнил стихотворение глаголами: тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется, стучит, унесла.)
– Это не просто глаголы, а глаголы звуков. И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни и довольства жизнью.
6) Работа в парах. Попробуйте прочитать выразительно стихотворение своему соседу по парте.
7) Выразительное чтение стихотворения у доски (2-3 человека).
- Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы передать радость.
- Как вы думаете, почему вам понравилось чтение этих ребят?
- Ребята, у кого удалось лучше?
8. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)
И по этой же дородке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)
По тропинкне побежим
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем (Ходьба на месте)
9. Работа в группе.
- А что такое эпитеты? (Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называются "эпитеты").
А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ? (олицетворение)
1 группа: Выписать эпитеты.
2 группа: Выписать олицетворения.
3 группа: Выпишите признаки весны.
-Какие слова, использует поэт, чтобы было понятно, что это весна?
(МУЗЫКА)
- Защита работ.
10. Творческое задание: «Создание мультфильма»
- Как вы себе представили эти строчки? (нарисовать графический рисунок)
1 группа: Уж тает снег, бегут ручьи,
2 группа: В окно повеяло весною…
3 группа: И лес оденется листвою!
11. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм «Весна пришла».
-Понравился фильм? Какое настроение он у вас вызвал?
12. Творческое задание. А теперь попробуем составить (СИНКВЕЙН) пятистишие к слову ВЕСНА.
1. Весна.
2. Тёплая, яркая.
3. Тает, бегут, журчат.
4. Наступила долгожданная весна.
5. Эпитет. Вёдреная, влажная, дождливая, засушливая, зеленая, златая (устар.), златокудрая (устар. поэт.), золотая, кислая (разг.), красная (нар.-поэт.), лучезарная (устар. поэт.), нарядная, ненастная, непостоянная, погожая (разг.), прихотливая, прохладная, пышная, роскошная, румяная, светозарная (устар. поэт.), слякотная (разг.), солнечная, студеная, сухая, теплая, травянистая, туманная, холодная, цветоносная, цветущая, ядреная (простореч.), яркая.
Итог урока.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Как вы поработали на уроке?
3. Что понравилось на уроке?
4. Что вызвало затруднение?
5. Появился ли интерес к поэзии?
Домашняя работа: дифференцированные задания:1-2 группа написать сочинение-эссе на тему «Весна», 3 группа нарисовать рисунок к стихотворению А. Плещеева «Весна»
Выставление оценок за урок.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

По детской литературе с практикумом по выразительному чтению

1. Анализ стихотворений А.Фета; Ф. Тютчева; А. Плещеева для маленьких

3. Сравнительно-сопоставительный анализ рассказов А.П. Чехова «Спать хочется» и Д.Григоровича «Гуттаперчивый мальчик»

Список литературы

1. Анализ стихотворения А. Фета «Весна на дворе»

А.А. Фет - утонченный лирик, наделенный исключительным чувством красоты и гениальным дарованием. Основное настроение поэзии Фета - настроение душевного подъема. Упоение природой, любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами - главное эмоциональное содержание его стихов. Фет по праву считается тонким художником природы, его пейзажная лирика отличается созданием эмоционально-наряженной картины, передачей тонкого, едва уловимого чувства радости, ощущения новизны. Стихи Фета о весне наполнены многообразием поэтических форм. Ощущение близкого прихода весны, напоенный ароматами воздух, ожидание пробуждения природы - эти филигранно подмеченные, едва уловимые образы гениально воспевает поэт в своих произведениях.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. Автор рисует картину только зарождающейся весны, скорее, ее предощущения:

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Стихотворение невелико по объему -- в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте» -- не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека -- степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую весну, как ожидает ее и вся природа. Эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с помощью используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. Этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). Большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения.

В первых двух строфах это повторы, как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. Создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения -- вот черты, отличающие пейзажную лирику Фета и дающие ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.

Анализ стихотворения Плещеева «Весна»

В стихотворении Алексея Николаевича Плещеева «Весна» описывается приход весны. Весна -- это образ праздничный, молодой, радостный, веселый. Он связан с пробуждением жизненных сил. В нем обозначено нечто большее, чем весна - как время года. Природа изображена не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но и как часть его души...

Чтение этого стихотворения вызывает у нас чувство радостного ожидания, предчувствия счастья.

Мы все ждем, когда придет весна. Потому, что после долгой и снежной зимы, после сильных морозов приятно выйти во двор и вдохнуть запах теплого ветра, увидеть первых весенних птиц. Хорошо, когда тает снег и бегут ручейки. Еще не успевает сойти последний снег, а сквозь прошлогоднюю траву пробивается молодая зелень. Тоненькие росточки тянутся к солнцу. Вскоре все покрывается зеленым ковром. Почки на тополях и березах набухают, в воздухе чувствуется едва уловимый запах клейких листочков. Постепенно деревья покрываются нежной зеленью. Это все показано в стихотворении

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Небо весной ярко голубое. По-особенному светит солнце: как-то ярко, радостно и празднично. С каждым днем становится все теплее. Появляется надежда, что все будет хорошо.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Хочется ходить по улице и улыбаться всем подряд. Не только природа наряжается в яркие краски. Люди тоже скидывают с себя теплые шубы и пальто. Одевают красивую и нарядную одежду. Все рады приходу весны!

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то». Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку. Стихотворение оставляет на душе доброе, радостное впечатление.

Анализ стихотворения Тютчева «Весна»

Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил за границей, а его и кумирам являлись Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне, в творчества этого автора также прослеживаются исконно славянские традиции стихосложения.

Примером этому является произведение «Весна», написанное Федором Тютчевым в 1821, незадолго до поездки в Мюнхен для прохождения дипломатической службы. Это произведение относится к раннему периоду творчества поэта, оно было создано, когда автору еще не исполнилось 18 лет. Поэтому неудивительно, что стихотворение выдержано в духе русского классицизма и написано высоким слогом, который характерен для од.

Произведение «Весна» Федор Тютчев посвятил своим друзьям юности, поэтому оно носит форму обращения к людям, с которыми поэта связывают теплые отношения. Образ весны в произведении при этом выступает лишь благоприятным фоном, который помогает создать общее настроение, восторженное и оптимистичное. стихотворение горький рассказ чехов

Данное время года Федор Тютчев неслучайно сравнивает с молодостью. Автор проводит параллель между расцветом природы и безудержной энергией, которая наполняет душу и тело вчерашних подростков, вступающих в самостоятельную жизнь. При этом весенние метаморфозы находят живой отклик в сердце поэта, они созвучны его настроению и мироощущению. Поэтому поэт призывает своих друзей в полной мере впитать красоту и чистоту окружающего мира, насладиться «яркими лучами любви, восторга и весны».

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется некая легкость и беззаботность. В итоге содержание произведения, радужное и восторженное, контрастирует с достаточно громоздкой и несколько вычурной формой. Этот контраст словно бы подчеркивает разницу между мечтами и надеждами молодых людей, далеко не всем из которых суждено сбыться, и реальностью, с которой каждому из них придется столкнуться во взрослой жизни. Уже в столь юном возрасте Федор Тютчев осознает, что молодость - это лишь краткий миг, которым нужно успеть насладиться сполна, чтобы впоследствии воспоминания и ощущения той безмятежности, которую довелось испытать, согревали душу все оставшиеся годы. Автор призывает своих друзей порхать «по светлым счастия цветам», которые очень скоро пожухнут и увянут под бременем повседневных «взрослых» забот.

Но до тех пор, пока период становления молодых людей не завершен, сама природа дарит им удивительную возможность в полной мере ощутить гармонию и душевное равновесие, насладиться удивительным чувством свободы, когда детство уже закончено, а самостоятельная жизнь, наполненная проблемами, тревогами и необходимостью нести ответственность за каждый свой поступок, еще не началась. Это - время, когда «жизни сладость» бьет ключом, создавая иллюзию того, что так будет всегда. Однако Федор Тютчев достаточно разумеет, чтобы понимать - юные годы никогда не возвратятся, оставив в душе легкий привкус ностальгии, склонность к мечтательности и воспоминания о весне, которая пусть ненадолго, но все же позволила каждому из нас стать по-настоящему счастливым.

Последняя строфа стихотворения содержит очень образную и яркую метафору. В ней поэт сравнивает весну с луговым цветком, который ребенок в порыве нежной любви приносит своей матери. Точно также же сама жизнь дарит нам бесценный подарок в виде молодости, которая полна новых открытий и признаний. Сохранив удивительное чувство гармонии и совершенства в собственной душе на долгие годы, можно, по убеждению автора, в полной мере постичь красоту окружающего мира и научиться жить с ним в ладу.

2. Составление свободного рассказа о М. Горьком

Максим Горький (1868 - 1936).

Псевдоним Алексея Пешкова.

Русский писатель.

Родился в Нижнем Новгороде. С 6 лет Горький учил с дедом церковно-славянскую грамоту, затем - гражданскую. В 1877 г. Горький поступил в Нижегородское Кунавинское училище.

С 1879 г. Горький, одиннадцати лет от роду, вынужден был оставить за недостатком средств училище и пойти обучаться ремеслу, "в люди".

За пять лет (1879-1884) юный Горький меняет несколько мест "ученичества" - в обувной лавке, чертежной и иконописной мастерских, на пароходной кухне.

В 1884 шестнадцатилетний Горький едет в Казань в надежде поступить в университет. С 1888 - 1892 происходят знаменитые впоследствии странствия - Горький "по Руси". За четыре года Горький исходил всю Южную Россию, побывал в Южной Бесарабии, в Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.

В 1892 в газете "Кавказ" (Тифлис) появляется его рассказ "Макар Чудра", подписанный псевдонимом "М. Горький".

Своим "литературным крестником" Горький считал В. Г. Короленко. В 1895-1896 гг. становится постоянным сотрудником "Самарской газеты", где выступает в качестве фельетониста (около 200 фельетонов за подписью Иегудиил Хламида), очеркиста, рецензента, автора рассказов ("Песня о Соколе", "На плотах", "Старуха Изергиль", "Однажды осенью"). Тогда же Горький знакомится с корректором "Самарской газеты" Екатериной Павловной Волжиной (1878-1965), которая в 1896 становится его женой.

В 1896-1897 гг. Горький продолжает журналистскую деятельность в газете "Нижегородский листок", однако из-за резкого ухудшения здоровья в 1897 г. переезжает с женой на юг. С начала 1898 г. Горький вновь возвращается в Нижний Новгород, где работает над составлением двухтомного сборника "Очерки и рассказы".

Успех "Очерков и рассказов" превзошел все мыслимые ожидания. Критики единодушно оценивали появление "Очерков и рассказов" как значительное событие в общественно-культурной жизни русского общества, момент его духовного самоопределения. С другой стороны, критики отмечали и присутствие в горьковских рассказах традиционной для реалистической традиции 60-70-х гг. XIX в. "альтруистической" тематики, понятой, однако, Горький в "декадентском" духе - как способ эстетического самовыражения его героев, жаждущих "подвига" ("Старуха Изергиль", "Супруги Орловы", "Челкаш").

В 1899-1906 гг. Горький становится ведущей фигурой в общественно-культурной жизни России. Он поддерживает тесные дружеские отношения с А. П. Чеховым, И. Е. Репиным, Ф. И. Шаляпиным, знакомится с Л. Н. Толстым, А. Ф. Кони, Н. К. Михайловским, Д. С. Мережковским, Н. Ф. Анненским, М. И. Туган-Барановским и другими виднейшими представителями творческой и научной интеллигенции. Вокруг писателя образуется сплоченная группа писателей-"неореалистов" (Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Е. Н. Чириков, А. И. Куприн, В. В. Вересаев), которых Горький привлекает к своим литературно-обществен-ным начинаниям.

С осени 1898 г. Горький становится идейным руководителем журнала "Жизнь", а с сентября 1900 г. - издательского товарищества "Знание". Последнее в 1904-1913 гг. выпускает (при непосредственном руководстве Горького) 40 сборников новейшей русской неореалистической литературы, которые стали эпохой в становлении русского искусства XX в. В 1902 г. Горький избирается почетным академиком по разряду изящной словесности.

С 1902 по 1905 г. Горький становится постоянным автором МХТ; триумфальная премьера пьесы Горький "На дне" (1902 г.) стала, наряду с триумфом чеховской "Чайки", вехой в истории театра. Огромную роль в жизни Горького сыграло и знакомство в 1900 г. с М. Ф. Андреевой (1872-1953), которая стала гражданской женой писателя.

Чрезвычайно бурной была в эти годы общественно-политическая жизнь Горького. В 1901?1905 гг. вступает в открытую конфронтацию с властями. "Песня о Буревестнике" (1901), появившаяся в апрельском номере "Жизни", была расценена как противоправительственная пропаганда, призыв к насильственному свержению существующего строя; журнал вскоре был закрыт. В 1902-1904 гг. он содействует сбору средств для большевистской печати. 11 января 1905 г. Горький, приехавший в Ригу к заболевшей М. Ф. Андреевой, был арестован и препровожден вновь в Петербург, где заключен в тюрьму Трубецкого бастиона Петропавловской крепости - как особо опасный политический преступник.

В крепости им была написана пьеса "Дети солнца".

Весь 1905 г. он активно сотрудничает с революционным подпольем; осенью публикует ряд публицистических материалов в пробольшевистской газете "Новая жизнь".

После подавления декабрьского восстания в Москве, ввиду нового неизбежного ареста, Горький и М. Ф. Андреева уезжают из России. Произведения Горького этих лет - романы "Фома Гордеев" (1899) и "Трое" (1900), пьесы "Мещане" (1902), "На дне" (1903), "Дачники" (1904), "Дети солнца" (1905), "Варвары" (1906) - знаменуют наступление нового этапа в горьковском творчестве.

В 1909 г., после разрушительного землетрясения в Калабрии и Сицилии, Горький организовал сбор средств пострадавшим, чем снискал симпатии итальянцев. В эти годы он много путешествовал по Италии, изучая ее быт и культуру; результатом явился цикл очерков "Итальянские сказки" (1912). В 1913 г., после объявления русским правительством всеобщей политической амнистии (в связи с 300-летием дома Романовых), Горький возвращается в Петербург.

В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства -- фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына -- Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

3. Сравнительно-сопоставительный анализ рассказов А.П. Чехова «Спать хочется» и Д.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»

В 1889 году вышел в свет сборник рассказов о детях, включивший произведения «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Отец семейства», «Степь».

Самый пронзительный рассказ, самый безысходный образ ребёнка - «Спать хочется» - восходит, несомненно, к традиции социальной литературы о детях, начатой еще Д.В.Григоровичем в рассказе «Гуттаперчевый мальчик».

Рассказ «Спать хочется» написан А.П.Чеховым в 1888 году. Сюжет несложен. Автор повествует о том, как Варька, девочка лет тринадцати, была отдана в прислуги. Качает колыбель с ребёнком и чуть слышно поёт. Малыш не засыпает, плачет. Варька хочет спать, но знает, что если уснёт, хозяйка прибьёт её. Девочка дремлет и видит, как по дороге идут люди, падают и засыпают. Приснился покойный отец. Он мучается от того, что разыгралась грыжа, корчится на полу от боли. К утру отец умер. Варька плачет, идёт в лес. Но от удара по голове просыпается. Это хозяин ударил: дитя плачет, а Варька спит. Качает колыбель, опять засыпает, и теперь уже видит, как с матерью идут в город наниматься и просят милостыню. Хозяйка требует ребёнка, кормит и опять отдаёт Варьке, которая продолжая качать колыбель, опять засыпает, но ей велят затопить печь. За работой сон проходит. Нужно ставить самовар, чистить хозяину галоши, над которыми она опять засыпает. Идти в магазин, чистить картошку, прислуживать за обедом, стирать, шить. Спать хочется. Бежать в магазин за пивом, водкой, чистить селёдку, качать ребёнка. Спать хочется. Что-то сковывает по рукам

и ногам - ребёнок. Улыбаясь, подходит к колыбели, душит ребёнка, ложится на пол, смеётся и через минуту спит, как мёртвая.

Вот и всё действие. Чехов убеждает читателя в том, что ребёнок, не защищённый от произвола взрослых, может совершить чудовищный поступок, но его нужно понять, представить пытку лишением сна, на которую обречена маленькая нянька. «Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка». Ребенок, лишенный детства, - что может быть трагичнее! Чехову тема эта была близка. «В детстве у меня не было детства», - говорил он, имея в виду и груз непосильных обязанностей, лежавший на детях, и отсутствие близости с отцом, который умел только муштровать своих сыновей.

У Варьки нет даже светлых воспоминаний о деревенской жизни. Во сне лишь умирающий в страшных муках отец. Протест Варьки принял ужасающую форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при полном отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувствию и призывал Чехов, выступив адвокатом ребенка-убийцы. Некоторым литераторам того времени рассказ показался неправдоподобным, а сюжет его - «искусственным». Другие же возражали, что подобные истории встречаются и в жизни. Сам Чехов, будучи по профессии врачом, показал в рассказе «Спать хочется», как опасно обременять ребенка непосильным трудом. Детская психика - явление тонкое и сложное, требующее самого бережного отношения.

Л.Н.Толстой, высоко оценив рассказ, относил его к произведениям «первого сорта», назвал «истинным перлом». Толстой и сам много размышлял о деспотизме и безразличии взрослых, калечащих психику детей. Л.Н. Толстой, называя Чехова «Пушкиным в прозе», «несравненным художником», «художником жизни». Писателю удалось в столь сжатой художественной форме раскрыть психологическую драму малолетней служанки, доведенной вынужденной бессонницей до изнеможения и отчаяния.

Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году.

В «Гуттаперчевом мальчике» рассказана история маленького сироты Пети, взятого на обучение к циркачу. Акробат Беккер плохо говорит по-русски и не знает иного стимула в тренировках, кроме телесного наказания. Но страх перед учителем -- плохой помощник, «он внушает робость, а робость первый враг гимнаста». Петя просто обречен на гибель. Но смысл повести этим не исчерпывается. Сопереживание, умение понять нужду и горе другого человека - вот чему учит читателя повесть "Гуттаперчевый мальчик". Краткое содержание произведения даёт вполне достаточное представление о нелёгкой жизни бедного восьмилетнего ребёнка, оставшегося в раннем детстве без отца и матери. В противовес Пете Григорович выводит образы детей из богатой семьи (Веры, Зины и Павла). На фоне их роскошной жизни жалкое существование Пети выглядит ещё более несчастным. Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие акробатические трюки, которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.

Она будит в читателе множество переживаний и мыслей. Здесь и размышления о непостижимом Промысле Божием, так по-разному устраивающем человеческие судьбы, и раздумья о родительском грехе, влекущем за собой безмерные страдания детей, и тревожные помыслы о самовлюбленной гордости, умерщвляющей душу. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.

Читая повесть, мы удивляемся тому, как порой необдуманно и безответственно человек распоряжается бесценным даром жизни, или сокрушаемся от того, как сильны в человеке страсти и как мало он знает об Истинном Помощнике в преодолении их. Но вместе с тем, мы не можем не радоваться милосердию, которое по-прежнему близко сердцам многих людей. Конечно, повесть «Гуттаперчевый мальчик» -- болезненное чтение даже для взрослого человека. От некоторых сцен, вторгающихся в наше сознание и чувства, хочется скорее бежать в привычный душевный комфорт.

Повесть о маленьком акробате Пете знакома многим детям среднего школьного возраста. Очень интересно узнать о том, что думают читатели о произведении «Гуттаперчевый мальчик». Отзывы о повести у детей и взрослых очень печальные: все искренне жалеют Петю, переживают из-за того, что судьба оказалась к нему столь неблагосклонной. Изредка можно услышать мысли о том, что эту книгу не стоит читать в детском возрасте, так как она нагоняет на ребёнка тоску и депрессию. У каждого читателя складывается своё мнение о произведении, однако нельзя не согласиться с тем, что знакомство с подобными книгами позволяет воспитать в человеке такое важное качество, как сострадание к ближнему.

Список литературы

1. Эйхенбаум Б. М. Фет // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969.

2. Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Изд. 2-е. Л., 1990.

3. Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1984. С. 73-75.

4. Макарова В. А. А. П.Чехов // Русская детская литература. М., 1972.

5. Чехов А. П. Спать хочется // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1974--1982. Т. 7. [Рассказы. Повести], 1888--1891. М.: Наука, 1977.

6. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Сост. И.Н.Арзамасцева, Э.И.Иванова, С.А.Николаева. 2-е изд., стереотип, М.: Издательский центр «Академия», 2000. 544 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Расцвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ стихотворений с выводами сопоставительного характера. Стремление к порывам в пейзажной лирике Фета. Сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками. Использование художественных средств.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Литературный и лексический анализ произведения А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Оценка системы персонажей и характеристики героев данного рассказа, семантика их имен, определение проблематики. Сопоставление поздних рассказов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2010

    Ознакомление с методикой современного изучения лирических произведений в школе. Сопоставительный анализ как один из методических приёмов изучения поэзии. Рассмотрение опыта сопоставительного анализа на примере стихотворений Н. Рубцова и С. Есенина.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2014

    Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2002

    Конец 70-х годов XIX века - начало журналистской деятельности Антона Павловича Чехова. Юмор и характерная особенность рассказов и героев Антоши Чехонте. Анализ рассказа "Толстый и тонкий". Причины и последствия поездки А.П. Чехова на остров Сахалин.

    реферат , добавлен 09.07.2010

    Анализ стихов Н.А. Некрасова Понаевского цикла - тематика и художественное своеобразие. Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Стремление А.П. Чехова в пьесе "Чайка" обсудить проблему искусства, его сущности, назначения, традиций и новаторства.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2009

    Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета и ее особенности. Художественные особенности, методы и средства отображения времен года, их воплощение в поэтичеcких картинах природы. Взыcкательное отношение к cтихотворному маcтерcтву у Ф. Тютчева и А. Фета.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Место писателя в русской литературе и особенности его рассказов. Жизненный путь и место писателя в русской литературе. Чехов как мастер рассказа, анализ его рассказов: "В рождественскую ночь", "Хирургия", "Тоска", "Дама с собачкой", "Душечка", "Невеста".

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    "Палата №6" один из самых увлекательных рассказов Чехова с интересным сюжетом, который создан автором для выявления какого-либо порока в обществе, его причин и последствий. Жизнь доктора Рагина - история борьбы мировоззрения человека с реальностью.

    доклад , добавлен 29.04.2008

    Стремление Чехова к краткости, к сжатому, плотному повествованию. Дебют на страницах тогдашних юмористических журналов. Герой многих рассказов писателя - неприметный чиновник. Весомость драматического повествования Чехова.

Тема урока: «Родная природа в стихотворениях А.Н.Плещеева».
Цели урока:

а) образовательные: исследование художественных особенностей поэзии А.Н.Плещеева; поиск средств создания художественного образа, приобщение учащихся к литературно-художественному творчеству; отрабатывать навык комплексного анализа текста;

б) развивающие: развивать эстетический вкус учащихся, чувство слова; развивать умение видеть, чувствовать и понимать природу родного края;

в) воспитательные: бережное отношение к малой родине, родному краю.

Участники: учащиеся 7-ого класса.

Подготовительная работа: оформление презентации к содержанию урока, рисунки детей по теме «Мир вокруг меня», подготовка индивидуального сообщения, распечатка текстов стихотворений, музыкальное оформление (С.В.Рахманинов «Вокализ», карточки для групповых заданий.

Оборудование: муз.оформление (С.В.Рахманинов «Вокализ»), магнитофон, презентация, карточки для групповой работы, выставка книг А.Н.Плещеева, чистые листы бумаги (для работы в группах и парах), работы учащихся (рисунки) на партах, распечатки с текстами стихотворений на партах.
Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.
– Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она дает нам все: одежду, пищу, жилье… И ничего прекраснее природы не существует. Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого.

Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.


  1. Основное содержание урока:
а) активная беседа, анализ репродукции картины;

– Перед вами рисунки, которые выполнены учащимися нашей школы. Они наивны, несовершенны, но искренни. На них природа такая, какой ее увидели ребята.

– А это репродукции картин известных художников: Федора Алексеевича Васильева «Пейзаж с облаками», Алексея Кондратьевича Саврасова «Зимний пейзаж», Исаака Ильича Левитана «Весна – большая вода». Первые две репродукции мы уже рассматривали и анализировали с вами на уроках русского языка, с творчеством Исаака Левитана нам предстоит встреча в следующем учебном году.


Но позволим себе несколько минут сказать о творчестве этого, по словам А.П.Чехова, «лучшего русского пейзажиста».

– Кто такой пейзажист?

Это художник, рисующий пейзажи.

– Алексей Константинович Саврасов – мастер-живописец, который с удивительной точностью изображал все, что видел и чем любовался: старую деревушку, весенний снег, голые деревья… Саврасов учил молодых художников живописи. Он страстно любил природу. Весной, когда прилетали грачи, он переносил свои занятия из мастерской на природу. Алексей Константинович умел наблюдать и понимать природу, находить в ней очарование.

Среди учеников Саврасова был Исаак Левитан. Выехав на природу, учитель с учениками целые дни проводили в лесу, где они по долгу смотрели на талый снег, на ручьи, журчащие по оврагам, на сияющее голубизной весеннее небо.

Левитан садился со своим мольбертом поближе к учителю и следил за ходом его работы. Годы ученичества не прошли для Левитана бесследно.

Картина «Весна – большая вода»… Что вы видите на переднем плане?

Мы видим стоящие в воде березки, вода залила их во время весеннего половодья.

– Что видим на заднем плане?

Виднеются сельские постройки, некоторые из них тоже залиты водой.

– Обратите внимание, что это сельский пейзаж. – Какие краски использует художник?

Коричневые и голубые.

– Коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. Голубой у Левитана – это цвет надежды на лучшее.

– Какое настроение выражает художник?

Радостное, восторженное, светлое, эмоционально-приподнятое.

– Какое чувство хотел передать нам Исаак Левитан?

Надежду или ожидание.

– Молодцы, от картины веет спокойствием и радостью, зрителя согрет ожиданием тепла, солнца.

На фоне музыки – С.В.Рахманинов «Вокализ». Вот как выразил свое чувство от этой картины знаток и ценитель русской живописи Алпатов: «Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят как те самые березы, которые исконно воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение; они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветки сливаются с голубизной неба…»

Такое впечатление, что это рассказ не о картине, а о лирической песне.

– И.И.Левитан – это любимый художник Сергея Васильевича Рахманинова, композиция его музыки звучала сейчас. Композитор почти каждое лето и начало осени проводил в своем имении Ивановка, которое располагалось в ста верстах от Тамбова. Как и Левитан он восхищался великолепными русскими пейзажи. И даже когда ему придется уехать из России в Америку, он часто будет вспоминать родные поля и степи, леса и степи.

– Русский пейзаж…, что в нем должно быть обязательно?!

«Должна быть душа, … он должен быть звуком, который отвечает сердечным чувствам. Это трудно передать словом, это так похоже на музыку», – писал русский живописец Константин Алексеевич Коровин. В этих строках он объединил поэзию, музыку и живопись.

– Какой вид искусства мы сегодня не затронули?

б) сообщение темы урока;

– В самом раннем детстве вы не раз от мамы или бабушки слышали простые строки:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Они запали в памяти навсегда. Такова сила истинного таланта, что стихи кажутся не сочиненными кем-то, а как бы извечно существовавшими в природе. Они не ошеломляют нас игрой красок и звуков, а покоряют своей естественностью и жизненной достоверностью. Они стали нашей собственностью, мы уже мылим ими. Счастлива судьба поэта, чьи стихи переходят из поколения в поколение! Бессмертно имя его.

Кто же он, подаривший нам неувядающие строки, проникнутые любовью к Родине, к ее народу, к русской природе?

Возможно, вам, ребята, приходилось в ответ на какую-либо свою просьбу слышать от взрослых: «Будет вам и белка, будет и свисток». Это строчка из стихотворения русского поэта Алексея Николаевича Плещеева «Старик». Он много писал специально для детей, и стихи его искрятся добротой.

Тема нашего урока – «Родная природа в стихотворения А.Н.Плещеева».

– Как вы думаете, чему будут посвящены стихотворения, которые мы проанализируем?! С каким временем года нам вновь предстоит встретиться?!

в) чтение и анализ стихотворений;

Стихотворение «Весна»

– Как вы думаете, почему все живое ждет весны с нетерпением? Чем так привлекательно это время года?

Выступление учащейся:

+ Весна… Медленно тает снег, постепенно обнажая землю. То оттепель, то заморозки по утрам. Небо ясно-голубое. Легко дышится! Деревья еще не распустились, но уже набирают силы, меняется цвет почек. Зацветают первые весенние цветы и в лесу, и по оврагам в городе.

На снежных полянах рыжие пятна – проталины. Они похожи на веснушки. День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Стихотворение наизусть читает учитель:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.

«Весна!» – читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят – кто больше всех

Природы любит обновленье!
На фоне стихотворения идут слайды:

– Я прочитала вам стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». Какие звуки природы вы смогли уловить при первом чтении?

Детский веселый смех, пение птиц, звон капели, журчание ручейков, мелодичное пение соловья.

– Прочитайте данное стихотворение самостоятельно и приготовьтесь ответить на два моих вопроса: О чем это стихотворение? Какие основные образы вы можете отметить?

Стихотворение «Весна» повествует о том, как начинается весна, как она приходит. Глаголы засвищут, оденется указывают, что действие еще не совершено, результат не показан.

– Подумайте, весна борется в стихотворении с зимой или полноправно вступает в свои права?

Весна пришла как хозяйка строгая, властная, но дарящая надежду и ожидание на какое-то чудо.

– Подтвердите свои слова строчками стихотворения.

– Какие образы вы можете отметить в стихотворении «Весна»?

Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек.

– Мы можем сказать, что образ Весны дан собирательно. А, как вы думаете, поэт изобразил приход весны в город или в лес?! Почему нам трудно ответить на этот вопрос?

А.Н.Плещеев редко изображает природу многокрасочной и нарядной. Он передает картины природы, не описывая их подробно, а схватывая лишь отдельные интриги, воспроизводя общую обстановку и создавая общий настрой. Мы не имеем право осуждать поэта, каждый воспринимает окружающий мир по-своему, лично, индивидуально.

Поэт наполнил стихотворение глаголами: тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется, стучит, унесла.

– Это не просто глаголы, а глаголы звуков. И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни и довольства жизнью. Идейно-художественным центром текста становятся глаголы – вторая особенность творчества А.Н.Плещеева. Попытайтесь вспомнить, кто из поэтом 19 века был скуп на прилагательные, а показывал образы с помощью глаголов.

Александр Сергеевич Пушкин.

– Данное стихотворение примечательно со стороны употребления в нем глагольных времен. Перечитайте первое предложение, определите время и вид глаголов первой строчки.

Глаголы употреблены в форме настоящего времени, несовершенного вида.

– Они обозначают действия обычные, повторяющиеся из года в год. Определите время и вид глагола второй строчки.

Глагол повеяло употреблено в форме прошедшего времени, совершенного вида.

– Однако, ребята, это прошедшее время не относит действие в прошлое, а обозначает его как происходящее на одной временной плоскости с глаголами настоящего времени (повеяло весной в тот момент, когда побежали ручьи и начал таять снег). Удивительно еще и то, что эту форму прошедшего времени мы свободно можем заменить глаголом настоящего времени: В окно веет весной, когда…

+ тает снег, бегут ручьи.

Возможность использования разных времен без нарушения временной перспективы является одним из замечательных свойств русского глагола, которым активно пользуются художники слова.

– Перечитайте вторую строфу, нет ли здесь слова, смысл которого вам непонятен.

Слово «лазурь».

– Лазурь – краска светло-синего, лазурного цвета; цвет синевы.

– Какой литературный прием помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворенными?

Олицетворение: ручьи бегут, лес оденется, зима ушла и унесла. Аллитерация – гремящий и рокочущий звук «р»: ручьи, скоро, лазурь, ярче, сердце, в груди.

– Только ли образ Весны мы видим в стихотворении «Весна»?! Автор включает себя, человека в мир природы, он как бы ее часть, наблюдает и преодолевает трудности в жизни, борется с невзгодами и от того становится счастливым, видит в этом смысл жизни.

– В чем проявляется созвучие человека и природы в стихотворении? Зачитайте эпизод в тексте для подтверждения ваших слов.

Состояние, происходящее в природе, созвучно состоянию души человека.

Работа в парах;

– Перед вами две карточки с примерами настроений, выберите и подчеркните простым карандашом только те слова-настроения, которые соответствуют нашему стихотворению.

– Материалами какой карточки мы не может воспользоваться? Почему? Какие слова-настроения отметили вы на второй карточке?

Теплое, загадочное, нежное, бодрое, шутливое.

– Перечитайте стихотворение про себя и подготовьтесь прочитать вслух, передав интонацию радости, восторга, торжества, ликования, бодрости.

Стихотворение «Как мой садик свеж и зелен!»

– Весна – время цветов, время цветения. На лесных проталинах – на зелененькой ножке показался голубой глазок подснежника, в тайге-матушке изумленно раскрыли глаза незабудки. Говорят: тот, кто сорвет незабудку – сибирский цветок, никогда не забудет дорогу домой. На глинистых склонах оврагов, по косогорам уже в середине апреля раскроются навстречу солнцу желтые соцветия мать-и-мачехи. А в город, на городские улицы с какими цветами приходит Весна?!

Работа в творческих группах;

– Сейчас каждая группа выполнит свое задание, оно поможет ответить нам на вопрос.

Задание 1. Вставьте пропущенные существительные:

Как мой … свеж и зелен!

Распустилась в нем …;

От … душистой

И от … кудрявых – тень.

Задание 2. Сочините четверостишие по заданным рифмам:

…………………. лилий,

…………………. георгин,

…………………. головки

…………………. один.

Задание 3. Подберите нужные рифмы:

Да подсолнечник ….. ,

Словно верный …. ,

Сторожит себе … ,

Всю поросшую … .

Задание 4. Вставьте пропущенные эпитеты:

Но люблю я садик ….:

Он душе моей милей

Городских садов …

С сетью … аллей.

После проверки получившихся вариантов звучит стихотворение А.Н.Плещеева «Как мой садик свеж и зелен!» в исполнении учащейся.

– Какие же цветы приносит весна в город?

Распустившиеся соцветия сирени, черемухи, липы.

– Кусты сирени с кистями душистых цветов на фоне темно-зеленых сердцевидных листьев издавна украшают наши сады. Есть города, где особенно много сирени.

О появлении сирени существует легенда. Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. Там, куда попадали лучи, распускались цветы – желтые, оранжевые, красные, белые, синие. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она дошла до севера, у нее остались только лиловые лучи. И из них-то и выросли кусты сирени.

Сирень с французского языка переводится «лиля», отсюда и слово «лиловый».

– Лиловый цвет, назовите близкий к нему…

Сиреневый, бледно-фиолетовый.

– Знаете ли вы, что слово «сирень» является многозначным?! А вот послушайте Леонида.

Словарная работа (индивидуальная работа со словарем).

+ Слово «сирень» имеет следующие значения: 1) кустарник или дерево с душистыми лиловыми или белыми цветками, собранными в гроздья; 2) цветок, гроздь цветков этого кустарника.

– В каком из значений употреблено данное слово в стихотворении А.Н.Плещеева?

+ Цветок, гроздь цветков кустарника.

– У каждого из вас есть свой любимый цветок. Представьте его сейчас мысленно.

Посмотрите на слайд – лилии. Лилия – растение с большими цветами наподобие колокола. Белая, желтая, красная лилия. Букет лилий в поэтических текстах употребляется как символ белизны, чистоты, нежности. Лилия – насколько красивый цветок! С каким эпитетом употребляется слово «лилия» в стихотворении? Как он характеризует прекрасный цветок?


– Какой эпитет употребляет Плещеев к слову «георгин»? Как вы думаете, почему?

– Какими же цветами в своем садике восхищается автор?!

– Чем же они отличаются, за что поэт так возвышает их?!

А может, ребята, потому что мак и подсолнечник – по своей природе не прихотливые травянистые растения; они привлекают не изысканностью, а искренностью.

– Перечитайте стихотворение и определите, какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

Поэт использует олицетворения: мак возвышает головку, подсолнечник сторожит; эпитеты: бледных лилий, горделивый георгин, сады унылые; сравнение: словно верный часовой.

– Если бы вы были иллюстраторами этого стихотворения, то какие бы оттенки красок вы выбрали? Каким бы отдали свое предпочтение?

– Каков настроение этого стихотворения, можете для ответа на вопрос использовать материалы карточек.

Бодрое, ликующее, торжественное.

– Обратите внимание на последнее стихотворение. Что говорит поэт о себе?

Его душа, его мир вновь соединяется с миром природы.

– Весна, которую так ждали в предыдущем тексте, о которой трубили ручьи, пришла и разлилась запахами сирени, черемухи, расцвела красными маками и желтыми подсолнечниками.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Природа! Каждый стремится к ней, восхищается ее красотой и гармонией, простотой и величием, каждый старается найти в ней счастье и раскрыть свое сердце ей.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце…

– Что увидели и почувствовали в произведениях о природе мы на уроке?

Поэты, композиторы и художники восхищаются красотой родной природы.

Душа поэта всегда созвучна душе природы и образует единое целое.

Природа сближает людей.

Человек, наблюдающий природу, становится лучше.

– Попытайтесь перечислить особенности художественного мастерства А.Н.Плещеева. Какое стихотворение вам, возможно, захотелось выучить и рассказать близким людям.

– Чем вам запомнится этот урок?

– Мне хочется, чтобы вы поняли – наша русская природа многокрасочна и эмоциональна. Колыхание ветерка, душистый запах сирени, заливистые трели соловья, журчание лесного ручья – все это наша природа. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Никитин, Плещеев – все они умели видеть в самом простом нечто особенное, загадочное. Они понимали. Что она разнообразна и необычна. Именно природа помогала им творить. Каждый из вас тоже может быть творцом, надо попробовать свои силы.


  1. Домашнее задание.
– Богат русский язык словами, относящимися к временам годам и к природным явлениям, с ними связанным. Подберите и запишите в тетрадь слова, которые охарактеризуют и покажут раннюю весну. Например: оттепели, капель (с крыш), проталина, …..

– Сравните стихотворение Я.Полонского «Весна, весна…» и стихотворение А.Н.Плещеева «Весна».

– Фотозарисовки к строчкам изученных стихотворений (это задание выполняется постепенно и оформляется классом).

МОУ ОО школа №4 им. Ф.Н.Красовского

городского округа – город Галич Костромской области

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Конспект урока по региональной литературе в 7 классе

Тема: « Родная природа в стихотворениях А.Н.Плещеева».

Конспект составлен учителем русского языка и литературы МОУ ОО школы №4 им.Ф.Н.Красовского Быковой Еленой Сергеевной

Галич

Литература:


  1. Аникина С.М., Золотарев И.В. Поурочные разработки литературы. 7кл. М., 2002.

  2. В мире литературы. 7кл. Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений
/ Авт. – сост А.Г. Кутузов, А.В. Киселев. – М.: Дрофа, 1999.

  1. Литература. 5 – 11 классы: нестандартные уроки / авт.-сост. О.М. Реут. – Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. пособ. по лит. для учащихся 7 кл. – М.: Просвещение,1998.

  3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческий терминов: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.

Анализ стихотворения Плещеева Весна 5 класс по плану

План

1. История создания

2.Жанр

3. Основная тема

4.Композиция

5.Размер произведения

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. Произведение «Весна» было написано Плещеевым в 1872 г. К теме весеннего пробуждения природы обращались многие русские поэты. Рассматриваемое стихотворение принадлежит к наиболее удачным произведениям, посвященным весне.

2. Жанр произведения - лирическое стихотворение.

3. Основная тема - весеннее обновление природы и чувства, которые оно пробуждает в каждом человеке. Автор бесконечно рад тому, что миновала злая и холодная зима. Природа оживает под лучами весеннего солнца. Вместе с природой от забот очищается душа, в ней просыпаются новые надежды и мечты. Важным моментом стихотворения является упоминание о людях, «чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе». Автор не забывает о простых крестьянах. Он считает, что их тяжелое положение также скрашивается наступлением весны. Главными же глашатаями весны являются птицы и дети. Их «звонкий смех» и «пенье» - торжественный гимн, посвященный очередному сказочному преображению природы.

4. Композиция. Стихотворение делится на три части. Оно открывается изображением оживающей весенней природы. Во второй части автор описывает человеческие чувства, возникающие в это время. В финале происходит слияние человеческого и природного торжества.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб.

6. Выразительные средства. Автор применяет яркие эпитеты («ярче», «резвых», «звонкий»), которые создают ощущение праздника. Описывая природные явления, Плещеев использует олицетворение («лес оденется», «бегут ручьи»). Значительно усиливает впечатление противопоставление «злых метелей» «яркому солнцу».

7. Основная мысль произведения - неизбежное наступление счастья. Плещеев показывает, что приход весны способен оживить не только природу, но и душу человека, которая забудет все свои печали и горести.

Конспект показательного интегрированного урока

по литературе в 4 классе

Тема: «А.Фет, А. Плещеев «Весна»
(тема весны в литературе, музыке, живописи)

Цели:

    создать целостное представление о ранней весне (по стихотворению

    А.Фета «Я пришёл к тебе с приветом…»; картине И.Левитана «Март»; музыке

    П.И.Чайковского «Март»);

    сопоставить особенности изображения
    весны в этих произведениях; развивать речь учащихся, навыки

    выразительного чтения; тренировать навыки анализа лирического

    произведения;

    воспитывать любовь к искусству.

Задачи:

    познакомить с выдающимися произведениями искусства о весне;
    выяснить особенности каждого из них;

    развивать кругозор учащихся, умение видеть и понимать прекрасное.

Оборудование:

  • репродукция картины И.Левитана «Март»,

    магнитофон,

    запись музыки П.Чайковского «Времена года»;

    план анализа стихотворения;

    портреты поэтов

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока

Русская пословица:

…красна цветами, а осень пирогами.

Какое слово пропущено? (Весна)

егодня мы будем говорить о теме весны в поэзии, музыке и живописи

(эпиграф на доске) С природой одною он жизнью дышал…
Е.А.Баратынский

1. Слово учителя.
Весна… Всякий человек по-своему любит это время года. Кому-то оно дорого птичьим

гомоном, кому-то – шумным ледоходом. У многих весна вызывает прилив жизненных сил, неведомую радость, вселяет надежду.

Люди всегда восхищались весной. Давайте подберём эпитеты к слову ВЕСНА
(На плакате написано ВЕСНА. Дети на отдельных листочках записывают эпитеты к слову,приклеивают их к плакату)
- Как называют весну? (красна – красивая)

Да, весна прекрасна. Этим временем года восхищались многие поэты и писатели, художники и музыканты, и каждый из них по-своему показывал весны в своих произведениях.
2.Знакомство с творчеством Алексея Николаевича Плещеева

а) Биография А.Плещеева

Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.

Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.

б)Чтение детьми стихотворений А.Плещеева, подготовленных самостоятельно

Записывайте эпитеты и сравнения к слову ВЕСНА, встречающиеся в тексте.

в) Чтение стихотворения «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Что вы представили, слушая стихотворение?
- У каждого произведения есть настроение. Какое настроение у этого стихотворения?

Найдите строчки, доказывающие это.


г) Повторное чтение детьми по две строчки, объяснение прочитанного.
- Какой художественный приём использует поэт в словосочетании «лес оденется листвою»?
(олицетворение)
- Что такое олицетворение?
- А есть ли ещё примеры олицетворения? (
Унесла весна заботы )

- Прочитайте 1 абзац. Чего больше: описания или повествования? Прочитайте.

- А во втором абзаце?
- Какие чувства вызывает приход весны у Плещеева? А у вас?

- Найдите слова, которые вам не понятны. Кто их может объяснить?Вывод Плещеев написал о радостных чувствах, которые переполняют человека каждую весну.

3. Знакомство с творчеством А. Фета

- Стихи какого автора вы ещё подготовили?

а) Чтение стихов А.Фета, подготовленных дома

Б) слово о поэте (чтение учителем, показ слайдов)
Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.

История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери.

Он окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.

В 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.


в) Чтение стихотворения в учебнике с.

А какие слова повторяются? Зачем?
(повтор усиливает эмоциональное воздействие)

Чем похожи произведения Фета и Плещеева?
4. Теперь о живописи.

Картина И.Левитана «Март» (1895)

Если поэт может переносить действие с одного места на другое, то художник пишет только то, что в состоянии охватить один человеческий взгляд.

Он словно говорит: «Мгновение, остановись!»
Обратимся к картине И.Левитана «Март»
а) беседа с учащимися
- Как мы называем картины, на которых изображена природа?(пейзаж)
- Что изображено на картине?
- По чему видно, что это начало весны?
(не бегут ручьи, не слышно щебета птиц)
- Из чего видно, что это всё-таки уже весна?
(мягкий солнечный свет, всё ждёт тепла – стена дома залита солнечным светом, дремлет лошадка у крыльца – ей, наверное, тепло, начал подтаивать снег на крышах, оседают сугробы)
Картина тёплая, радостная.
- Есть ли люди на картине?(нет)
Но ждёт у крыльца лошадка, дверь приоткрыта, на бревне у дома скворечник.
Эта картина хранится в Третьяковской галерее.
- Какие краски использует художник?
(голубой цвет у Левитана – цвет надежды на лучшее; коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. использованы оранжевый, светло-фиолетовый цвета)
- Какое настроение передаёт художник?(жизнерадостное)
- Какие строки из стихотворения Тютчева созвучны этой картине? Прочитайте их.
Вывод От картины веет радостью, зритель согрет ожиданием тепла и солнца.

4. А теперь музыка .

Сегодня мы услышим музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года»

Звучит музыка.
- Что вы представили себе, слушая музыку?
- Какую весну изобразил Чайковский?
(раннюю)
- Какие образы представили вы?
- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?
(радость обновления)
III. Закрепление
Сегодня мы познакомились с выдающимися произведениями литературы, живописи и музыки о ранней весне.
- Что их объединяет?
- Почему поэты, музыканты и художники обращались в своём творчестве к весне?
(восхищались ею)

Вывод Их произведения – гимн весне, обновлению жизни. Мы смогли увидеть взаимосвязь

музыки, литературы и живописи.

IV. Итоги урока


Включайся в дискуссию
Читайте также
Осназ гру: невидимое видим, неслышимое слышим
Что такое хламидиоз и как он проявляется
Зуд и жжение в промежности, или предвестники малоприятных “интимных” недугов